Двадцать четвёртого февраля тысяча восемьсот восемьдесят первого года на заседании Пензенской городской думы наблюдалось необычайное волнение. Городской голова, Фёдор Егорович Швецов, представил на обозрение гласным (так тогда назывались депутаты) отчёт о продаже муки из общественного склада бедным жителям Пензы.
— Да вы же нас по миру пустите! — с возмущением выкатив глаза, говорил один из гласных, полный и важный купец Сергей Барсуков. — Вы же продаёте муку по ценам ниже рыночных! Бедняки и рады: скупают дешёвый хлеб, у вас уже убытки более шести тысяч рублей!
— Сергей Павлович, но ведь Вам прекрасно известно, что неурожай, и таким образом цены на муку чрезмерно завышены! — пытался его урезонить Фёдор Егорович.
— А мы тут причём? Разве наша вина в этих неблагоприятных обстоятельствах? Почему уважаемые купцы, гласные городской Думы, должны от них страдать?!
— Не переживайте, Сергей Павлович. Я принимаю все убытки целиком на свой счёт, — тихо и веско заявил Швецов. — И буду и далее сбавлять цену по мере надобности так, чтобы бедняки имели возможность покупать муку ниже базарных цен.
Тут поднялся невообразимый шум и гвалт; гласные повскакивали со своих мест и продолжили бурные дебаты по поводу некоммерческого, но милосердного поведения городского головы. В конце концов было принято постановление: выразить Швецову благодарность и «предоставить дальнейшее ведение этого дела его личному усмотрению».
Совестливость, справедливость и честность в делах Фёдора Егоровича Швецова были хорошо известны и принесли ему всеобщее признание не только гласных Думы, но и простых жителей Пензы. Для него недопустимым было спокойно наслаждаться преимуществами своего богатства, когда обездоленные терпят лишения: в том же тысяча восемьсот восьмидесятом году Швецов организовал комитет воспомоществования бедным жителям Пензы, который очень много сделал для реальной им помощи. Также Фёдор Егорович открыл на собственные средства дешёвую столовую для неимущих горожан.
Болело сердце Швецова и о никому ненужных стариках: первым спешил он на помощь Александровской богадельне, часто приезжал к её жителям, привозил им одежду, книги, подарки.
Швецов хорошо понимал необходимость народного образования. Его усилиями в городе были открыты начальное мужское и начальное женское училища. В тысяча восемьсот семьдесят девятом году он был избран директором Александринского детского приюта, на содержание которого ежегодно выделял тысячу двести рублей и полные комплекты одежды, обуви, учебной литературы для учащихся. В приюте обучались по программе среднего образования девочки-сироты разных сословий. Условия для содержания детей были прекрасными: в пристройке организовали рукодельную и мастерскую, имелась отдельная комната для игр, две просторные комнаты для классов, столовая на сто человек, кухня и прачечная, спальня, баня.
Но больше всего усилий Швецов вложил в создание ремесленной школы. К сожалению, она открылась только после смерти Фёдора Егоровича: шестого декабря тысяча восемьсот восемьдесят четвёртого года. В этой школе обучались токарному, слесарному, резному, башмачному, сапожному и портняжному ремеслу. Здесь получали образование преимущественно дети-сироты из беднейших семей города, которые через пять лет выпускались со званием мастера первого или второго разряда, что давало им возможность найти себе хорошую работу с приличным заработком.
Вскоре на втором этаже школы открылась домовая церковь Николая Чудотворца. Паркетный пол в храме и престол из кипарисового дерева смастерили сами воспитанники ремесленной школы.
Жители Пензы увековечили память благотворителя, назвав в его честь ремесленную школу и одну из улиц в родном городе. Сегодня в здании ремесленной школы Швецова находится Пензенский медицинский колледж.
Все выпуски программы Имена милосердия
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм святителя Гурия Казанского (деревня Нижний Азъял, республика Марий Эл)
На юго-востоке республики Марий Эл, между деревнями Петъял и Азъял, стоит у подножия лесного холма деревянный храм. Он освящён во имя святителя Гурия, возглавлявшего Казанскую епархию в шестнадцатом веке. Окрашенная в белый цвет и декорированная голубым орнаментом церковь особенно хороша на фоне окружающих берёз и сосен.
Живописный пейзаж и вдохновил в конце девятнадцатого века архиепископа Владимира (Петрова) на строительство храма. Казанский владыка возвращался из миссионерской поездки по Марийской земле, остановился на отдых на поляне близ дороги и подумал, что хорошо бы здесь поставить церковь. В заботах архипастырь отложил задуманное, а вернулся к своей идее спустя несколько лет, сопровождая в путешествии по Поволжью отца Иоанна Кронштадтского. Праведный пастырь поддержал архиепископа Владимира и в 1896 году ландшафт между деревнями Петъял и Азъял украсила церковь Святителя Гурия.
Храм стал духовной опорой для жителей окрестных селений. При нём работала церковноприходская школа и действовала библиотека. После революции 1917 года дружная община много лет активно сопротивлялась закрытию церкви. Богослужения в ней прекратились только в 1936 году, а спустя десять лет возобновились.
Пока храм пустовал, никто не посягнул на его сокровища, а их здесь немало! Ведь в советское время Гурьевский храм стал хранителем святынь из других церквей, пострадавших от безбожной власти. Так, в двадцатые годы здесь оказался один из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Образ спасли от поругания после закрытия Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в тридцати пяти километрах. Когда святыню внесли в Гуриевскую церковь и стали служить молебен, на склоне холма над храмом забил родник. Источник освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он и сегодня радует прихожан и паломников чистой целительной водой.
Ещё одна чтимая святыня Гурьевского храма — старинное Распятие. Массивный кипарисовый Крест стоит справа перед иконостасом. На потемневшем от времени дереве чётко видно изображение Спасителя с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Богословом. Где и когда был изготовлен Крест, неизвестно. Его чудесно обрели весной 1926 года. Распятие принесло по реке Свияге во время разлива и прибило к берегу в селе Исаково в Татарстане. Драгоценную находку поместили в местной Богоявленской церкви. Когда же её закрыли в конце пятидесятых годов, Крест перенесли в Гурьевский храм.
О маленькой деревянной церкви в Марийской глубинке не так широко известно. Но многие из тех, кто побывал здесь хоть раз, возвращаются. Ведь так утешительно помолиться под старинными сводами, преклонить колени перед чудесно обретённым Распятием и окунуться в чудотворный источник. Храм святителя Гурия Казанского — жемчужина православного Поволжья.
Все выпуски программы ПроСтранствия











