
Время близилось к полудню, когда из-за горизонта на Ставрополь стали наползать свинцовые, почти чёрные тучи. «Гроза собирается», — крестясь, беспокойно говорили горожане, и закрывали распахнутые с утра окна домов, а не на шутку разыгравшийся ветер так и норовил выхватить тяжёлые ставни у них из рук. Все спешили скрыться от надвигающейся непогоды. Все, кроме водовозов — они, наоборот, выводили свои телеги на улицы. Ненастью они радовались: в такие дни за ведро воды, привезённой в город из Карабинского родника, требовали с покупателей гривенник, а то и больше — за неудобство проезда по размокшей от дождя колее. Да и в погожие деньки, когда ничто не мешало водовозам отмахать три вёрсты туда и обратно, цена снижалась не намного.
Даже вполне состоятельным людям это серьёзно било по карману, что уж говорить о городской бедноте! Но выручка у водовозов оставалась стабильной, ибо горожанам деваться было попросту некуда. Водопровода в городе нет, а воду из речки, носящей красноречивое название Мутнянка, местные медики употреблять настоятельно не советовали. И неизвестно, сколько бы ещё так продолжалось, ели бы в один прекрасный день в Ставрополь из Тифлиса не приехал купец первой гильдии Гавриил Иванович Тамамашев.
Его появление сразу же заинтриговало городскую общественность. Почётный гражданин Тифлиса, где, по слухам, у него не дом, а целый дворец. Говорят, он подарил Тифлисской библиотеке своё огромное собрание редких и очень дорогих книг...
Очень скоро Гавриил Иванович сделал дорогой подарок и Ставрополю, который он с самого начала воспринимал как родной город, и быстро вошёл в курс его проблем. В тысяча восемьсот тридцать девятом году Тамамашев уведомил городскую Думу о том, что хочет строить в Ставрополе водопровод — целиком и полностью за собственный счёт. Дума, разумеется, возражать не стала.
Работы продвигались успешно. Гавриил Иванович заказал для водопроводной системы самые лучшие керамические трубы, которые на три версты протянулись от родника до города.
И вот, наконец, тринадцатого ноября тысяча восемьсот сорокового года ставропольский водопровод был пущен! Жители города ликовали, собравшись возле бассейна у Крепостной горы, куда поступала чистая, пригодная для питья родниковая вода. Её можно было набирать в любое время суток и совершенно бесплатно! Правда, за сбор воды из колонок, расположенных по пути следования водопровода, плата взималась, но она была просто пустяковой — копейка за ведро, а с бедняков и вовсе ничего не брали. Это было единственное жёсткое условие, которое Гавриил Тамамашев поставил перед городскими властями, взявшись за строительство, которое обошлось ему в сорок пять тысяч рублей.
С помощью Гавриила Ивановича в Ставрополе был открыт и крупнейший на Кавказе военный госпиталь. В строительство трёх его каменных корпусов купец вложил немало личных средств, а домовую церковь во имя образа Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» возвёл за собственный счёт.
Тамамашев не скупился на заботу о храмах. Свои пожертвования Церкви, он, как христианин, конечно, стремился не афишировать, однако известно, что Гавриил Иванович оказал значительную поддержку строительству ставропольского Варваринского храма и Иоанно-Мариинского женского монастыря.
Из города Тамамашев уезжал Почётным гражданином. Так Ставрополь отблагодарил щедрого купца за его доброту, и до сих пор о нём не забывает.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер