Образ, который проходит через только что прозвучавший отрывок, — образ плодоносных растений. В одном случае это смоковница, по-нашему инжир, в другом — виноград. И первое, и второе призвано давать вкусный, сочный урожай. Ради этого человек ухаживает за этими растениями, вкладывает в них силу и время. И он бывает очень разочарован, если по каким-то причинам не может получить от них вкусные, сочные плоды, на которые рассчитывал.
Христос превращает этот образ в метафору, при помощи которой описывает отношения Израильского народа с Богом. Бог заботился о евреях, как садовник о плодоносном растении. Ухаживал за ними, вкладывал в них любовь и заботу в надежде, что Его детище принесёт сочные плоды. Этими плодами должны были стать подлинная вера в Творца, а именно, близкие и доверительные отношения с Ним. Но, увы, дерево оказалось обманкой. Как на смоковнице, листья были, а плодов не было, так и у Израиля, религиозного пафоса было хоть отбавляй. Был роскошный ритуал, великолепный храм, скрупулёзно продуманный устав, была тщательно разработана система богословской мысли, были свои институты, где преподавали выдающиеся религиозные мыслители. Но не было главного — живой связи с живым Богом. Не было настолько, что когда живой Бог пришёл в свой виноградник, то есть к Своему народу, Его не узнали, посчитали богохульником, Который разрушает традицию, и убили. Единственное на что религиозные лидеры оказались способны, общаясь со Христом, так это на то, чтобы задавать каверзные вопросы с целью поймать Его на слове, загнать в коварную ловушку. Поэтому Господь даже не вступает с ними в диалог. Какой смысл разъяснять что-то человеку, который слышит только самого себя, а тебя слушать в принципе не настроен? Это всё равно, что метать бисер перед свиньями. Поэтому Христос постоянно уходит от ответов. А участь тех, кто когда-то был призван к тому, чтобы получить высокий опыт богообщения, но не воспользовался этим даром, — участь засохшей смоковницы. Она уже ни на что не годна. Только разве что на дрова, как говорит Сам Господь в другом месте Евангелия.
Однако Бог никогда не закрывает для человека дверь полностью. Всегда остаётся лучик надежды. Израиль был весьма неоднороден. Оказались в нём и те, кто отозвался на призыв Христа. Это мытари и блудницы. Это те, кто, по мнению ортодоксальных ревнителей Моисеева закона, не мог даже и помышлять о том, чтобы иметь какие-то отношения с Богом. Но именно они и смогли принять Спасителя и войти в Его Царство. Причина проста: им не на что было надеяться. В своей жизни они проиграли по всем фронтам. Полностью не состоялись как благочестивые, добропорядочные люди. А потому и надеяться могли только на милость Божию, а не на свою добродетельность. А потому, когда Христос позвал их, они крепко ухватились за этот подарок. Не в их положении было вести торги. Такой шанс было нельзя упустить.
Бог открывается не тому, кто знает себе цену, и знает, как продать себя подороже, а тому, кому не на что больше надеяться кроме как на Него одного. Тому, кто явственно увидел, как он беспомощен и бессилен перед этой жизнью, перед её обстоятельствами, перед другими людьми, перед собственным несовершенством. Лишь в душу такого человека может войти Господь. И она, какими бы раньше страстями ни была одержима, под действием божественной благодати приносит Творцу вкусные и сочные плоды верности и веры.
Читать далееСегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы книги Исход, которое мы слышим сегодня во время богослужения в православных храмах, не может не заставить нас посмотреть на этот вопрос с неожиданной точки зрения.
Не правда ли, какая парадоксальная история только что прозвучала? Евреев в Египте притесняют, нагружают невыносимыми работами — чтобы ограничить их численность — а те, напротив, ещё активнее размножаются и распространяются. Наша сегодняшняя логика решения демографической проблемы — прямо противоположная: мы думаем, что люди не хотят рожать прежде всего из-за недостаточного уровня жизни — значит, корень проблемы лежит именно в области материального благополучия. Однако история еврейского народа говорит о том, что всё несколько иначе — если не сказать прямо: проблема совсем в другой области.
Ключ к пониманию проблемы — в словах о повивальных бабках, которые под угрозой собственной жизни решились преступить наказ фараона умерщвлять каждого рождённого в еврейской семье мальчика. Они решились пойти против воли фараона только по одной причине — потому что боялись Бога. Но не только повитухи благоговели перед волей Всевышнего — именно вера в Бога была самой главной, первичной ценностью для каждого еврея. Ценностью безусловной, непререкаемой, абсолютной. И если Он дал заповедь ещё в раю — плодиться и размножаться — значит, её неисполнение — грех, тотчас переводящий тебя из статуса Божьего раба — в статус Божьего врага.
Едва ли можно представить себе, чтобы в нашем обществе отношение к деторождению было хоть как-то связано с пониманием заповеди Божией. Детей рожают — а то и «заводят» — страшное-то слово какое, словно каких-то домашних животных! — в основном из других мотивов. Ощутить полноту семейного счастья. Оставить свой след в поколениях. Увидеть «плод взаимной любви». Но для всего этого, как правило, вполне достаточно и одного ребёнка. В таком подходе сквозит какой-то зашкаливающий, циничный эгоцентризм. Даже ребёнок — и тот оказывается сразу же включённым в некую невероятную круговерть обслуживания потребительских интересов родителей — пусть и вполне благородных. Ценность ребёнка определяется пространством интересов родителей — и за их пределы не выходит.
Если бы евреи в египетском рабстве думали так же, как многие наши современники — никакого Исхода бы не произошло, через несколько поколений евреи бы растворились среди египтян — и их былая славная история закончилась бы. Но евреи ощущали себя не просто рабами, обречёнными выполнять волю Всевышнего: нет, они чувствовали себя со-работниками, с позволения сказать, «теургами», которые с помощью Бога стремились исполнить желанную цель.
Русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев в своей работе «Смысл творчества» так определяет теургию: «искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую... Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество». Конечно, многие скажут: мы люди простые, нам не до творческих вдохновений и изысков. Но ведь каждому здоровому человеку Бог вложил способность стать родителем! И, мне кажется, если бы это осознание себя как со-работника Самого Господа Бога становилось всё более распространённым, то и демографическая проблема решилась бы очень быстро!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееБиблейская книга Исход начинается с печального для священной истории события. Мы слышим, как Писание сообщает нам о смерти праотца Иакова и его сыновей. Нет. Они не были убиты. Смерть пришла к ним по естественным причинам. Но сам факт кончины представителей этого поколения героев библейской истории служил доказательством смены эпох. Исторический период ветхозаветных патриархов закончился. Наступил новый этап — тяжелейших испытаний верности народа еврейского истинному Богу.
Перед смертью патриарх Иаков вместе с семейством переселился в Египет по приглашению любимого своего сына Иосифа. Тот занимал место ближайшего помощника фараона и фактически управлял государством. Со временем число евреев в Египте увеличилось. И новые фараоны (не знавшие ни Иакова, ни Иосифа) стали опасаться, что евреи поднимут бунт и лишат египтян власти. Конечно же, данные опасения являлись излишними. Но, тем не менее, они казались идеологическим обоснованием гонений на народ избранный.
Евреев стали наказывать за самые маленькие провинности. Их насильно отправляли на тяжёлые строительные работы. Однако, несмотря на все применённые санкции, число потомков Иакова только увеличивалось. Тогда фараон приказал повивальным бабкам умерщвлять новорождённых мальчиков-евреев. Надо сказать, что повитухи боялись Господа больше, чем земного царя. А потому не оскверняли себя кровью убитых младенцев.
Так кратко выглядит исторический контекст прозвучавшего чтения, которое традиционно можно услышать в православных храмах в Великий понедельник — первый день Страстной недели, посвящённой воспоминаниям о заключительном этапе служения Христа. Какие параллели проводит Церковь между событиями ветхозаветной древности и событиями из земной жизни Спасителя? В первую очередь, о противостоянии греховной воли людей святому Промыслу Божию. Фараон применял все возможные способы, чтобы истребить народ еврейский. Египетские власти использовали для достижения жестокой цели и наказания, и принудительные работы, и даже убийство детей. Речь шла фактически о геноциде.
Но чем больше евреи страдали, тем, вопреки всему, их число становилось только больше. Так происходило потому, что они оставались верны истинному Богу. Гонения не могли сломить их, потому что внутри этих людей имелся прочный стержень преданности Господу. Спасителя Его недруги тоже всячески обижали, оскорбляли, изгоняли. Но чем сильнее становилось это давление на Христа, тем скорее умножалось число Его последователей. Пиком, так сказать, «популярности» Господа Иисуса оказался день торжественного входа в Иерусалим. Тогда в «Золотых» воротах иудейской столицы Христа приветствовала огромная толпа.
Потом всё, конечно, резко изменилось. И те, кто ещё вчера кричали «осанна», «слава», начали требовать казни Спасителя. Но вот Христос-то не изменился. Ему прекрасно известна была природа земной популярности. И Он преходящей славой никогда не очаровывался. Господь Иисус думал не о мнении толпы, а о той искупительной миссии, ради которой пришёл на землю.
Но вернёмся к тексту книги Исход. Какую практическую пользу можем мы извлечь из данной ветхозаветной истории? Мы живём в постоянно меняющемся мире. То, что кажется вечным, неизменным сегодня, завтра превратится в прах. Таков закон времени. Но Бог выше времени! И если человек считает себя верующим, в первую очередь, его должно заботить — насколько его жизнь, его совесть соотнесены с заповедью Божией. Потому что заповеди, в отличие от трендов и брендов, не меняются. И если мы будем верны истине Господней, то никакие бури и ветры не будут над нами властны. А в тех случаях, когда мы окажемся теснимы или гонимы за верность Богу, Он всегда будет рядом, обращая зло во благо.
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим первые двадцать стихов книги Исход. Сорок дней поста окончены, и мы вместе со всей Церковью вступаем в особые дни Страстной седмицы. Одной из ветхозаветных книг, которые читались до этого, была книга Бытия и можно подумать, что обращение к Исходу — это просто продолжение чтения Пятикнижия Моисеева. И всё же очевидно, что за оставшееся время книгу Исход прочитать невозможно и, значит, цель у обращения к этой книге иная.
Дело в том, что в контексте Ветхого завета книга Исход занимает особое место, ведь именно в ней и описывается сам Завет, в котором Бог и Его народ находились всё время до пришествия Иисуса Христа. Да и само ключевое событие еврейской истории, по которому получила название книга, явилось прообразом спасения, которое совершено Спасителем. И если всё, происходящее в книге воспринять как прообраз, мы увидим, что в нём, как солнце в капле воды, отражается история избавления Богом людей из плена греха и смерти. Конечно, у всего этого повествования есть буквальный вполне исторический смысл, но Церковью эти тексты избираются потому, что пребывание в Египте и спасение из него силой Божьей, соотносятся со спасением, которое даровано нам во Христе.
Когда-то задолго до описываемых событий Бог обратился к Аврааму и призвал его совершенно новым отношениям, которые должны были распространиться на его потомков, а в дальнейшем на всех людей вообще. Видимой основой этих отношений было обещание Бога даровать Аврааму потомков, а также трудный путь Авраама в землю, которую Бог обещает ему. Однако, проходит время и в силу тяжёлых жизненных обстоятельств все они уходят в Египет, покидая землю, в которой Бог заповедал им жить.
Почему они это делают? Они ищут в Египте временное спасение от голода, но в итоге начинают обживаться. Они находят там покой, хотя их покой должен быть только в Боге. Фараон видел в их присутствии политическую опасность и хотел уничтожить их физически, в то время как на самом деле их присутствие было опасно для них самих и грозило им смертью духовной. В нашей жизни тоже так бывает, когда, находясь в трудных обстоятельствах, мы начинаем полагаться на себя и ресурсы этого мира и забываем о Боге. Попробовав жизнь без Бога и Церкви, человек вдруг понимает, что выжить он так способен, что есть чему радоваться, на что надеяться... Конечно, это самообман, но человек редко оказывается способен сам это понять. И как потомкам Иакова понадобился фараон, чтобы они вспомнили о своем призвании, так нам, к сожалению, бывают нужны внешние трудности, чтобы почувствовать нужду в Боге и вернуться к Нему.
