Первый русский перевод знаменитой «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса сделал в 1886 году Фёдор Фёдорович Резенер — писатель, педагог и благотворитель. Трудиться над рукописью ему приходилось по ночам — днём Резенер посвящал всё своё время воспитанникам — маленьким беднякам и беспризорникам, так похожим на героев романов Диккенса. Сиротам, лишённым семейного тепла, он стал самым близким человеком: учителем, наставником и другом. Это ради них не спал он по ночам, работая над переводами. На издательские гонорары он покупал воспитанникам подарки: книжки, игрушки. Ему хотелось по-отечески утешить обездоленных ребят, зажечь в их глазах тёплые искорки радости. И дети, действительно, любили Фёдора Фёдоровича как отца.
Резенер сам был сиротой. Он родился в Санкт-Петербурге, в 1825 году, и в раннем детстве лишился обоих родителей. Воспитывался в Гатчинском сиротском приюте. Это было довольно суровое заведение. Муштра, холодное отношение воспитателей, наказания за малейшую оплошность. Фёдор мечтал поскорее вырасти, выучиться и сделать так, чтобы приюты были для сирот не казённым домом, а настоящим — уютным, тёплым, где тебя понимают и любят. В 1845 году Резенер выпустился из Гатчинского сиротского приюта и поступил в Петербургский университет. Помимо лекций занимался и самообразованием. К примеру, на 1 курсе самостоятельно всего за два месяца освоил английский — по англоязычному Евангелию, читая его параллельно с русским. Немецким и французским он ещё со школьной скамьи владел в совершенстве. После окончания университета Фёдор занялся переводами. Эта работа однажды привела его в журнал «Учитель». Педагогические идеи захватили Резенера. Он стал штудировать труды по детской психологии, методикам преподавания. И в 1859-м году пришёл на работу в Василеостровское бесплатное училище — учебное заведение для неимущих детей.
Впрочем, бесплатное училище и само остро нуждалось почти во всём — в книгах, пособиях, одежде и еде для воспитанников. Резенер отнюдь не был богатым человеком. Но он стал благотворителем Василеостровского училища. В его кассу он отдавал почти всё, что зарабатывал переводами и статьями. Организовывал благотворительные сборы в пользу учебного заведения. Благодаря Фёдору Фёдоровичу в школе появилась библиотека, воспитанники получили учебники, добротную одежду, регулярное питание. Неравнодушие Резенера проявлялось и в его отношении к ученикам. Он разговаривал с ними по душам, знал их радости и горести, наставлял с любовью. И это приносило плоды: ребята, успевшие повидать в жизни лиха, ожесточённые нищетой, начинали с охотой учиться, становились открытыми.
Ярко проявились душевные качества Фёдора Резенера и на должности директора петербургского Ремесленного приюта, куда он был назначен в 1869 году. Здесь его подопечными стали малолетние осуждённые за преступления. Но Фёдор Фёдорович пришёл с добром — и сумел отогреть их очерствевшие души. Резенер погрузился в жизнь учеников. Носил такую же форму, как и они, работал бок о бок в мастерских. Дети ему доверяли и искренне любили.
Здоровье Фёдора Фёдоровича пошатнулось из-за переутомления от напряжённого труда. В августе 1881 года Резенер скончался. Ему было 55. И за этот срок он успел многое — сделал счастливыми сотни обездоленных детей, отогрел теплом своего сердца и открыл для них светлую дорогу в жизни.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Книги о святых». Ирина Ордынская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была писатель, сценарист, координатор литературного конкурса «Молитва» Ирина Ордынская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об опыте написания книг о святых, а также о значении литературных конкурсов сегодня.
Ирина Николаевна рассказывает, как в художественном слове соединяются переживание веры, молитва и образ, почему художественный текст способен обратиться к сердцу человека сильнее публицистики. Она вспоминает работу над книгами о русских святых и говорит о том, как их живые образы помогают читателю осмысливать путь к Богу.
Отдельная тема — конкурс «Молитва»: его задачи, поддержка авторов из регионов и зарубежья, востребованность произведений о духовном поиске, номинации, спецпризы и опыт прошлого сезона, когда работы лауреатов были опубликованы и вошли в сборники.
В финале разговора — личные истории: детство в воцерковлённой семье, первые воспоминания о молитве, встречи с удивительными людьми и читатели, для которых её книги стали поддержкой. Тёплая беседа о том, как литература открывает человеку путь к вере.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Проповедь в современном мире». Протоиерей Павел Гумеров, Павел Чухланцев, Светлана Подлипаева
В этом выпуске протоиерей Павел Гумеров, руководитель молодежного миссионерского проекта «Orthodox House» Павел Чухланцев и детский хирург Светлана Подлипаева размышляли о том, как христиане призваны свидетельствовать о своей вере.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Джордж Элиот «Эймос Бартон» — «Наши добродетели требуют покаяния»

Фото: Piqsels
Что такое покаяние? Ответить, на первый взгляд, легко. Покаяние — это сокрушение о грехах. Но только ли о грехах? Может быть, то, что мы иногда считаем благом, то, что принимаем за любовь, требует рассуждения и очищения покаянием?
Такие вопросы ставятся в произведении «Эймос Бартон», написанном в 1857 году английской писательницей, издававшей свои книги под псевдонимом «Джордж Элиот». Герою повести, священнику англиканской церкви, приходится нелегко. Плохо складываются отношения с приходом, не хватает денег. Во всех невзгодах Эймоса поддерживает жена, Милли. Но однажды он её теряет — после тяжелой болезни Милли умирает. После похорон Эймос вспоминает прошлое и осознаёт, как на самом деле была бедна его любовь как нечуткая и равнодушная. Он ужасается, поняв, «как мало почитал он душу, которая была послана Самим Богом».
Вспоминаются слова святого апостола Павла: «В почтительности друг друга предупреждайте». Конечно же, апостол Павел имел в виду не банальную учтивость. Почитание в каждом человеке, особенно же в том, кто ближе всего к нам, бессмертной души, вот о чём писал апостол. И вот чего не хватило Эймосу Бартону, герою повести Джорджа Элиота. А ведь, подчёркивает автор, Эймос был любящим супругом, но только потеряв Милли, он понял, что сама его любовь нуждалась в прощении, так она была бедна и эгоистична. «Наши добродетели нужно оплакивать, как если бы они были грехами», — грустно заключает священник.
И всё же проблеск света появляется в потемневшем со смертью Милли доме Эймоса, когда он сближается со своими детьми и учится дарить им ту любовь, которую не смог в полной мере дать жене.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







