«Фестиваль авторской песни «Покровский собор». Станислав Селиванов, Алексей Витаков - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Фестиваль авторской песни «Покровский собор». Станислав Селиванов, Алексей Витаков

* Поделиться

У нас в гостях были директор Всероссийского фестиваля авторской песни «Покровский собор» Станислав Селиванов и художественный руководитель фестиваля, поэт, прозаик, автор и исполнитель песен Алексей Витаков.

Мы говорили о том, что такое авторская песня, чем этот жанр привлекает слушателей, а также как возник фестиваль «Покровский собор», каких исполнителей там можно услышать, как происходит выбор победителей, и как любой желающий может бесплатно попасть на это мероприятие.

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте. Программа «Светлый вечер» на «Светлом радио». Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать. И с удовольствием представляю наших гостей. В ближайший час эту часть «Светлого вечера» вместе с нами и вместе с вами здесь в студии «Светлого радио» в ваших приемниках проведут директор Всероссийского фестиваля авторской песни «Покровский собор» Станислав Селиванов. Здравствуйте, добрый вечер.

Станислав Селиванов:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— И художественный руководитель фестиваля, поэт, прозаик, автор и исполнитель песен Алексей Витаков. Здравствуйте.

Алексей Витаков:

— Здравствуйте.

Алексей Пичугин:

— Фестиваль «Покровский собор». Он должен пройти уже совсем скоро, 19 декабря, в Москве, в самом центре, в Гостином дворе. Мы очень-очень надеемся, что никакие ситуации наши эпидемиологические не помешают его провести. Он уже во второй раз пройдет. Первый раз он проходил в мае, а должен был пройти еще в прошлом мае, был приурочен к 75-летию Победы. Ну, об этом, я думаю, в течение программы мы будем говорить, будем говорить об авторской песне, для меня это очень приятно, потому что авторскую песню я очень люблю. Хотя понятие достаточно размытое, потому что в последние годы авторской песней называются очень разные стили, направления, очень разные музыканты, которых, мне кажется, собрать-то сложно на одной площадке, но они все равно про себя будут говорить, что они работают в жанре авторской песни. И вот очень известная наша интернет-площадка, где каждый может найти музыку на свой вкус, там появился раздел «Русская авторская песня». Он недавно относительно появился, несколько дней я ездил в машине, и у меня песни из этого раздела играли. И я там слушал как исполнителей, которых мы все знаем с детства, кто-то с юности: и Высоцкий, и Окуджава, Юлий Ким, и Галич, так и более современные, Короленко попал в авторскую песню, и вдруг там Монеточка попала в авторскую песню, видимо, потому что тоже сама пишет песни, и поэтому авторская. Понятно, что это очень-очень размытое представление сейчас, но с другой стороны есть что- то общее, что мы все, когда говорится авторская песня, мы себе какой-то образ представляем. Давайте, начнем с того, какая авторская песня на фестивале представлена.

Алексей Витаков:

— Все-таки, наверное, бардовская песня, где звучат в первую очередь те имена, которые вы сейчас назвали: Высоцкий, Окуджава, Галич, и естественно там и Сергей Никитин. На прошлом фестивале у нас председателем жюри был Александр Завенович Мирзоян. Так же фестиваль посетили и выступили на нем Галина Хомчик с сыном Алексеем Хомчиком, Александр Суханов. То есть это именно бардовский фестиваль.

Алексей Пичугин:

— Песни нашего века, как это в какой-то момент было названо по песни Городницкого.

Алексей Витаков:

— Да, песни нашего века. И естественно большой пласт молодых бардов был представлен. И они, в общем-то, сражались за главные призы. Это и Сергей Канонников, и Дмитрий Вагин, и Роман Филиппов, Илья Оленев, Анастасия Шугалей, в общем, много было ребят, кто именно занимается бардовской песней, кто считает авторскую песню в том эстетическом значении, в том срезе, то есть это в первую очередь ребята — лауреаты Грушинского фестиваля, ну и собственно все понятно.

Станислав Селиванов:

— Не надо думать, что авторская песня это та, которую нам когда-то нарисовали, когда человек, у которого из бороды торчит солома.

Алексей Пичугин:

— Растянутый свитер.

Станислав Селиванов:

— Да, растянутый свитер. Такой абсолютно — «над костром пролетает снежинка». Это, конечно, все не совсем то.

Алексей Пичугин:

— Но и такая тоже.

Алексей Витаков:

— Потому что авторская песня она и туристическая, и мы ее знаем. Я помню, ходили в горные походы и пели наравне с Ланцбергом, там барды свои какие-то песни и это тоже было. Это тоже понимаете, все вместе. То есть это же целая культура, которая появилась в советскую эпоху. И для меня-то авторская песня это не просто часть литературного процесса, и не только пространство ритмов, звуков, смыслов, а это еще ответ хаосу. А вот тогда, я помню, в молодые годы, когда в первый раз оказался в горном походе, я совершенно четко для себя определил, что для меня авторская песня: да, это ответ хаосу. Вокруг тебя может быть что угодно, а здесь некий ковчег. Это песня, которая собирает и реально тебя направляет. Причем, это внутренняя направленность, не плакатная, а именно очень душевное сердечное начало.

Станислав Селиванов:

— То, что мы называем авторской песней сегодня, это гораздо шире, чем может в себя вместить это понятие. Это любые хорошие правильные стихи, положенные...

Алексей Пичугин:

— Стихи могут быть правильными?

Алексей Витаков:

— Они с точки зрения формы могут быть и неправильными, я как профессиональный писатель могу сказать.

Станислав Селиванов:

— Да.

Алексей Витаков:

— Но Станислав сейчас говорит о том, что правильные стихи это стихи, наполненные поэтической энергией.

Станислав Селиванов:

— Созидающие.

Алексей Витаков:

— Есть же просто словосложение. Не все стихи далеко становятся поэзией. А поэзию мы вдруг сразу угадываем.

Алексей Пичугин:

— Читаешь, слушаешь и понимаешь, что это поэзия, о чем бы там не говорилось, а все равно это поэзия.

Алексей Витаков:

— Она может быть очень простой, но мы сразу безошибочно определяем, вот здесь есть поэзия, а здесь могут быть вычурные метафоры, какие-то упражнения.

Алексей Пичугин:

— Красивые рифмы даже.

Алексей Витаков:

— Да. А поэзии не будет. А здесь будет.

Станислав Селиванов:

— Очень важно в любом случае очень важно, чем наполнена эта поэзия. Если эта поэзия направлена на созидание, то это хорошая поэзия. Если эта поэзия на разрушение, то мы сразу же понимаем, что вряд ли мы найдем здесь зерно какое-то, и вряд ли из этого вырастет дерево.

Алексей Пичугин:

— Я не застал по возрасту своему концертов в Политехническом музее, хотя я все равно рос в осознании того, что это совсем недавно еще было. Я был в Политехническом музее на концертах бардов, которые когда-то выступали и для которых Политехнический был родным домом. И они, пока его сейчас не закрыли на эту реконструкцию — сейчас откроют, может, это и вернется даже — но концерты в Политехническом были уже в начале 90-х. Как какое-то воспоминание приятное о том, что было относительно недавно. Ваш фестиваль проходит в прямой видимости от Политеха, в Гостином дворе. Почему такой выбор места, как мне кажется, очень нехарактерного вообще для проведения музыкальных мероприятий, но при этом рядом с Политехом?

Алексей Витаков:

— Что касается Политехнического музея, здесь я уже сказал, что авторская песня это часть литературного процесса. Если мы помним, в Политехническом музее выступали поэты 20-х годов.

Алексей Пичугин:

— Диспуты проводились.

Алексей Витаков:

— Да-да. И диспуты, там же и Маяковский, и Есенин проводили свои очень знаковые мероприятия, кстати говоря.

Станислав Селиванов:

— Битвы.

Алексей Витаков:

— Битва между ними была все-таки в Литинституте. А просто вот очень мощные мероприятия политические, с которых конная милиция разгоняла толпы людей. То есть представьте себе, какой был интерес к поэзии. И то, что у бардов потом это получилось тоже в Политехническом музее, это совершенно естественно, потому что авторская песня, в первую очередь, это литература в музыке. Или в музыкальной форме. Поэтому Политехнический музей. А что касается Гостиного двора. Однажды мне раздался звонок от Михаила Михайловича Хубутии, совладельца Гостиного двора и говорит: Алексей, я знаю, что вы занимаетесь авторской песней, вы создали несколько фестивалей, давайте, создадим и у меня в Гостином дворе.

Станислав Селиванов:

— Заложим традицию.

Алексей Витаков:

— Заложим новую традицию фестиваля авторской песни. И мы с удовольствием пришли на встречу с Михаилом Михайловичем и спасибо ему огромное за это. Вот человек, который не пожалел сил, энергии для того, чтобы создать очень красивый проект, на самом деле.

Станислав Селиванов:

— Дело в том, что в течение года проходит много фестивалей в России. И тот фестиваль, о котором говорим мы сегодня, «Покровский собор», который будет проходить в Гостином дворе, это фестиваль, который венчает собой календарный год. В течение календарного года проходят различные фестивали, на них люди участвуют, бьются, показывают себя. Кто-то показал, кто-то не показал, кому-то удалось, но все лучшие, кто в течение года выступал, попадают сюда, на «Покровский собор». Почему называется собор? Потому что мы собрали всех тех, кто интересен, кто значителен. В основном, конечно, мы говорим о молодежи, потому что молодежь это те, кто будет строить новую авторскую песню. Не новую по форме и по содержанию, а новую по духу, по силе. А сегодня, говоря об авторской песне, мы прекрасно с вами говорили, мы сказали Окуджава, Высоцкий, Ланцберг, кого-то мы еще вспоминали.

Алексей Витаков:

— Городницкий.

Станислав Селиванов:

— Из ныне живущих мы говорим Городницкий, Никитин, тот же самый Александр Мирзоян. Еще с десяток можно назвать людей, которые до сих пор еще, слава Богу, живы, и они с нами.

Алексей Витаков:

— Вадим Егоров.

Станислав Селиванов:

— Вадим Егоров.

Алексей Пичугин:

— Мы много кого можем назвать, это правда. И, слава Богу, что эти люди, и многие из них с нами. Но вот когда вы говорите про молодежь, у меня опять какое-то личное восприятие, воспоминание, когда я был маленький, мне говорили: слушай Окуджаву, слушай Высоцкого, еще кого-то из бардов. Бабушка говорила, я что-то там слушал на пластинках, иногда мне что-то действительно цепляло. Я мог бы даже какую-то выборку маленький сделать. Но по-настоящему я понял, что люблю авторскую песню, что я очень люблю Высоцкого, что я безумно люблю Городницкого, что я могу плакать под какую-то песню Галича, под определенную совершенно, про поляков — это пришло с возрастом. Это после тридцати началось. До этого я, наверное, не мог... Авторская песня разная, понятно, что зацепить чем-то одним, там темы абсолютно разные. Но сам настрой пришел позднее, хотя я с детства любил поэзию, читал стихи.

Алексей Витаков:

— У меня получилось так, что лет в семнадцать, тогда еще были бобинные магнитофоны, мы жили в бараке с печным отоплением. Родители принесли бабину с бардами, и я услышал: «Над землей бушуют травы, облака плывут, как павы». И я помню, в этот же день я эту песню прослушал раз, наверное, сорок, то есть она заканчивалась, я снова ставил. Я думал, что это вообще какая-то народная песня, а оказался Вадим Егоров. То же самое случилось чуть позже, уже в армии, когда «На горе, на горочке стоит колоколенка». Я думал тоже народная песня, а оказался Леонид Сергеев.

Алексей Пичугин:

— А опять же, знаете как у Юза Алешковского, «Товарищ Сталин вы большой ученый», а авторство этой песни было установлено только спустя несколько десятилетий после ее написания в лагерях. Так же и с его «Окурочком». Так же и с песней «На материк» у Городницкого, когда его водили показывать могилу автора этой песни, а водили такие суровые северные мужики, что он побоялся. Вернее он признался, что это он, но ему естественно никто не поверил, потому что вот же могила, он написал.

Станислав Селиванов:

— С песнями Алексея Иольевича Витакова были такие же истории у нас.

Алексей Витаков:

— Разные смешные.

Станислав Селиванов:

— Мы буквально встречали людей, которые доказывали ему, что они написали ту или иную песню.

Алексей Пичугин:

— Живые прямо люди стояли перед вами и говорили, что вашу песню написали они?

Станислав Селиванов:

— Именно так было.

Алексей Витаков:

— Чудны дела Твои, Господи.

Станислав Селиванов:

— Но, к сожалению, или, вернее, сейчас уже к счастью, сегодня, когда интернет уже более развитый, легче найти наших авторов, мы понимаем, что вот они наши авторы и никуда от них не денешься.

Алексей Пичугин:

— Напомню, дорогие слушатели, что сегодня в программе «Светлый вечер» директор Всероссийского фестиваля «Покровский собор», фестиваля авторской песни, Станислав Селиванов. И художественный руководитель фестиваля, поэт, автор и исполнитель песен, писатель-прозаик Алексей Витаков. «Покровский собор» — я так понимаю, что в названии заключено два смысла. Это и Покровский собор, храм Василия Блаженного, Покровский собор что на рву, и еще один.

Станислав Селиванов:

— И собор как повод собраться.

Алексей Витаков:

— Как собрание.

Станислав Селиванов:

— Собирательство. Мы, конечно, собираем всех тех, кто... В течение года проходит множество фестивалей в России. Мы исчисляем их как десятки фестивалей бардовской песни, лучшие, самые интересные, самые талантливые, на наш взгляд, молодые музыканты могут попасть на фестиваль «Покровский собор». Для этого они присылали свои заявки.

Алексей Витаков:

— У нас сейчас, кстати, более тысячи шестисот заявок, сейчас я посмотрел.

Станислав Селиванов:

— Заявок очень много, и это действительно большое количество заявок. У нас есть специальное жюри первого тура. То, что мы получаем в он-лайне заявки и отсматриваем видео, присланное нам на первый тур. Затем лучшие из тех, кто прислали нам свои заявки, будут приглашены на 19 декабря туда к нам в Гостиный двор. Там уже состоится собственно второй тур нашего фестиваля. Второй тур — это уже на глазах у жюри нужно будет со сцены исполнять то, что ты прислал нам до этого. И из этих финалистов будет...

Алексей Витаков:

— Будет порядка сорока участников второго тура.

Станислав Селиванов:

— Да. Из этих финалистов второго тура будет суперфинал, где восемь человек сойдутся в битве. Битва за Гран-при фестиваля.

Алексей Витаков:

— Надо сказать, что первое место у нас получает 350 тысяч, второе — 250, третье делится по сто тысяч, и вся восьмерка получает по 50 тысяч.

Станислав Селиванов:

— Да, у нас очень хорошие большие...

Алексей Витаков:

— Это не считая тех призов, которые будут еще от партнеров.

Станислав Селиванов:

— Да. Ну, то есть восьмерка получает миллион денег. Это по сегодняшнему дню большие деньги. Для музыканта это хорошая поддержка, кроме того, различные призы в виде записи на студии. Это тоже важно для современных музыкантов. Призы, которые связаны с музыкальными инструментами и какими-то вещами, которые помогают музыканту в его работе со звуком, с музыкой. Это все очень важно на сегодняшний день, потому что мы понимаем, что зачастую человек с гитарой, а именно таким мы видим нашего автора, нашего конкурсанта...

Алексей Витаков:

— Образ русского барда — это человек с гитарой.

Станислав Селиванов:

— Конечно, сегодня уже мы говорили об этом, молодой исполнитель это не только человек с гитарой, но это с дудками, с барабанами, с чем угодно, ансамбли играют.

Алексей Витаков:

— Сейчас да.

Станислав Селиванов:

— И на дудках, и на трещотках, и на баянах, и на чем только они не играют.

Алексей Пичугин:

— Много ли из тех, кто будет выступать у вас на фестивале, будут выступать в привычном образе человека с гитарой.

Алексей Витаков:

— Если говорить уже о втором туре, да, достаточное количество ребят, которые больший акцент делают на содержание. И это, в общем-то, достаточно известные люди. Я сейчас не хочу называть их имена, но очень много известных бардов присылают свои заявки в конкурс. Люди, которые уже десятилетия работают сами членами жюри, почетными гостями на многих фестивалях, в этот раз решили попробовать свои силы в качестве конкурсантов.

Станислав Селиванов:

— Если говорить о первом фестивале «Покровский собор», то девочка с гуслями соревновалась с ансамблем, которые играли с барабанами. И не факт, что ребята с барабанами своей мощью девочку с гуслями...

Алексей Витаков:

— Да, даже был такой случай, когда вышла рок-группа, мы не ожидали от одного барда, он взял и притащил целый рок-ансамбль, чтобы его поддержали. Зал огромный и многие музыканты, барды, думают, что чем громче, тем лучше. Потому что зал большой и все-таки побаиваются.

Станислав Селиванов:

— Думают, насыщенней музыка, когда барабаны.

Алексей Витаков:

— И вдруг против него вышел человек, который один раз дернул за струну на гитаре и спел акапелла, и получилось.

Станислав Селиванов:

— И победил.

Алексей Витаков:

— И победил, да. Все может быть, этим-то конкурс и интересен.

Станислав Селиванов:

— Конкурс живой. Живой конкурс, когда сидят члены жюри, по традиции поднимают циферки, и мы видим тут же сразу он-лайн, что происходит, кто побеждает и кто проходит в следующий тур. И так до самого-самого финала, где уже два музыкальных коллектива или уже два музыканта сходятся в финальной битве, тогда мы понимаем, что... Ну, и конечно, после финальной битвы будет большой гала-концерт. В большом гала-концерте будут принимать участие и те замечательные люди, которые у нас сидят в жюри, и специальные гости нашего фестиваля. Об этом нужно сказать, что в этом году, наверное, все знают, что был юбилей замечательного музыканта, художника, творческого деятеля, деятеля искусств Стаса Намина. И вот его группа «Цветы» и он сам являются почетными гостями нашего фестиваля. И будет вот такой концерт группы «Цветы», в том числе.

Алексей Витаков:

— Мини-концерт.

Станислав Селиванов:

— Мини-концерт группы «Цветы» у нас в гала-концерте. Так что, пользуюсь случаем — приезжайте на фестиваль «Покровский собор». Вход у нас совершенно свободный, бесплатный, но нужно будет получить приглашение.

Алексей Пичугин:

— Система Covid-free. Я понимаю, что наших слушателей, которые заинтересовались фестивалем, не в последнюю очередь интересуют ограничения, которые действуют, и желание быть в безопасности.

Станислав Селиванов:

— Да, безопасность будет обеспечена. Система Covid-free работает, но надо каждому будет прийти, у кого есть QR -код, конечно, с QR-кодом своим. Кроме того, всем рекомендую, у нас есть сайт, который называется pokrovfest.ru, там есть возможность получить приглашение на фестиваль. Совершенно бесплатно его получить. И с этим приглашением, пожалуйста, приходите на наш фестиваль. Кроме того, на фестивале, поскольку, надеемся, что он состоится в канун новогодних праздников, поэтому приходите, будет большая...

Алексей Витаков:

— И в день празднования Николая Чудотворца, это все-таки большой праздник.

Станислав Селиванов:

— У нас будет большая ярмарка предновогодних товаров. Поэтому послушать музыку, еще и походить по красивому замечательному по красоте строению, который называется Гостиный двор, Джакомо Кваренги и зодчий Матвей Казаков много-много лет назад построили это все, и всем вам рекомендую, хоть разочек попадите туда, пожалуйста, и пусть это будет «Покровский собор». Пусть мы вместе будем слушать хорошую музыку, радоваться жизни, и слушать хорошие стихи, потому что у нас еще большая программа, связанная с поэзией, со стихами. Мы получаем не только заявки на песни, но заявки и стихотворные.