Читать далееСегодня, в Великий Понедельник, Церковь начинает чтение фрагментов второй книги Моисея — Исход. Эта книга чрезвычайно важна не только для иудеев, о предках по плоти которых в ней идет речь, но и для христиан. Важна настолько, что события Исхода вспоминаются за каждым суточным богослужебным кругом. Начало чтения этой книги в понедельник Страстной седмицы не случайно: христиане видят в истории исхода евреев из Египта прообраз Пасхи Христовой. Церковь проводит параллель между выходом избранного народа из земли, в которой они были рабами, и исходом верующих во Христа из рабства греху и смерти. Собственно, из этой параллели вытекает и само слово «Пасха», которое изначально связано как раз с событиями исхода из Египта.
Только что мы услышали начало книги Исход. Здесь описан процесс превращения потомков Иакова из свободных граждан в рабов. Указано несколько причин, которые привели к плачевному положению евреев в Египте. Во-первых, ушла память об Иосифе и о его заслугах перед Египтом. Во-вторых, народ Израиля чрезвычайно умножился, а потому и усилился, египтяне начали видеть в нем угрозу своей государственности. Второе особенно примечательно, ведь оно означает, что потомки Иакова сумели сохранить свою идентичность, несмотря на смешанные браки некоторых евреев, они остались верны заветам своих патриархов, они не утратили своего национального лица, а это стало возможным лишь благодаря почитанию Единого Истинного Бога, ведь именно строгий монотеизм, а не что-либо другое, был отличительной чертой потомков Иакова. Любопытно здесь еще и то, что у нас нет библейских свидетельств каких-либо религиозных колебаний евреев во время их пребывания в Египте. Если в дальнейшем — во время жизни в Земле Обетованной — уклонение в язычество стало происходить весьма регулярно, то в Египте не было ничего подобного. В этом легко увидеть особое попечение Бога, Который оберегал Свой, тогда еще слабый в нравственном и религиозном смыслах, народ. Бог же стоял и за необычайным увеличением числа израильтян. Он же давал народу физическую крепость, которая так сильно настораживала египтян. В дальнейшем — уже во время странствования по пустыне — Бог поступит так, как поступают родители, Он перестанет поддерживать Свой народ, а будет лишь страховать его с тем, чтобы потомки Иакова научились ходить самостоятельно, чтобы их вера окрепла, и они превратились из рабов в свободных во всех смыслах людей.
Помимо прообраза Пасхи Христовой, история Исхода еще и история души каждого верующего человека. Всем нам вера подается как незаслуженный дар, на первых порах нет необходимости ее поддерживать, она проста есть, но в дальнейшем неизбежно наступает время, в которое Бог немного отходить в сторону, Он рядом, но мы перестаем чувствовать Его ежесекундно. Поначалу это страшно, многие на этом этапе отходят от веры, но этот этап также необходим, как исход евреев из Египта, без этой богооставленности никто из нас не сможет прийти «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Читать далееКнига Исход начинается небольшим прологом, который напоминает нам, что произошло в последних главах предыдущей книги, книги Бытия. Здесь перечисляются имена сыновей еврейского патриарха Иакова, которые вместе со своим отцом во время голода в Палестине переселились в Египет. Библия называет точное число — всего 75 человек. Вероятно, их было больше. Так как обыкновенно считались только мужчины, способные держать в руках оружие. А ведь были еще женщины, дети, а также рабы и рабыни. Следовательно, можно предположить, что переселившихся было несколько сотен человек. Как бы то ни было, это была относительно небольшая группа кочевников. Видимо, не более 300 человек.
Фараон выделил евреям самые плодородные пастбища в Египте. Они жили в дельте Нила, земле, которая называлась Гесем. В таких благоприятных условиях Израильский народ значительно умножился. Библия сообщает нам, что во время исхода из Египта только мужчин, способных к войне, было около 600000 человек. Следовательно, если верить библейским данным, численность всех евреев могла приближаться к 2000000 человек.
Жизнь богоизбранной нации кардинально меняется, когда в Египте воцарился фараон, который не знал Иосифа. Вероятно, речь идет не просто о новом правители в рамках одной династии, но именно о смене царственных домов. Как мы помним, Иосиф занял высокий пост в государстве именно благодаря тому, что у власти находился фараон, который по происхождению также был семит. Видимо, его род прервался. И к власти вернулись представители коренной аристократии. На евреев они стали смотреть с опаской, как на чужаков. Ведь кто знает, случись война, как они себя поведут? Не переметнутся ли на сторону противника? Все это и является причиной того, что из дорогих гостей евреи стали ненавистными рабами.
Как резко и неожиданно порой меняется судьба нации и отдельного человека. Только вчера ты был на коне, сегодня без копейки в кармане, один, в окружении недругов. Значит ли это, что Бог отвернулся от нас? История богоизбранной нации однозначно отвечает, нет. Посмотрите, даже в сложных обстоятельствах Господь находит возможность оказать евреям покровительство и поддержку через некоторых добрых египтян. А в итоге и вовсе чудесным образом избавляет Свой народ от рабства. Ведь изменчивость — свойство человека и тварного мира. Бог неизменен и верен своим обещаниям. В любой, даже самой тяжелой ситуации Он продолжит поддерживать Свое любимое создание. Именно в те моменты, когда нам особенно тяжело, Он усиленно трудится над тем, чтобы подготовить наше избавление. Оно придёт внезапно и будет удивительно. От нас требуется лишь одно: с верой в Творца просто перетерпеть темные времена.
Читать далееПохвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот, недоумение или даже горечь вызывают у нас случаи, когда вместо похвалы в ответ на добрые поступки мы получаем неприятности. Как нам на эти неприятности следует реагировать? Ответ можно найти в книге Иова. Отрывок из первой главы этого библейского произведения читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Книга Иова неслучайно читается в православных храмах в дни Страстной седмицы — недели перед праздником Пасхи. Церковь проводит параллель между незаслуженными страданиями Иова и теми испытаниями, которые выпали на долю безгрешного Христа Спасителя. Автор книги Иова подчёркивает в самом начале повествования, что главный герой — благочестивый человек, искренне любящий Бога и боящийся Его обидеть. Иов живёт по заповедям сам и воспитывает в почтении к ним своих детей. Потому он приобретает со временем славу самого благочестивого человека на Востоке.
Сатана находился в убеждении, что стоит лишить этого праведника его благополучия, и вера его тут же испарится. С таким предложением и выступил дьявол, искушая Бога. Интересными представляются обстоятельства разговора Господа со злым духом. Сатана приходит на совет ангелов. Необходимо понимать, что книга Иова — произведение определённого времени и религиозной культуры. Так люди того времени представляли себе события из мира духовного. Потому мы имеем дело скорее с поэтическим образом, чем с детальным описанием события.
Впрочем, следует отметить вот что. Бог спрашивает сатану, где тот ходил? Речь идёт не о сомнении во всезнании Творца, а о том, что Господь чужд злых путей дьявола, сторонится их и не хочет их знать. Спор, который происходит между Богом и дьяволом, это тоже проявление свойственной восточной религиозности эмоциональности. Так автор хочет показать, с одной стороны, хитрость сатаны, а с другой — подчеркнуть превосходство мудрости Божий над коварством врага. Господь соглашается отдать Иова на время в руки зла, будучи уверен — добро всё равно победит. Вот что, собственно, объединяет историю Иова с подвигом Христа.
Сын Божий, всемогущий и всезнающий, ограничивает Себя человеческой природой и отдаёт Себя во власть тёмных сил. Не для того, чтобы проиграть, а наоборот, чтобы, спустившись до самых глубин адовых, разрушить власть дьявола и вернуть людям вечную жизнь и радость Царства Небесного. Сатана задаёт в споре Богу вопрос — благословит ли Иов Тебя, когда я всё отберу у него? Дьявол не просто хотел лишить праведника детей и имущества, но стремился подтолкнуть его к богохульству, к необратимому духовному падению. Но Иов, как мы знаем, выдержал испытание. Христос, молясь в Гефсиманском саду, испытывал глубокий ужас от того, какая участь Его ожидает. Но тоже остался верен Небесному Родителю.
Вот и мы призваны быть праведниками и в дни радости, и тогда, когда над головой сгущаются тучи, когда кажется, что нет никакой надежды. Но Бог нас никогда не забывает. Иногда Он испытывает нас, чтобы мы закалились, стали лучше, крепче. Но никогда уроки Божии не превосходят наших сил.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНа протяжение первых четырёх дней Страстной Седмицы мы слышим историю Иова — которая стоит особняком среди всех библейских сюжетов. Особняком и потому, что сведения о нём крайне отрывочны, и потому, что речь идёт о времени ещё до заключения завета между Богом и еврейским народом — то есть о достаточно давних временах. И, главное, что отличает книгу Иова от других библейских книг — предельный драматизм. Именно здесь мы буквально врезаемся с разбега в стену абсолютной, немыслимой несправедливости по отношению к хорошему человеку — можно сказать, получаем своего рода «шоковую терапию», после которой на многое начинаешь смотреть иными глазами.
Но для начала давайте внимательнее посмотрим, о чём говорится в первых стихах этой книги. Итак, Иов — если перенести его в сегодняшние реалии — не просто богач: Аристотель упоминает, что у арабов всего было где-то под 3 тысячи верблюдов — столько же было и у Иова. То же самое и относительно других видов скота. Вспомним, что для того времени скот — это основной ресурс, более, чем сегодня нефть: это не только транспорт, но и пища, одежда, валюта.
Второй момент — дети. Мы помним, что отсутствие детей воспринималось в Древнем мире как явное проклятие Божие. То, что у Иова 7 сыновей и 3 дочери, — можно сказать, «золотой стандарт» человеческого счастья для его времени. Его дети каждый день пиршествуют по очереди в каждом доме, «праздник жизни» продолжается без перерывов.
Третье — неспроста писатель книги дважды употребляет одни и те же эпитеты к Иову — «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». Каждый раз по завершении «круга пиршеств» Иов как патриарх семьи совершает обряд очищения и приносит жертвы за детей — вдруг они «подзабыли» Бога в своём сердце во время увеселений.
Если подытожить всё вышесказанное, мы видим образ человека совершенно неукоризненного: всё у него хорошо — и в житейском, материальном плане, и в семейном, и в духовном. По каждому из этих пунктов можно выставить отличную оценку с плюсом, да ещё и добавить отдельную благодарность.
Что же происходит дальше? Очень странная, абсолютно немыслимая для всей традиции ветхозаветного текста ситуация: сатана наряду с ангелами предстаёт перед Богом и — простите, но скажу прямо: Бог хвалится совершенным праведником перед сатаной. Далее разворачивается невероятный диалог: сатана отвечает Богу — ну-ну, конечно же, ещё бы Иову не быть таким хорошим, когда Ты же Сам всё ему и дал! А вот если Ты Сам коснёшься всех его благ и отнимешь всё, что есть — вот тогда и посмотрим!
Удивительное дело: сатана предлагает Богу «коснуться Иова» и проверить, благословит ли он тогда Бога — а Бог ровно эту же возможность отдаёт сатане! Получается, что касание Бога и прикосновение сатаны для «адресата» имеют одни и те же последствия? Но как это возможно? Давайте не будет торопиться с выводами. Здесь, несомненно, скрыта какая-то глубокая тайна — и в чём она — мы поймём, внимательно наблюдая за продолжением этой потрясающей по своему драматизму истории. Но, забегая вперёд, всё-таки скажу. Когда Иов выйдет из всех своих искушений, он совершенно по-другому откроет для себя Бога и благословит Его. И увидит, что всё то, что открылось ему в его огромной скорби, является самым лучшим, самым быстрым и самым глубоким путём познания Творца.
Читать далееКнига Иова, которую сегодня начала читать Церковь за богослужением Страстной седмицы, одна из самых непростых книг всего Священного Писания. В этой книге очень много вопросов и крайне мало ответов.
Вопросы начинаются с невозможности достоверно определить ни время написания книги Иова, ни её автора. Конечно, есть различные предположения, но и они весьма размытые. Далее возникает вопрос к расположению таинственной земли Уц, в которой жил Иов. Очевидно одно: это какой-то ближневосточный топоним, но при этом описание жизни семьи Иова довольно непросто согласовать с имеющимися у нас представлениями о жизни людей Ближнего Востока в древности. К примеру, мы читаем, что сыновья Иова «сходились, делая пиры каждый в своём доме в свой день, и посылали и приглашали трёх сестёр своих есть и пить с ними». Для современного европейского читателя в этом нет ничего странного, но в древнем библейском мире незамужние девушки, которые живут с родителями, не могли ходить в гости к кому бы то ни было, их роль была совсем иной, они помогали родителям и находились дома, ну а когда они выходили замуж, то начинали сами принимать гостей-мужчин.
Но самые серьёзные вопросы вызывают, конечно, не бытовые подробности жизни Иова и его семьи, а безукоризненное благочестие Иова, которое входит в противоречие с другими книгами Библии, к примеру, в Третьей книге Царств в молитве царя Соломона мы можем найти такие слова: «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). Эти же слова повторяются и во Второй книге Паралипоменон (2 Пар. 6:36). Их же мы найдём и в книге Екклесиаста: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Цитирование можно продолжать очень долго, и все цитаты будут свидетельствовать об одном: любой живой человек так или иначе, но согрешает. А в книге Иова мы читаем о безукоризненном праведнике, который настолько благочестив, что регулярно возносит жертву за возможные мысленные грехи своих детей. И, что особенно важно, о благочестии Иова говорит не сам герой повествования, об этом говорит Бог, то есть благочестие Иова не субъективно, оно объективно. Как такое возможно? Ответа у нас нет.
Но вопросы на этом не заканчиваются. Более того, это были относительно простые вопросы.
А теперь о сложном: кто тот персонаж, которого русский перевод книги Иова называет «сатаной»? Вопрос вытекает из еврейского текста книги. Дело в том, что это еврейское слово означает не только дьявола, но и просто неприятеля или противника, отсюда произошло и его применение ко дьяволу, ведь он противник Бога, а в книге Иова мы видим, что тот, кто скрывается под именем сатаны, приходит к Богу с тем, чтобы получить разрешения на свои действия. Возможно ли предположить, что дьявол способен таким образом общаться с Богом? Это очень непростой богословский вопрос, ответ на который скорее будет отрицательным, чем положительным.
Книга Иова — это не книга ответов, это книга вопросов. Ответы могут быть самыми разными, но важнее всего то, что эта книга призывает нас задуматься, она не предполагает готовых рецептов и рекомендаций, она требует от читателей усердной работы мысли. И, пожалуй, в этом её главное предназначение и достоинство.
Читать далееКнига Иова — одна из самых известных книг Ветхого Завета. Почему же Церковь предлагает нам эту историю в начале Страстной седмицы Великого Поста? Для этого необходимо приглядеться к образу главного героя этой драмы.
Иов был человеком праведным и благочестивым. Очевидно, что перед нами не просто внешняя, формальная добродетельность. Явным образом об этом свидетельствует упоминание о том, что Иов приносил жертвы Господу за своих детей с той мыслью, что может быть они «согрешили и похулили Бога в сердце своем». Если он уделял такое внимание тому, что происходит на сердце у его детей, то насколько внимательней он следил за своим внутренним состоянием! Праведность Иова идет от сердца. Его совесть чиста перед Богом и людьми.
Второе, что обращает на себя внимание, это сцена диалога между Творцом и сатаной. Лукавый просит отдать Иова ему, чтобы доказать Богу: не такой уж Иов и праведник. Ведь легко быть благочестивым, когда у тебя все хорошо и ты благоденствуешь. Но сохранишь ли ты верность Творцу, когда земля уходит из-под ног и твой привычный и уютный мирок рассыпается как карточный домик. И Господь попускает ему исполнить задуманное.
Итак, перед нами тема страданий безгрешного человека. Это самая тяжкая разновидность испытаний, которая может выпасть на нашу долю. Ведь когда страдает грешник, отчасти понятно, за что это с ним происходит. А здесь нет видимых причин. И никто тебе ничего не объясняет. Просто такова воля Творца, таинственный Промысл Которого скрыт от нас.
