
В жизни космонавта, дважды героя Советского Союза, Георгия Михайловича Гречко было три полёта в космос. В общей сложности на орбите он провёл без малого 4 месяца. Для космонавтики середины 20-го века — цифра более, чем внушительная. Он с детства мечтал покорять космическое пространство. Читал Циолковского. Очень любил фантастику, и вместе с героями книг мысленно путешествовал на Луну, Марс и Венеру. И всё же Гречко стремился в космос не только из-за того, что он такой далёкий, загадочный и неизведанный. Но и потому, что понимал: космические исследования нужны Родине, а значит — людям.
Впрочем, в начале 50-х, когда Георгий получал образование, ещё не было такой профессии — космонавт. Зато активно развивалось отечественное ракетостроение. И Гречко, которому со школьной скамьи легко давались точные науки, решил учиться на инженера-конструктора. После школы поступил в Ленинградский военно-механический институт на факультет реактивного вооружения. Учился, и мечтал: когда-нибудь его сын или внук полетит в космос на сконструированной им ракете... И не мог даже предположить, что космическая эра начнётся намного раньше, а он сам станет одним из её пионеров.
В 1954-м Гречко отправился на преддипломную практику в подмосковные Подлипки. Там располагалось опытно-конструкторское бюро, которым руководил Сергей Королёв. Академик заметил талантливого студента, и после защиты диплома предложил ему работу инженера. Георгий словно попал в сказку. Действительно — трудно назвать обыденным задание рассчитать траекторию выведения на орбиту первого в мире искусственного спутника Земли! Именно Гречко произвёл все необходимые расчёты для того, чтобы в 1957-м году советский спутник благополучно вышел в космическое пространство. Эта работа принесла Георгию Михайловичу первую государственную награду — медаль «За трудовое отличие». Георгий Михайлович принимал участие и в создании баллистической ракеты, знаменитой Р-7, или «семёрки», которая вывела спутник на орбиту. Позже, в 1961-м, именно эта ракета подняла в космос корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту.
Человек покорил космос! Случилось то, о чём с детства мечтал Георгий. В 1962-м году Гречко, который тогда работал испытателем ракет на космодроме Байконур, написал заявление на зачисление в отряд космонавтов. «Хочу отдать Родине всё свое умение, все силы, а если надо, и жизнь», — расписался, и подал бумагу в отдел кадров. После долгой, многолетней подготовки, 11 января 1975 года космонавт Георгий Гречко на корабле «Союз-17» вышел на орбиту и состыковался с орбитальной станцией «Салют-4». Тогда Георгий провёл в космосе почти месяц — более 29-ти суток. Это был мировой рекорд. Во время того полёта случилась удивительная вещь. Рассматривая через увеличительную аппаратуру фотографии Земли, сделанные с орбиты, на одной из них Георгий вдруг ясно различил православный храм. Пять куполов, высокая колокольня. Гречко произвёл расчёты, и выяснил, что это церковь Казанской иконы Божьей матери в деревне Рожново под Нижним Новгородом. Много лет спустя уже пожилой космонавт пришёл в этот храм как верующий человек. И до конца жизни помогал приходу.
Полёты Георгия Гречко в космос были непростыми. В 1975-м ему пришлось тушить пожар на борту станции. В 1977-м, рискуя жизнью, чинить сломанный телескоп. Но каждый раз всё заканчивалось благополучно. Космонавт верил, что Бог хранил его. В 2013 году Георгий Михайлович побывал на Святой Горе Афон — он привёз в дар Ватопедскому монастырю икону святого праведного воина Фёдора Ушакова. Гречко признавался, что святой адмирал с детства был для него ориентиром, примером любви к Родине и служения людям. И благодарил Бога за то, что Он и ему дал возможность принести пользу Отечеству.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема