В домовой церкви елабужского епархиального женского училища шла служба. Воспитанницы в аккуратных форменных платьях тихонько подпевали хору. В уголке, у окна, стояла высокая женщина в тёмном креповом чепце и простом строгом платье. Скромный наряд, приветливое и кроткое выражение лица ничуть не выдавали в ней богачку и миллионершу. И, тем не менее, так оно и было: женщину звали Глафира Фёдоровна Стахеева. Она была вдовой известного в Елабуге и далеко за её пределами купца Василия Стахеева, наследницей его миллионного состояния и учредительницей Епархиального женского училища.
Не кичиться богатством, а направлять его на пользу ближним, Глафиру учили с самого детства. Её отец, купец первой гильдии и почётный гражданин Елабуги, воспитывал дочь по Евангелию, поэтому милосердие, доброта, чуткость и жертвенность естественным образом укоренились в характере Глафиры Фёдоровны.
Вместе с мужем, не только богатым человеком, но и щедрым благотворителем, она жертвовала храмам, монастырям, богадельням; поддерживала приюты и школы. Когда в тысяча восемьсот девяносто шестом году супруг Глафиры Фёдоровны скоропостижно скончался, она решила увековечить его память соответствующим образом — открыть на доставшиеся ей в наследство деньги в Елабуге Епархиальное училище для девочек.
Этот замысел возник не на пустом месте. В письме, адресованном епископу Вятскому Алексию Глафира Фёдоровна писала: «Мне известно довольно тяжелое положение местного духовенства, поставленного в горькую необходимость отправлять своих детей для обучения за пятьсот вёрст».
В здании нового училища, по её задумке, должны были расположиться домовая церковь, учебные классы, помещения для пансионерок, жилые комнаты для преподавателей. Однако дома, который соответствовал бы всем этим требованиям, не нашлось во всей Елабуге. И тогда Глафира Фёдоровна решила строить здание для Училища по специально разработанному проекту.
Вскоре на Казанской улице вырос внушительных размеров трёхэтажный особняк. В центре него, прямо над главным входом, высился купол домового храма в честь священномученика Василия Анкирского. Здание было оснащено водопроводом и полностью электрифицировано. Шестнадцатого сентября тысяча девятьсот третьего года Епархиальное училище открыло свои двери для воспитанниц.
Ими стали дочери местного духовенства, преимущественно из бедных семейств, расходы на содержание которых, на время их обучения, Стахеева полностью брала на себя. Таким образом, строительство и обеспечение училища обошлись ей почти в пятьсот тысяч рублей, что по тем временам было суммой более чем внушительной. Помимо этого Глафира Фёдоровна регулярно делала крупные пожертвования на нужды домового храма училища, в большие церковные праздники устраивала угощение для воспитанниц и преподавателей. Однако это купчиха Стахеева не считала расходами. Не потому, что купалась в деньгах, а потому, что потраченное ради блага ближних, расценивала как приобретение для души, и не ставила себе в заслугу.
Поэтому и награду — золотую медаль на Андреевской ленте, пожалованную Стахеевой Императором Николаем Вторым — Глафира Фёдоровна бережно хранила, но очень редко надевала. Впрочем, её и без регалий уважали и ценили. А подаренное Глафирой Стахеевой здание Епархиального женского училища служит елабужцам и поныне: сегодня в нём располагается Елабужский государственный педагогический университет.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов