В древней Руси имя человека могло рассказать о многом: например, о том, в какое время года или день недели он родился, каким ремеслом занимались его родители и какими качествами сам он обладал. В древней, дохристианской Руси девочку со светлыми волосами могли назвать, к примеру, Белянкой. Ребёнка, появившегося на свет в зимние месяцы — Зимой. Шум, Третьяк, Дорога, Первуша, Малуша, Преслава, — такие имена можно было встретить у славян. А вот фамилий и отчеств на Руси не существовало вплоть до XIII-XIV веков. Как же складывалась формула русского имени? Как она стала такой, к которой все мы сегодня привыкли?
Славянские имена-прозвища утратили первостепенное значение с принятием Русью христианства в Х веке. После Крещения Руси родители стали называть детей греческими, латинскими или древнееврейскими именами — «по святцам», то есть, по церковному календарю. Причём, многие из этих имён постепенно обрусели. Так, например, Аквилина превратилась в Акулину, Дионисий — в Дениса, Диомид — в Демида. Впрочем, долгое время человеку наряду с христианским давали и славянское имя. Подтверждение этому можно встретить в разных письменных источниках и документах: например, в подписях на челобитных грамотах: «Дьяк Алексейко, нарицаемый Владычько» или «Куземка, а прозвище Богдашко». Новгородский посадник по имени Остромир, которому принадлежала одна из древнейших дошедших до нас книг — «Остромирово Евангелие», имел православное имя Иосиф. Известный по летописям киевский князь Святополк в крещении был Михаилом. По наличию второго имени русский народ вплоть до XVII века безошибочно различал соотечественников и иностранцев. У «своего» непременно было славянское прозвище, а у чужеземца — нет. Интересно, что некоторые древнерусские святые были канонизированы под своими нехристианскими именами — Борис и Глеб, Игорь и Ольга.
К XVII-му столетию население Руси значительно выросло; различать людей требовалось уже не только по именам, но и по принадлежности к определенному роду или семье. Прежде всего, фамилии возникли среди знатных дворянских родов. К XVIII веку распространились в среде купечества, мещан и крестьян. Часто они образовывались от имени или рода занятий предка — например, Сидоров, Иванов, Кузнецов, Дегтярёв, Богомазов.
Отчества появились на Руси ещё в древние времена. Правда, изначально они имелись только у князей — Святослав Ярославич, Владимир Святославич. Приблизительно к XV-му столетию отчества распространились и среди простолюдинов, однако, как и фамилии, далеко не всегда записывались даже в официальных государственных документах. В 1811-м году, указом императора Александра I, использование фамилий и отчеств стало обязательным при крещении, венчании и совершении имущественных сделок. Так, веками, складывалась привычная нам формула имени, без которой сегодня невозможно представить нашу жизнь.
Все выпуски программы Открываем историю
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов