
Фото: Matt Forster/Unsplash
«...Она побежала вперёд что было мочи; навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нём пылало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями».
Вы, несомненно, догадались, в какую книгу я заложил свою закладку. Фрагмент из «Снежной королевы» Андерсена нам прочитала Наталья Продольнова, а обратился я к этому сочинению, впервые услышанному мной с голоса бабушки из-за того, что пересмотрел фильм Георгия Данелия «Слезы капали» по пьесе Александа Володина и Кира Булычева. Вы помните то самое место, где внучка простого советского управленца Павла Ивановича Васина советует ожесточившемуся дедушке — поплакать, чтобы осколок злого зеркала вышел вместе со слезами?
Получив из интернета подтверждение верности своим ассоциациям Данелия-Андерсен , я решил поискать текст сказки в сети и перечитать его. Каково же было мое удивление, когда я наткнулся не только на два варианта текста, но и на целые дискуссии на форумах, какой именно перевод (классический Анны Ганзен, из него мы и слушали) или аккуратно очищенный от, так сказать, религии следует читать своим деткам.
Мне читали очищенный. Он тоже — хорош, но ведь я и знать не мог тогда, что так и недоучившийся грамоте великий датчанин писал «Снежную королеву» к Рождеству. И моя бабушка слыхом не слыхивала о бабушке из «Королевы», которая — помните — читает в самом конце сказки детям Евангелие?
Но это будет только в конце.
«Герда начала читать „Отче наш“; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».
Ганс Христиан Андерсен исповедовал христианство самим своим именем, а вот звание сказочника применять к себе, мягко говоря, не любил, и всегда настаивал, что сочинения его не имеют специфического возрастного адресата. И вот теперь, я с легкостью могу считать себя его полноценным читателем, вот только бабушки моей давно нет на свете и почитать «Снежную королеву», свободную от советской идеологии мне некому. Разве что послушать вместе с вами нашу программу.
«Оладушки»

Фото: Rodrigo Pereira / Unsplash
Когда у нас ночует взрослый сын, я по утрам пеку оладушки — самое любимое его блюдо с детства. Встаю на полчаса раньше обычного, просеиваю муку, затем добавляю яйца, кефир... Всё просто! Вот и сегодня — все в доме спят, а у меня уже сковорода раскалилась.
Да только первая партия оладушек какая-то неправильная получилась. Не пышные совсем, жёсткие изделия — как подошвы. Ах, да я же спросонья соду добавить забыла! Её и надо-то чуть-чуть, щепотку на большую миску теста — а настроение она сделает! Пойдут пузырьки по всему объёму, а со сковороды будут сходить пышные и вкусные оладьи — совсем другое дело!
Я добавляю соду и вдруг понимаю, что вижу — вот здесь, в миске — почти буквальную иллюстрацию к Евангельской притче о закваске. Той самой, с которой сравнивает Христос Царствие Небесное. Добавила её женщина в три меры муки — и подождала, пока не скисло всё.
Всё, вся жизнь наша может быть проникнута светом Царствия Небесного, если решим жить по-Божьи — любовью, добротой в каждом деле своём, в каждой мысли. Сложно? Пожалуй. Но ведь и просто, в то же время. Надо только решиться...
Я напекла полную тарелку оладушек и, пока ещё есть время, открыла Евангелие. Почему-то захотелось прочитать именно это место, про закваску...
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
27 февраля. О Царстве Христа

В 23-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь».
О Царстве Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Очень часто задается вопрос, а почему же Христос не пришел царем? Тогда бы он обладал большой политической, военной и судебной властью, мог бы издавать справедливые законы, которые бы изменили весь строй человеческой жизни. И надо сказать, что такое предложение было сделано Иисусу Христу. Это искушение в пустыне от дьявола. Дьявол предложил Ему власть над всеми царствами мира, лишь бы Он поклонился ему. «Господь отверг этот путь лжемессианского служения. Отойди от меня, сатана, ибо написано, Господу Богу твоему поклоняйся, и ему одному служи». Надо понимать, что простой человек, даже пусть он будет царем или героем, не может исцелить человеческую природу, а она была повреждена грехопадением Адама. Герой может помочь какому-то одному человеку или группе людей, и то исходя из своих воззрений на справедливость. Спасти всех людей и исцелить природу человека мог только Богочеловек. Для этого Бог и воплотился. Он прошел все унижения и испытания, которые может только претерпеть человек. Господь зашел на крест, воскрес, вознесся плотью на небо и исцелил человеческую природу. И теперь в каждом из нас, крещенном человеке, есть это зерно вечной божественной жизнью. Свою смертью и воскресением Господь наш Иисус Христос разрушил то прислушание Адама, которое он совершил в раю.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 февраля. Об учреждении Святейшего Правительствующего Синода

Сегодня 27 февраля. В этот день в 1721 году был учреждён Святейший Правительствующий Синод.
О значении этого события для Церкви — протоиерей Артемий Владимиров.
XVIII век нелегким был для Русской Церкви, и если раскрыть книги Евгения Поселянина и его замечательные очерки церковной жизни XVIII-го столетия, вы увидите, как наряду с блестящими церковными сановниками и молитвенными делателями в жизни церкви оставили не светлый след Феофан Прокопович, человек, близкий к лютеранским воззрениям, ставленник Петра I, и иные обер-прокуроры, которые открыто позиционировали себя как неверующие люди. Конечно, время сглаживало противоречия, и XIX-е столетие эпоха митрополита Филарета Московского, возглавлявшего правительствующий Синод, была уже иная. И сегодня существует Синод, но как выборный орган с постоянными членами, меняющимися в помощь Святейшему Патриарху, который руководит этой работой. А нынешний строй жизни церкви уже соответствует древним канонам, и, так сказать, жизнь выправила то положение, не слишком естественное для церкви, в которое её поставил император всероссийский Пётр Алексеевич I.
Все выпуски программы Актуальная тема