
Фото: bonheels / PxHere
Странно, но факт — далеко не все сегодня знают, что Стамбул и Константинополь это один и тот же город. Константинополь, столица Византийской империи, был в середине 15 века захвачен турецким войском во главе с султаном Мехмедом Вторым. После своего падения Константинополь поменял название и стал именоваться «Истанбулом» от греческого выражения «эн стин поли», то есть «в город!» — так звучал приказ Мехмеда на взятие византийской столицы. Со временем название Истанбул превратилось для удобства произношения в Стамбул.
Из-за господства турок многие святыни византийцев были уничтожены, но не все. Сохранился, например, знаменитый Живоносный источник. О нем православным христианам известно с пятого века, когда воину Льву, будущем императору Льву Маркеллу, явилась Богородица Мария и указала на чудотворный источник. Рядом с источником Богоматерь повелела построить храм. Со временем вокруг храма образовался женский монастырь — он, несмотря на турецкие гонения, сохранился до наших дней.
Монастырь, на территории которого располагается храм Живоносного Источника, называется «Балыклы», что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Сегодня к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма.
Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения Константинопольских Патриархов. Кстати о погребении Константинопольских Патриархов.
После того, как Константинополь пал и стал турецким городом, глава Константинопольской Церкви стал воспринимать себя в качестве наследника ушедших в небытие императоров. Константинопольские Патриархи усвоили за собой право носить митру, головной убор с изображением короны, саккос, особую одежду императоров, а также стоять на орлеце, круглом коврике с изображением парящего орла.
Императорский этикет был использован и для организации погребения умерших Константинопольских Патриархов. Императоров в Византии было принято хоронить в особо украшенных саркофагах из порфира — материал который специально привозился из Египта. Такой роскоши Патриархи себе позволить не могли, но старались максимально украсить свои гробницы резными изображениями.
С погребением императоров была связана еще одна особенность. Императоров не принято было полагать в гроб. Мертвое тело правителя Византии покоилось на троне, который несли к месту погребения. Константинопольские Патриархи сегодня хоронятся именно таким образом — в полном облачении сидя на троне. Этим символизируется их особое положение, согласно которому они и после кончины должны олицетворять собой высоту патриаршего служения.
Все выпуски программы Вселенная православия
15 мая. Об истории Путивльской иконы Богородицы

Сегодня 15 мая. Церковь чтит Путивльскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
Удивительно, как заступничество Пресвятой Богородицы христианскому роду может проявляться на протяжении многих поколений! 400 лет отделяют друг от друга два явления иконы Пресвятой Богородицы «Путивльская». Каждый раз это чудо было связано с тяжёлыми событиями в Путивле. В 30-х годах XIII века это было монголо-татарское нашествие, а в XVII веке — трагические события смутного времени. То, что перестаёт быть важным в жизни христиан, нередко ими утрачивается. Так случилось и с Путивльской иконой Пресвятой Богородицы, которая не сохранилась в огне богоборчества XX века. Лишь по иллюстрациям образ был заново написан. На иконе Спаситель держит в руках символ вседержавной власти, а у Царицы Небесная лестница, как знак того, что Христос, возводящий человечество на небеса и до ныне сохраняет для нас возможность духовно преобразиться и войти в Царство Небесного Отца.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 мая. О трудах Ильи Мечникова

Сегодня 15 мая. В этот день в 1845 году родился биолог Илья Мечников.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Илья Ильич — пример жертвенного служения нового направления науки. Это служение выразилось в открытиях, сделанных в области эмбриологии. Он считается отцом теории врожденного иммунитета. Он один из первых иммунологов. Илья Ильич, потеряв первую супругу, она болела туберкулезом, посвящает всю свою жизнь борьбе с инфекциями. Он создатель первой в России бактериологической станции. Илья Ильич строил теорию о здоровом образе жизни, о продлении человеческой жизни по части соматики, почему его и называют отцом геронтологии. Думаю, что нашим радиослушателям интересно познакомиться с этим представителем древней династии Мечниковых. И что мы можем от него позаимствовать? Целеустремленность, жертвенность, преданность науке во имя здоровья человечества, умение преодолевать личную трагедию, частное горе, сознавая себя нужным, востребованным для служения.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 мая. О творчестве Данте Алигьери

Сегодня 15 мая. В этот день в 1265 году родился итальянский поэт и богослов Данте Алигьери.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Данте Алигьери — великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка. Его трактаты «Пир», «О народной речи», «Послания» стали первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке. В 1292 году Данте написал поэму «Новая жизнь», ставшую автобиографическим произведением. Юношеская любовь к Беатриче Портинари и внезапная смерть возлюбленной оставили глубокую рану в сердце поэта. Этим воспоминанием пронизана лирика Данте в течение всей его жизни. Вершиной творческого пути Данте стала поэма «Божественная комедия», созданная им в период с 1306 по 1321 годы. Изначально свое сочинение поэт назвал просто «комедия», а эпитет «Божественная» был добавлен в 1360 году Джованни Боккаччо, первым биографом Алигьери. «Божественную комедию» можно назвать средневековой энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. Поэма делится на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен. Российский поэт Осип Мандельштам говорил, что для чтения комедии следует запастись парой башмаков с гвоздями. Так он предупреждал читателя о том, сколько душевных сил нужно затратить, чтобы пройти вслед за Данте и попытаться понять смысл этого произведения. Творчество Данте Алигьери до наших дней остается источником вдохновения для поэтов, скульпторов, музыкантов, художников.
Все выпуски программы Актуальная тема