Здесь и кроется ответ на вопрос, который мы поставили выше. Книга Иова читается в начале Страстной седмицы, поскольку имеет очевидные параллели с Евангельской историей. Иисус Христос был безгрешен и, тем не менее, пострадал от людей. На то была воля его Небесного Отца, Который словно отдает Своего Сына в руки обезумевшего мира. Иными словами, образ праведного Иова — прообраз страдающего Христа. И если мы будем внимательно читать эту книгу, то ее повествование может дать нам очень многое для понимания подлинных причин того, что произошло на Голгофе и происходит здесь и сейчас в жизни каждого из нас.
Читать далееВ начале великого поста мы часто говорим о том, что пост это путь к Пасхе. И с самого начала этого пути мы не только молимся, не только берем на себя аскетические труды, мы также учимся. Когда-то для оглашенных, а сегодня для всех нас Церковь избирает несколько книг которые рассказывают нам об истории человечества, вскрывают ее богословский и нравственный смысл. Это книги Бытия, Пророка Исаии и Притч. Однако страстная седмица в этом смысле действительно особенная, так как теперь мы должны обратить внимание на Христа, войти вместе с Ним во Иерусалим, участвовать в Тайной Вечери, быть свидетелями суда, распятия и смерти... В этой связи паремии страстной совершенно особенные, они сопровождают нас на этом пути и важное место среди них занимает книга Иова, который всегда воспринимался христианами как прообраз Христа. Что, впрочем, не мешало видеть в нем вполне живого, реального человека.
Итак, в сегодняшнем чтением мы услышали рассказ о праведном и богобоязненном человеке по имени Иов. Несмотря на то, что Предание считает Его потомком Исава, то есть грешного человека, он живёт праведной жизнью. Это очень важно, так как означает, что человек способен отличаться от своей среды, он сам решает быть ему добрым или злым. Более того, мы видим, что воспитывая детей, он своим поведением, начинает новую традицию, ведь даже в отличие от Измаила и Исаака, Исава и Иакова, Иуды и братьев его, чьи отношения далеки от идеала, дети Иова единодушны, они полны любви и пребывают общении. Вместе участвуя в пиршестве они приходят к отцу, который благословляет их и совершает жертвы всесожжения, потому что переживает не только за их поступки, но даже за их мысли. Однако, как все живое и настоящее, все, что входит в противоречие неправдой и злобой мира сего, добродетели Иова сталкиваются с потерями, унижением и болезнью.
Впрочем, прежде чем говорить об этом, стоит отметить, что вторая часть сегодняшнего отрывка во все времена вызывала больше вопросов, чем давала ответов. Разве у Бога есть дни для посещения и разве вообще Его можно посетить? Разве может Бог не знать, где был и что делал сатана, да и может ли Он вообще с ним разговаривать? Святоотеческие ответы на этот вопрос чрезвычайно разнообразны и практически всегда даются в виде предположений. Вполне вероятно, что перед нами тот же образный язык, который человеческими средствами выражает некоторую правду о Боге и Его творении. Например, правду о том, что всякой добродетели для того чтобы раскрыться в полноте необходимо реализоваться на практике, быть проверенной на прочность...
Обычно, когда в жизнь человека приходит беда, он задает вопрос: за что? К сожалению, мы так привыкли к этой логике, что вообще иначе не мыслим ни жизни, ни воспитания. Нам кажется очевидным, что трудности возникают в результате плохого поступка. Даже само качество того или иного дела для многих определяется тем, что мы получаем в конце: награду или наказание. Но ведь Иов непорочен, за что его наказывать?
Вопрос о страданиях один из самых страшных и сложных, тем более, что причины их могут быть не только в прошлом, но и в будущем. Мы можем без всякой вины взять на себя страдания другого, чтобы защитить его. Боль может спасать нас от надвигающейся опасности и более серьезной травмы. Наконец, страдание вызывает в нас ответную реакцию и мы осознаем ту рану нашего бытия, которая порождена с грехом. Так или иначе, книга Иова с самого начала говорит о том, что праведная жизнь не является гарантией отсутствия проблем. Она не даёт простых ответов, не позволяет видеть в отношениях Бога и человека никакой взаимовыгоды и примитивных рыночных стратегий. Разрушая ложные стереотипы о Боге и человеке, книга не всегда приводит нас к ответам, но там где этом происходит, становится очевидно, что они возникают только благодаря доверию к Творцу.
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий.