
О композиторе Георге Фридрихе Генделе при его жизни ходило множество слухов. Говорили, что у маэстро тяжёлый характер, жаловались на его острый язык, но одновременно восхищались великодушием и добрым сердцем музыканта. «Великий человек», — констатировали современники Генделя, знавшие о том, сколько хорошего он делал для людей.
Кроме композиторского дара, Георг обладал ещё одним талантом — он умел расположить к себе людей. Обаяние маэстро было настолько велико, что ему прощались и резкость, и требовательное отношение к окружающим. Люди знали — с себя первого Гендель спрашивает по «гамбургскому счёту».
Немец по происхождению, в молодости Георг много путешествовал. Ему понравилась Англия, и он переехал в Лондон в 1710-ом году. Именно здесь Гендель стал знаменитым композитором и обеспеченным человеком. Трудился он невероятно много: писал музыку, выступал с концертами, дирижировал. Напряжённый рабочий график композитора привёл к трагедии — в 1737-ом году маэстро сразил инсульт. Медики считали Георга обречённым, но он велел отвезти себя на лечебные воды, и они сделали своё дело — Гендель встал на ноги.
После выздоровления он почти не писал опер, а в благодарность Богу за исцеление стал сочинять оратории на библейские сюжеты. Одной из самых замечательных в этом жанре стала рождественская оратория «Мессия». После премьеры, имевшей шумный успех, Гендель распорядился весь сбор с концерта передать больнице для бедных и «Обществу узников долговой тюрьмы». А вскоре последовало ещё одно решение композитора: все доходы от исполнения «Мессии» перечислять на богоугодные дела.
Благотворительность стала смыслом жизни Генделя. Он материально поддерживал вдову своего учителя музыки, у которого занимался ещё ребёнком. Давал множество концертов в пользу бедных. И говорил, что у его музыки одна цель — сделать людей лучше. Маэстро жертвовал большие средства разным богоугодным организациям. Особенно сочувствовал своим коллегам, впавшим в нужду — «Общество помощи бедным музыкантом» постоянно получало от него деньги. А после смерти композитора по его завещанию оно получило щедрый дар — тысячу фунтов. Это была самая крупная сумма, пожертвованная Обществу за всю историю его существования.
В 18-ом веке по улицам Лондона скиталось огромное количество беспризорных детей. В 1739-ом году в городе открыли приют «Убежище для найдёнышей». Создатель этого богоугодного заведения привлёк к делу спасения сирот многих известных и обеспеченных людей. Одним из них стал Гендель. Маэстро всей душой отдался новому для себя делу. Взял опеку над приютом, вошёл в его правление, помогал воспитывать детей и искал для них приёмных родителей. Подарил Убежищу орган. И исполнял свою ораторию «Мессия» именно в здании приюта. От желавших послушать удивительную музыку и плативших большие деньги за билеты, не было отбоя. Сборы шли в пользу детей. Даже когда Гендель потерял зрение, он всё равно приезжал на концерты и сам исполнял ораторию. Эксклюзивные права на исполнение этого произведения после своей смерти маэстро завещал приюту. А сумма, которую Гендель пожертвовал Убежищу за годы опеки, изумила биографов композитора — десять тысяч фунтов стерлингов. В 18-ом столетии это было целое состояние.
Всю свою жизнь Гендель отказывался от наград и титулов. Он преподавал музыку королевским детям и должен был называться «сэром Георгом Генделем», но отклонил эту привилегию. Даже в свои самые лучшие годы, когда композитор зарабатывал огромные суммы, он жил скромно, в съёмном доме — своего так и не купил. И никогда не афишировал, какие суммы жертвует на благие дела. Поклонник творчества Генделя французский писатель Ромен Роллан писал о маэстро: «Благотворительность была для него настоящей верой. В бедняках он любил Бога».
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема