
— Маргарита Константиновна, вы меня очень удивили! Как вам пришла в голову идея покататься вместе по канатной дороге на Воробьёвых горах? Признаться, я никогда и не ездил на подъёмнике! Подумать только — мы летим над Москвой-рекой!
— Андрей Борисович, я знала, что вам понравится моё предложение! А знаете, что меня натолкнуло на эту мысль?
— Трудно сказать... Может быть, картина Юрия Пименова «Новая Москва»?
— Вы близки к разгадке, Андрей Борисович! Расскажу по порядку. Как-то на днях я просматривала каталог экспонатов Эрмитажа. И нашла одну интересную работу художника Гавриила Павловича Кондратенко. Помните такого?
— Кажется, я видел его картины в Алупкинском музее-заповеднике. Он замечательно писал крымские виды: гору Ай-Петри, кипарисовые рощи, тихие морские гавани, окружённые скалистыми берегами...
— Точно, Андрей Борисович! Искусствоведы называют Кондратенко мастером лирического пейзажа. Две его работы, кстати, есть и у нас в Третьяковке. А вот в Эрмитаже находится довольно объёмная его картина, посвящённая Москве. Называется «Вид Москвы с Воробьёвых гор». Художник написал её в 1885 году. Я сохранила её фотографию в своём телефоне... Вот посмотрите!
— Да это почти тот же самый вид, что простирается сейчас перед нами! Только вместо современных зданий на картине бескрайние луга, рощи и овраги, изгиб Москвы-реки... На залитой солнцем лужайке две небольшие фигурки — кажется, мама и маленькая дочка. Они собирают ягоды в плетёную корзинку. И среди зелёных просторов старой Москвы — повсюду купола церквей. Ближе к центру, похоже, Храм Христа-Спасителя.
— Да, тот самый, разрушенный большевиками в 1931 году. Здесь, на картине он новый, только что построенный. Слева, взгляните, изображён Новодевичий монастырь.
— Точно. А рядом с ним художник написал церковь, но из окна нашего подъёмника хорошо видно, что сейчас на этом месте обычные панельные дома. Скорее всего, церковь тоже была разрушена после революции.
— Она была разрушена дважды. Церковь 16 века, что стояла на этом месте, взорвали французы в 1812 году. Позже здесь был построен новый прекрасный храм в классическом стиле, освящённый в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора. Но простоял он относительно недолго. В тридцатых годах прошлого века храм разрушили большевики. И на его месте построили жилой квартал и кинотеатр «Спорт».
— Кто-то возводит храмы, а кто-то их разрушает...
— Да, это так. Но, к счастью, художники сохраняют святыни на своих полотнах, увековечивая для нас историю страны и Православной Церкви.
— Кстати, а что это за строение художник изобразил на берегу реки справа? Вам случайно не удалось выяснить?
— С трудом, но удалось, Андрей Борисович! Это бывшая ситцевая фабрика. Но для того, чтобы это узнать, мне пришлось обращаться к старым картам Москвы конца 19-го века. А на противоположном берегу, посмотрите внимательно, — изображён Андреевский монастырь 17-го века.
— Я вижу этот монастырь из окна подъёмника Маргарита Константиновна! Какая красота!
— Монастырь и сейчас действует. В нём находится Синодальная библиотека Русской Православной Церкви и редакция радиостанции «ВЕРА». Давайте как-нибудь посетим эту обитель. Там очень красиво и благодатно.
— Но для начала, Маргарита Константиновна, мы с вами должны увидеть шедевр Гавриила Кондратенко «Вид Москвы с Воробьёвых гор» вживую, в Эрмитаже. Предлагаю не откладывать и съездить ради этого в Петербург в следующие выходные!
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер