Гавриил Кондратенко. «Вид Москвы с Воробьёвых гор» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Гавриил Кондратенко. «Вид Москвы с Воробьёвых гор»

* Поделиться

Маргарита Константиновна, вы меня очень удивили! Как вам пришла в голову идея покататься вместе по канатной дороге на Воробьёвых горах? Признаться, я никогда и не ездил на подъёмнике! Подумать только — мы летим над Москвой-рекой!

Андрей Борисович, я знала, что вам понравится моё предложение! А знаете, что меня натолкнуло на эту мысль?

— Трудно сказать... Может быть, картина Юрия Пименова «Новая Москва»?

— Вы близки к разгадке, Андрей Борисович! Расскажу по порядку. Как-то на днях я просматривала каталог экспонатов Эрмитажа. И нашла одну интересную работу художника Гавриила Павловича Кондратенко. Помните такого?

— Кажется, я видел его картины в Алупкинском музее-заповеднике. Он замечательно писал крымские виды: гору Ай-Петри, кипарисовые рощи, тихие морские гавани, окружённые скалистыми берегами...

— Точно, Андрей Борисович! Искусствоведы называют Кондратенко мастером лирического пейзажа. Две его работы, кстати, есть и у нас в Третьяковке. А вот в Эрмитаже находится довольно объёмная его картина, посвящённая Москве. Называется «Вид Москвы с Воробьёвых гор». Художник написал её в 1885 году. Я сохранила её фотографию в своём телефоне... Вот посмотрите!

— Да это почти тот же самый вид, что простирается сейчас перед нами! Только вместо современных зданий на картине бескрайние луга, рощи и овраги, изгиб Москвы-реки... На залитой солнцем лужайке две небольшие фигурки — кажется, мама и маленькая дочка. Они собирают ягоды в плетёную корзинку. И среди зелёных просторов старой Москвы — повсюду купола церквей. Ближе к центру, похоже, Храм Христа-Спасителя.

— Да, тот самый, разрушенный большевиками в 1931 году. Здесь, на картине он новый, только что построенный. Слева, взгляните, изображён Новодевичий монастырь.

— Точно. А рядом с ним художник написал церковь, но из окна нашего подъёмника хорошо видно, что сейчас на этом месте обычные панельные дома. Скорее всего, церковь тоже была разрушена после революции.

— Она была разрушена дважды. Церковь 16 века, что стояла на этом месте, взорвали французы в 1812 году. Позже здесь был построен новый прекрасный храм в классическом стиле, освящённый в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора. Но простоял он относительно недолго. В тридцатых годах прошлого века храм разрушили большевики. И на его месте построили жилой квартал и кинотеатр «Спорт».

— Кто-то возводит храмы, а кто-то их разрушает...

— Да, это так. Но, к счастью, художники сохраняют святыни на своих полотнах, увековечивая для нас историю страны и Православной Церкви.

— Кстати, а что это за строение художник изобразил на берегу реки справа? Вам случайно не удалось выяснить?

— С трудом, но удалось, Андрей Борисович! Это бывшая ситцевая фабрика. Но для того, чтобы это узнать, мне пришлось обращаться к старым картам Москвы конца 19-го века. А на противоположном берегу, посмотрите внимательно, — изображён Андреевский монастырь 17-го века.

— Я вижу этот монастырь из окна подъёмника Маргарита Константиновна! Какая красота!

— Монастырь и сейчас действует. В нём находится Синодальная библиотека Русской Православной Церкви и редакция радиостанции «ВЕРА». Давайте как-нибудь посетим эту обитель. Там очень красиво и благодатно.

— Но для начала, Маргарита Константиновна, мы с вами должны увидеть шедевр Гавриила Кондратенко «Вид Москвы с Воробьёвых гор» вживую, в Эрмитаже. Предлагаю не откладывать и съездить ради этого в Петербург в следующие выходные!

 

Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура».


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем