
О композиторе Георге Фридрихе Генделе при его жизни ходило множество слухов. Говорили, что у маэстро тяжёлый характер, жаловались на его острый язык, но одновременно восхищались великодушием и добрым сердцем музыканта. «Великий человек», — констатировали современники Генделя, знавшие о том, сколько хорошего он делал для людей.
Кроме композиторского дара, Георг обладал ещё одним талантом — он умел расположить к себе людей. Обаяние маэстро было настолько велико, что ему прощались и резкость, и требовательное отношение к окружающим. Люди знали — с себя первого Гендель спрашивает по «гамбургскому счёту».
Немец по происхождению, в молодости Георг много путешествовал. Ему понравилась Англия, и он переехал в Лондон в 1710-ом году. Именно здесь Гендель стал знаменитым композитором и обеспеченным человеком. Трудился он невероятно много: писал музыку, выступал с концертами, дирижировал. Напряжённый рабочий график композитора привёл к трагедии — в 1737-ом году маэстро сразил инсульт. Медики считали Георга обречённым, но он велел отвезти себя на лечебные воды, и они сделали своё дело — Гендель встал на ноги.
После выздоровления он почти не писал опер, а в благодарность Богу за исцеление стал сочинять оратории на библейские сюжеты. Одной из самых замечательных в этом жанре стала рождественская оратория «Мессия». После премьеры, имевшей шумный успех, Гендель распорядился весь сбор с концерта передать больнице для бедных и «Обществу узников долговой тюрьмы». А вскоре последовало ещё одно решение композитора: все доходы от исполнения «Мессии» перечислять на богоугодные дела.
Благотворительность стала смыслом жизни Генделя. Он материально поддерживал вдову своего учителя музыки, у которого занимался ещё ребёнком. Давал множество концертов в пользу бедных. И говорил, что у его музыки одна цель — сделать людей лучше. Маэстро жертвовал большие средства разным богоугодным организациям. Особенно сочувствовал своим коллегам, впавшим в нужду — «Общество помощи бедным музыкантом» постоянно получало от него деньги. А после смерти композитора по его завещанию оно получило щедрый дар — тысячу фунтов. Это была самая крупная сумма, пожертвованная Обществу за всю историю его существования.
В 18-ом веке по улицам Лондона скиталось огромное количество беспризорных детей. В 1739-ом году в городе открыли приют «Убежище для найдёнышей». Создатель этого богоугодного заведения привлёк к делу спасения сирот многих известных и обеспеченных людей. Одним из них стал Гендель. Маэстро всей душой отдался новому для себя делу. Взял опеку над приютом, вошёл в его правление, помогал воспитывать детей и искал для них приёмных родителей. Подарил Убежищу орган. И исполнял свою ораторию «Мессия» именно в здании приюта. От желавших послушать удивительную музыку и плативших большие деньги за билеты, не было отбоя. Сборы шли в пользу детей. Даже когда Гендель потерял зрение, он всё равно приезжал на концерты и сам исполнял ораторию. Эксклюзивные права на исполнение этого произведения после своей смерти маэстро завещал приюту. А сумма, которую Гендель пожертвовал Убежищу за годы опеки, изумила биографов композитора — десять тысяч фунтов стерлингов. В 18-ом столетии это было целое состояние.
Всю свою жизнь Гендель отказывался от наград и титулов. Он преподавал музыку королевским детям и должен был называться «сэром Георгом Генделем», но отклонил эту привилегию. Даже в свои самые лучшие годы, когда композитор зарабатывал огромные суммы, он жил скромно, в съёмном доме — своего так и не купил. И никогда не афишировал, какие суммы жертвует на благие дела. Поклонник творчества Генделя французский писатель Ромен Роллан писал о маэстро: «Благотворительность была для него настоящей верой. В бедняках он любил Бога».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья