В домовой церкви елабужского епархиального женского училища шла служба. Воспитанницы в аккуратных форменных платьях тихонько подпевали хору. В уголке, у окна, стояла высокая женщина в тёмном креповом чепце и простом строгом платье. Скромный наряд, приветливое и кроткое выражение лица ничуть не выдавали в ней богачку и миллионершу. И, тем не менее, так оно и было: женщину звали Глафира Фёдоровна Стахеева. Она была вдовой известного в Елабуге и далеко за её пределами купца Василия Стахеева, наследницей его миллионного состояния и учредительницей Епархиального женского училища.
Не кичиться богатством, а направлять его на пользу ближним, Глафиру учили с самого детства. Её отец, купец первой гильдии и почётный гражданин Елабуги, воспитывал дочь по Евангелию, поэтому милосердие, доброта, чуткость и жертвенность естественным образом укоренились в характере Глафиры Фёдоровны.
Вместе с мужем, не только богатым человеком, но и щедрым благотворителем, она жертвовала храмам, монастырям, богадельням; поддерживала приюты и школы. Когда в тысяча восемьсот девяносто шестом году супруг Глафиры Фёдоровны скоропостижно скончался, она решила увековечить его память соответствующим образом — открыть на доставшиеся ей в наследство деньги в Елабуге Епархиальное училище для девочек.
Этот замысел возник не на пустом месте. В письме, адресованном епископу Вятскому Алексию Глафира Фёдоровна писала: «Мне известно довольно тяжелое положение местного духовенства, поставленного в горькую необходимость отправлять своих детей для обучения за пятьсот вёрст».
В здании нового училища, по её задумке, должны были расположиться домовая церковь, учебные классы, помещения для пансионерок, жилые комнаты для преподавателей. Однако дома, который соответствовал бы всем этим требованиям, не нашлось во всей Елабуге. И тогда Глафира Фёдоровна решила строить здание для Училища по специально разработанному проекту.
Вскоре на Казанской улице вырос внушительных размеров трёхэтажный особняк. В центре него, прямо над главным входом, высился купол домового храма в честь священномученика Василия Анкирского. Здание было оснащено водопроводом и полностью электрифицировано. Шестнадцатого сентября тысяча девятьсот третьего года Епархиальное училище открыло свои двери для воспитанниц.
Ими стали дочери местного духовенства, преимущественно из бедных семейств, расходы на содержание которых, на время их обучения, Стахеева полностью брала на себя. Таким образом, строительство и обеспечение училища обошлись ей почти в пятьсот тысяч рублей, что по тем временам было суммой более чем внушительной. Помимо этого Глафира Фёдоровна регулярно делала крупные пожертвования на нужды домового храма училища, в большие церковные праздники устраивала угощение для воспитанниц и преподавателей. Однако это купчиха Стахеева не считала расходами. Не потому, что купалась в деньгах, а потому, что потраченное ради блага ближних, расценивала как приобретение для души, и не ставила себе в заслугу.
Поэтому и награду — золотую медаль на Андреевской ленте, пожалованную Стахеевой Императором Николаем Вторым — Глафира Фёдоровна бережно хранила, но очень редко надевала. Впрочем, её и без регалий уважали и ценили. А подаренное Глафирой Стахеевой здание Епархиального женского училища служит елабужцам и поныне: сегодня в нём располагается Елабужский государственный педагогический университет.
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.