
Весьма и весьма старинное (и очень живописное) стихотворение, которое сейчас прозвучит, я переписал из редкой поэтической книги, выпущенной в 1826 году, в Санкт-Петербурге. Как пишут в библиографических словарях, книга эта — «Досуги сельского жителя» — стала «...первым в русской литературе развёрнутым, исполненным подробностей, описанием крестьянской жизни». А ещё и самой первой книгой поэта-самоучки, которого звали...
Но об этом потом. Сначала мы прочитаем, как раньше говорили, сами вирши.
Румяная заря зарделась на востоке, Блистает луч златой на тихом вод потоке; Сокрылася луна, бледнея в небесах, Раздались хоры птиц, сидевших на древах! Пленяясь ясным днём и пеньем птиц небесных, И видами лесов, полей, лугов прелестных, Выходит из избы смиренный земледел. На небо прекрестясь, на пне дубовом сел. Вся в чувстве радостном душа его пылала, От уст его хвала Владыке излетала! Тогда он размышлял о прежних временах, Как жили праотцы спокойно в шалашах, В полях паслись стада верблюдов, коней диких, Коров, овец, ослов и буйволов великих. Нужд горьких и забот не ведал человек. В избытке протекал его спокойный век. На нивах дважды в год серпы жнецов светлели, Повсюду тёк им мёд, везде плоды им зрели, Не то ли солнце здесь, не те ли небеса? Со вздохом он сказал, скатилася слеза. Те ж землю облака дождями напояют, И росы в знойный день цвет нежный орошают, Но менее плодов в сравненье тех времян, И часто слышится вздох бедных поселян — Как будто бы земля скупее становится. Железо ли не то, что к делу не годится? Иль руки их слабей? иль труд их нерадив? Нет, Божий гнев на нас, что заповедь забыв — Мы любим суету, от зла не убегаем; И, ближнего судя, себе всегда прощаем. Сказал — и прослезясь с сердечною тоской — Он на восток взглянул и тихо шёл домой...
«Размышление поселянина», из книги «Досуги сельского жителя», 1826 год.
Автор трогательных стихов — житель Рыбацкой слободы Ярославской губернии, крестьянин Федор Никифорович Слепушкин — стихотворец и художник, которому покровительствовал поэт Фёдор Глинка. Первая книга поэта-самородка со смешной фамилией была замечена и царским двором (государь удостоил Слепушкина — дорогим кафтаном, а императрица — часами). Литераторы разных мастей одобрительно удивлялись новому дарованию.
Александр Сергеевич Пушкин писал в те дни другу и поэту Антону Дельвигу о сём самородке: «...У него истинный свой талант; пожалуйста, пошлите ему от меня экземпляр „Руслана [и Людмилы]“ и моих „Стихотворений“ — с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своею дорогою».
В том же 1826-м году, — крепостного поэта и художника Фёдора Слепушкина — выкупили на волю и вскоре он даже стал купцом. Из печати вышли ещё три его книги о сельском житье-бытье.
Фёдор Никифорович пережил Пушкина на одиннадцать лет. Он оставил после себя огромную семью из пятидесяти человек и добрую память. А ещё я скажу вам, что одна из волжских библиотек ныне носит его не громкое имя.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер