Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 18-43. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 18-43

Мф., 84 зач., XXI, 18-43 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди, которые интересуются христианством, порой задают себе вопрос: что значит стать христианином? Принять специфическую точку зрения на Бога и мир? Принять Таинство Крещения? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 21-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 21.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;

22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;

Зачастую мы даже не замечаем, что есть масса статусов и состояний, которые мы обретаем по факту рождения, не выбирая. Мы рождаемся с определённым полом, в определённой семье... Какой-то пейзаж, запах, язык становится для нас родным. Какие-то ценности и подходы к жизни мы впитываем с молоком матери. При этом, кое-что мы всё-таки выбираем. Когда-то Юрий Левитанский писал, что «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу». И для нас свобода выбора в этих и подобных сферах действительно совершенно очевидна и очень важна. Мы выбираем спутников жизни, выбираем веру и то, какими людьми станем. Однако это самое становление — процесс очень интересный, потому что на самом деле он совершенно не очевидный и не гарантированный. То есть формально всё просто: вступить в брак — это просто зарегистрировать отношения, выбрать религию, например, христианство — принять крещение, но когда мы становимся супругами по-настоящему, только ли с заключением брака или тогда, когда начинаем вести себя, как подобает мужьям и жёнам? Когда мы становимся христианами, когда крестимся или когда начинаем вести себя, как подобает ученикам? Ответ сложнее, чем кажется. Например, иудеи были уверены, что, будучи потомками Авраама, они уже рождаются в завете с Богом и нужно просто поддерживать этот завет соблюдением заповедей и отеческих традиций. И вот приходит сначала Иоанн Предтеча, а затем и Сам Иисус Христос, и показывают им, что прежний завет нуждается в обновлении, потому что их формализм привёл к тому, что правильное понимание заповедей было оставлено. Мы слышим, как Спаситель в сегодняшнем евангельском чтении рассказывает первосвященникам и старейшинам притчу о двух сыновьях, один из которых сначала согласился с просьбой отца, но потом делать ничего не стал, в то время как другой сначала отказался от её исполнения, хотя затем исполнил. Смысл притчи очевиден: согласие — это формальное становление на путь, исполнение — это становление реальное. Именно поэтому вывод из притчи оказывается совершенно невозможным для тех, кто уверен в том, что формальная часть завета является достаточной. «Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царствие небесное», — говорит им Христос. Потому что грешники, не послушавшись в начале, одумались после проповеди Предтечи и пришли к Богу, в то время как первосвященники и прочие записные праведники так и не одумались и были уверены, что близки к Богу просто по факту рождения и статуса.

Эта притча важна для нас и сегодня, потому что мы нередко считаем себя христианами, просто приняв таинство крещения. Господь же, обращаясь к сердцу каждого из нас, зовет нас к дальнейшему росту, к тому, чтобы мы не только сказали Богу «да», но и подтвердили свое согласие практикой жизни.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!