Фёдор Резенер - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Фёдор Резенер

Фёдор Резенер
Поделиться Поделиться
Иллюстрация к выпуску программы «Жизнь как служение»

Первый русский перевод знаменитой «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса сделал в 1886 году Фёдор Фёдорович Резенер — писатель, педагог и благотворитель. Трудиться над рукописью ему приходилось по ночам — днём Резенер посвящал всё своё время воспитанникам — маленьким беднякам и беспризорникам, так похожим на героев романов Диккенса. Сиротам, лишённым семейного тепла, он стал самым близким человеком: учителем, наставником и другом. Это ради них не спал он по ночам, работая над переводами. На издательские гонорары он покупал воспитанникам подарки: книжки, игрушки. Ему хотелось по-отечески утешить обездоленных ребят, зажечь в их глазах тёплые искорки радости. И дети, действительно, любили Фёдора Фёдоровича как отца.

Резенер сам был сиротой. Он родился в Санкт-Петербурге, в 1825 году, и в раннем детстве лишился обоих родителей. Воспитывался в Гатчинском сиротском приюте. Это было довольно суровое заведение. Муштра, холодное отношение воспитателей, наказания за малейшую оплошность. Фёдор мечтал поскорее вырасти, выучиться и сделать так, чтобы приюты были для сирот не казённым домом, а настоящим — уютным, тёплым, где тебя понимают и любят. В 1845 году Резенер выпустился из Гатчинского сиротского приюта и поступил в Петербургский университет. Помимо лекций занимался и самообразованием. К примеру, на 1 курсе самостоятельно всего за два месяца освоил английский — по англоязычному Евангелию, читая его параллельно с русским. Немецким и французским он ещё со школьной скамьи владел в совершенстве. После окончания университета Фёдор занялся переводами. Эта работа однажды привела его в журнал «Учитель». Педагогические идеи захватили Резенера. Он стал штудировать труды по детской психологии, методикам преподавания. И в 1859-м году пришёл на работу в Василеостровское бесплатное училище — учебное заведение для неимущих детей.

Впрочем, бесплатное училище и само остро нуждалось почти во всём — в книгах, пособиях, одежде и еде для воспитанников. Резенер отнюдь не был богатым человеком. Но он стал благотворителем Василеостровского училища. В его кассу он отдавал почти всё, что зарабатывал переводами и статьями. Организовывал благотворительные сборы в пользу учебного заведения. Благодаря Фёдору Фёдоровичу в школе появилась библиотека, воспитанники получили учебники, добротную одежду, регулярное питание. Неравнодушие Резенера проявлялось и в его отношении к ученикам. Он разговаривал с ними по душам, знал их радости и горести, наставлял с любовью. И это приносило плоды: ребята, успевшие повидать в жизни лиха, ожесточённые нищетой, начинали с охотой учиться, становились открытыми.

Ярко проявились душевные качества Фёдора Резенера и на должности директора петербургского Ремесленного приюта, куда он был назначен в 1869 году. Здесь его подопечными стали малолетние осуждённые за преступления. Но Фёдор Фёдорович пришёл с добром — и сумел отогреть их очерствевшие души. Резенер погрузился в жизнь учеников. Носил такую же форму, как и они, работал бок о бок в мастерских. Дети ему доверяли и искренне любили.

Здоровье Фёдора Фёдоровича пошатнулось из-за переутомления от напряжённого труда. В августе 1881 года Резенер скончался. Ему было 55. И за этот срок он успел многое — сделал счастливыми сотни обездоленных детей, отогрел теплом своего сердца и открыл для них светлую дорогу в жизни.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях

Также рекомендуем