«Сколько верёвочке ни виться, а конец найдётся», — гласит известная народная пословица, смысл которой предельно прост. Человек пожинает то, что сеет. Лицом к лицу, рано или поздно он обязательно встречается с последствиями своих поступков. Подобное может произойти и с целым народом. Как, например, с древними евреями, оказавшимися у руин своей цивилизации, как о том сообщает псалом 78-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 78
Псалом Асафа.
1 Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Прозвучавший псалом был составлен не царём и пророком Давидом. Написано это произведение было значительно позже — в шестом веке до Рождества Христова и при очень печальных исторических обстоятельствах. Вы, наверное, это и сами почувствовали. Автор псалма оказался современником катастрофы — захвата и разрушения Иерусалима войсками вавилонского царя Навуходоносора II. Описание случившегося приводит одновременно в печаль и ужас. Даже сейчас — по прошествии многих веков. Вот что пишет автор псалма: «Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным; ... и некому было похоронить их».
Возникает вопрос — как славное царство Давида и Соломона, которое жило в мире и благополучии, оказалось на грани полного исчезновения? Что произошло? Если ответить кратко, то случилось предательство. Предательство Бога со стороны ветхозаветных иудеев. Они забыли истинного Господа, отказались исполнять Его заповеди, начали жить в пороках, поклоняться идолам. И вот пришла расплата. Не потому, что Бог захотел отомстить Своему народу, а потому что благодать Божия никогда не присутствует там, где царствует грех. Надо сказать, что Господь долго терпел ошибки древних евреев, через пророков пытался их вразумлять, но, как мы отметили в начале программы, у каждой верёвочки обязательно найдётся кончик.
Вот и древние евреи встретились лицом к лицу с печальными последствиями своих грехов. Эти последствия действительно были ужасны. Навуходоносор разрушил не только крепостные стены Иерусалима, но и храм истинного Бога, построенный Соломоном. Главная святыня храма — ковчег завета, в котором хранились каменные скрижали Моисея, чаша с манной, расцветший посох Аарона — бесследно исчез. И псалмопевец констатирует наступление абсолютного поражения: «Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас».
Вслушиваясь в слова псалма 78-го, мы чувствуем пронзительную горечь, а вместе с ней и мольбу о защите и отмщении. Автор псалма призывает Бога наказать захватчиков, дать им почувствовать то, что испытали иудеи. Но у Господа имелись иные планы. Он решил провести народ Свой через непростое испытание вавилонского плена, чтобы вразумить ветхозаветных евреев, напомнить им о важности духовной верности. А ещё чтобы приучить их нести ответственность за свои поступки. Горький это был урок, продлившийся почти 70 лет, в течение которых евреи жили на чужбине, в плену у Вавилона.
Чему может научить нас псалом 78-й? Как кажется, всё и так понятно. Прежде всего, пониманию — как важно жить в духовной чистоте, жить по заповедям Божиим. Не на словах, а на деле. И помнить — только Господь является настоящей, непоколебимой опорой в этом мятущемся мире. Только на Бога можно и нужно надеяться, чтобы иметь возможность пусть не всегда, но всё же радоваться миру и тишине.
Псалом 78. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 78. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
19 декабря. О Боге как источнике всякого добра

В 13-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его».
О Боге как источнике всякого добра — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О личности и творчестве Даниила Мордовцева

Сегодня 19 декабря. В этот день в 1830 году родился русский писатель, историк и публицист Даниил Мордовцев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе
Сегодня 19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, жившего в четвёртом веке.
О деятельной проповеди Святителя Николая о Христе — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема











