Время близилось к полудню, когда из-за горизонта на Ставрополь стали наползать свинцовые, почти чёрные тучи. «Гроза собирается», — крестясь, беспокойно говорили горожане, и закрывали распахнутые с утра окна домов, а не на шутку разыгравшийся ветер так и норовил выхватить тяжёлые ставни у них из рук. Все спешили скрыться от надвигающейся непогоды. Все, кроме водовозов — они, наоборот, выводили свои телеги на улицы. Ненастью они радовались: в такие дни за ведро воды, привезённой в город из Карабинского родника, требовали с покупателей гривенник, а то и больше — за неудобство проезда по размокшей от дождя колее. Да и в погожие деньки, когда ничто не мешало водовозам отмахать три вёрсты туда и обратно, цена снижалась не намного.
Даже вполне состоятельным людям это серьёзно било по карману, что уж говорить о городской бедноте! Но выручка у водовозов оставалась стабильной, ибо горожанам деваться было попросту некуда. Водопровода в городе нет, а воду из речки, носящей красноречивое название Мутнянка, местные медики употреблять настоятельно не советовали. И неизвестно, сколько бы ещё так продолжалось, ели бы в один прекрасный день в Ставрополь из Тифлиса не приехал купец первой гильдии Гавриил Иванович Тамамашев.
Его появление сразу же заинтриговало городскую общественность. Почётный гражданин Тифлиса, где, по слухам, у него не дом, а целый дворец. Говорят, он подарил Тифлисской библиотеке своё огромное собрание редких и очень дорогих книг...
Очень скоро Гавриил Иванович сделал дорогой подарок и Ставрополю, который он с самого начала воспринимал как родной город, и быстро вошёл в курс его проблем. В тысяча восемьсот тридцать девятом году Тамамашев уведомил городскую Думу о том, что хочет строить в Ставрополе водопровод — целиком и полностью за собственный счёт. Дума, разумеется, возражать не стала.
Работы продвигались успешно. Гавриил Иванович заказал для водопроводной системы самые лучшие керамические трубы, которые на три версты протянулись от родника до города.
И вот, наконец, тринадцатого ноября тысяча восемьсот сорокового года ставропольский водопровод был пущен! Жители города ликовали, собравшись возле бассейна у Крепостной горы, куда поступала чистая, пригодная для питья родниковая вода. Её можно было набирать в любое время суток и совершенно бесплатно! Правда, за сбор воды из колонок, расположенных по пути следования водопровода, плата взималась, но она была просто пустяковой — копейка за ведро, а с бедняков и вовсе ничего не брали. Это было единственное жёсткое условие, которое Гавриил Тамамашев поставил перед городскими властями, взявшись за строительство, которое обошлось ему в сорок пять тысяч рублей.
С помощью Гавриила Ивановича в Ставрополе был открыт и крупнейший на Кавказе военный госпиталь. В строительство трёх его каменных корпусов купец вложил немало личных средств, а домовую церковь во имя образа Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» возвёл за собственный счёт.
Тамамашев не скупился на заботу о храмах. Свои пожертвования Церкви, он, как христианин, конечно, стремился не афишировать, однако известно, что Гавриил Иванович оказал значительную поддержку строительству ставропольского Варваринского храма и Иоанно-Мариинского женского монастыря.
Из города Тамамашев уезжал Почётным гражданином. Так Ставрополь отблагодарил щедрого купца за его доброту, и до сих пор о нём не забывает.
Все выпуски программы Имена милосердия
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