Алексей Пичугин:

— Давайте к музыке перейдем. Напомню, что в программе «Светлый вечер» сегодня мы говорим про фестиваль авторской песни «Покровский собор», который должен открыться 19 декабря, совсем скоро в Гостином дворе в центре Москвы, прямо возле Красной площади. Гостиный двор на Ильинке находится, это метро Площадь революции, наверное, самая ближайшая, или Китай-город. Итак, фестиваль «Покровский собор». Сегодня в гостях у нас организаторы фестиваля, директор Станислав Селиванов. Станислав Селиванов также кинопродюсер и литературный критик. И художественный руководитель фестиваля «Покровский собор» Алексей Витаков, поэт, прозаик, автор и исполнитель песен. Ну а мы сейчас, возвращаясь к музыке, слушаем композицию Стаса Намина и группы «Цветы». Композиция эта наверняка многим хорошо знакома, она называется «Звездочка моя ясная». Стас Намин и группа «Цветы», хедлайнеры фестиваля «Покровский собор».

Звучит песня

Алексей Пичугин:

— Возвращаемся в нашу программу. Я напомню, что сегодня мы говорим о фестивале «Покровский собор». Фестиваль пройдет 19 декабря, уже совсем скоро, в Гостином дворе, в самом центре Москвы. Фестиваль защищен системой Covid-free, это та система, которая сейчас используется на большинстве массовых мероприятий в связи с пандемией, то есть попасть на фестиваль можно будет, пройдя через ряд ограничений. Сейчас мы про это тоже поговорим. Я напомню, что в студии «Светлого радио» директор фестиваля Станислав Селиванов и художественный руководитель Алексей Витаков. А ПЦР-тесты будут спрашивать при проходе.

Станислав Селиванов:

— Да, несомненно. Дело все в том, что на сегодняшний день максимально, что мы можем сделать, это ограничить наших гостей от возможных контактов с людьми, которые уже заболели. Для этого, конечно, и QR-коды и ПЦР-тесты, все будет на входе проверяться. Поэтому если захотите попасть на фестиваль, опять-таки он абсолютно бесплатный, приглашения вы можете получить, но помните всегда, что вы...

Алексей Пичугин:

— Еще раз напомните, как получить приглашения.

Станислав Селиванов:

— Наш сайт pokrovfest.ru, одним словом пишется, и на нем есть такая кнопочка «получить приглашение», скачивайте его, приходите. Скачивайте столько, сколько вам надо, никакой проблемы нет. Но главное, чтобы вы пришли и у вас был с собой QR-код, чтобы мы не волновались, что вы придете на наш фестиваль, чтобы вы максимально красиво и хорошо провели этот вечер.

Алексей Витаков:

— Ну и для москвичей информация такая по пригласительным билетам. В Ритм-Блюз кафе, это кафе Стаса Намина, можно получить по вторникам пригласительный билет.

Станислав Селиванов:

— В бумажном виде.

Алексей Витаков:

— Да, на вечернее мероприятие. Подходите, это Старый Ваганьковский переулок, 19/2, библиотека Ленина. В любой понравившийся вам вторник.

Станислав Селиванов:

— В любой понравившийся вам вторник приходите, мы вам выдадим тоже приглашение. В целом говоря о фестивале, прошлый фестиваль мы тоже проводили в такой непонятной обстановке предковидной, околоковидной, 4337 человек было у нас посетителей на прошлом фестивале. Сколько получится в этот раз? Пока мы даже не можем планировать, потому что, какие будут ограничения по количеству возможных гостей, все покажет время, потому что мы сейчас буквально на пороге, фестиваль совсем скоро, не вся информация есть.

Алексей Витаков:

— Будем надеяться, что все будет хорошо. С Божьей помощью.

Станислав Селиванов:

— Да. Будем надеяться, что все будем живы и здоровы, это во-первых. И вам, дорогие наши радиослушатель, всем тоже этого желаем, чтобы вы тоже все были здоровы.

Алексей Пичугин:

— Давайте, еще раз напомним, что подробности фестиваля можете найти на сайте фестиваля pokrovfest.ru. А как вы считаете, мы в начале программы говорили, что авторская песня меняется, она на то и авторская, что меняются люди, которые ее пишут. Даже люди, которые писали в 60-70-е годы, пишут они и сейчас, и наверное, несколько иначе, нежели тогда. И мировоззрение порой меняется. А вы, когда решили проводить фестиваль, и вы получаете большое количество заявок, музыкального материала, как вы вообще представляете себе и видите эти перемены с течением времени, что сейчас наиболее актуально, какой в основном средний возраст людей, которые хотят выступать.

Станислав Селиванов:

— Ну, во-первых, мы не только получаем заявки, мы много участвуем в других фестивалях именно в качестве членов жюри или создателей фестивалей.

Алексей Пичугин:

— В Грушинском фестивале вы же тоже участвуете?

Станислав Селиванов:

— Грушинский фестиваль делают другие ребята, поэтому мы, если и участвуем, то как наблюдатели этого фестиваля. Наш фестиваль немного отличается от Грушинского фестиваля. Грушинский фестиваль все-таки более традиционной музыки. Он все-таки рассчитан на средний возраст. Наши зрители и наши музыканты более молодые. В нашей среде, в среде авторской песни, которой мы занимаемся, мы все-таки ждем совсем молодых авторов, совсем молодых музыкантов, которые со временем станут теми лидерами мнений, музыкальных и литературных мнений. Поэтому создаем ту сферу, в которой им будет комфортно работать, творить и трудиться.

Алексей Витаков:

— Что касается Грушинского фестиваля, я лично любил на него ездить и сам вел даже концерты там на главной сцене и выступал много. Что касается современной стилистики, стилистика должна меняться, потому что меняется время, которое течет у нас за окном. Меняется все. Как я определяю для себя, авторская песня и какая-то другая, это — есть содержание, поэтическое содержание или его нет. То есть тот самый поэтический элемент, он возникает, когда мы слушаем песню, значит, для меня это мой жанр. Если этого нет, то это какая-то другая песня. Это могут быть протестные там разные или социальные, или просто пенсии ради хайпа.

Алексей Пичугин:

— Протестные, социальные, даже ради хайпа, это все может быть очень поэтично.

Алексей Витаков:

— Может быть. Я и говорю, если есть элемент поэзии, значит, это наша песня. Если его нет, значит, это какая-то другая песня.

Станислав Селиванов:

— Мы уже говорили, многое зависит от вектора, от того, что несет эта музыкальная композиция, имеется в виду стихи.

Алексей Витаков:

— А то, что современные барды, современные авторы стараются звучать современно и, ну, скажем так, музыкально масштабнее. Если мы сейчас представим себе, что в наше время оказался Высоцкий, Визбор, Окуджава.

Алексей Пичугин:

— Мы очень часто, кстати говоря, обсуждаем при возможности, был бы жив Высоцкий, о чем бы он писал сейчас.

Алексей Витаков:

— Вернемся к стилистике. Высоцкий один из первых бардов, который записал свои песни под оркестр. Я думаю, сейчас он бы играл, к примеру, с рок-командой и звучал бы красиво и современно. Я сейчас говорю только о звучании. Естественно Высоцкий писал бы о современной жизни. А уж как он относился бы к каким-то явлениям, этого мы не знаем. Но то, что он был бы поэтом и звучал современно, это сто процентов, потому что для своего времени, если вспомнить, и у Визбора с его гармониями джазовыми, и Высоцкого, они были новаторами. Они абсолютно были современными людьми. И даже Ланцберг, который выходил и пел под скромную гитару, он был необычен тогда.

Алексей Пичугин:

— А вдруг сейчас бы нет. Я уж не буду называть имена, их все знают, такое личное восприятие, абсолютно не претендующее на правоту, но я слушаю музыкантов, которые в 70-80-е, или в 90-е их все слушали, слушаю их сейчас и понимаю, что ну, нет, это уже и не поэзия. Тогда почему-то это была поэзия, сейчас нет. Сейчас попытка, даже не знаю, самовыразиться, достигнуть былой популярности, что-то еще.

Алексей Витаков:

— Вот был задан вопрос по Грушинскому фестивалю. Проблематика Грушинского фестиваля именно в этом. Старое поколение держит, грубо говоря, свой круг и держит вот эту...

Станислав Селиванов:

— Оборону.

Алексей Витаков:

— Оборону, да. Хорошо это или плохо, время разберется. А молодежи тоже нужно куда-то деваться и где-то высказываться.

Станислав Селиванов:

— Самовыражаться так же через музыку через поэзию. Естественно, тут должна быть преемственность, а она не всегда происходит. Хорошо, что много цветов, пускай все цветы растут. И много фестивалей.

Алексей Пичугин:

— Если я сейчас скажу, что мне не нравится какой-то исполнитель, как он пишет сейчас, о чем он поет и что он поет, я уверен, что найдется много поклонников его современного творчества.

Станислав Селиванов:

— Несомненно.

Алексей Пичугин:

— Я Бориса Борисовича Гребенщикова слушаю в 2021 году и понимаю, что это другое, не похожее на то, что было в 79-м, но это здорово, это современно и это чем-то все равно цепляет, постоянно, каждый его новый альбом. Что-то больше нравится, что-то меньше, что-то не нравится вовсе, что-то очень нравится. А какие-то его коллеги — в 79-м это было «вау», в 89-м это было круто, в 2021-м это вообще никак.

Алексей Витаков:

— Есть такое.

Станислав Селиванов:

— Может, дело все в том, что отношение к делу. Невозможно обмануть. Песенное музыкальное и поэтическое творчество, это те вещи, которые обмануть невозможно. Можно сколь угодно шифровать пустоту, но в ней не будет ничего, кроме этой самой пустоты. И если за изысканной формой, мы с вами понимаем, что не находим содержание, вот здесь происходит наше разочарование. Потому что нам кажется, нас обманули.

Алексей Витаков:

— Либо содержание не актуально, как сказал только что Алексей. Вот оно просто не актуальное.

Алексей Пичугин:

— Оно даже может быть и актуально, оно даже может быть чем-то близко, но как это с точки зрения поэзии передано и даже музыкально, вот здесь начинаются...

Алексей Витаков:

— Так поэзия ведь тоже мица, поэзия состоит из языка. Если язык не современный или он не соответствует времени... Хотя вот, допустим, Пушкин всегда будет современен, всегда будет современен Тютчев.

Алексей Пичугин:

— Но Пушкин всегда так и остался 37.

Станислав Селиванов:

— Нет, Алексей, видимо, говорит о том, что его конкретный человек, конкретный поэт в то время был актуален именно для него.

Алексей Пичугин:

— Даже не актуален, мне казалось, что это поэзия, я понимал, что это действительно поэзия. Если я могу претендовать на то, что мой литературный вкус хоть что-то да значит, я смею называть это поэзией. А спустя двадцать лет, нет, это не поэзия, это какой-то набор нескладных рифм. Или складных рифм, но поэзией это назвать даже в самом страшном сне не приснится.

Алексей Витаков:

— Либо насочиненных метафор, которые зашифровывают пустоту, как правильно сказал Станиславский. И мы меняемся, и слушатель меняется. Слушатель дорастает до каких-то вещей.

Станислав Селиванов:

— И поэт должен расти всю жизнь.

Алексей Пичугин:

— А он может считать, что он растет, что это более зрелое, нежели было у него же тридцать лет назад двадцатилетнего.

Станислав Селиванов:

— Да, но не цепляет, да ведь.

Алексей Витаков:

— К сожалению, да, авторская песня очень часто слышишь, что это нафталинный вид творчества. От молодежи. Была ситуация, когда от авторской песни вообще молодежь отошла. Сейчас более-менее, за счет педагогов на местах, молодежь возвращают, молодежь приходит.

Станислав Селиванов:

— За счет зрелищных фестивалей в том числе, потому что когда ты приходишь и живьем видишь, как это интересно происходит, некая магия сцены.

Алексей Витаков:

— То есть авторская песня должна меняться так же, как меняются все виды искусства, должна идти в ногу со временем. Она ни в коем случае не должна оставаться в свитерах и на кухне. Ну, тогда кому она будет интересна. То есть визуалка, как сейчас модно говорить, необходима. Необходим саунд, плотное хорошее звучание настоящих музыкантов. Тогда, возможно, авторская песня снова вернется и завоюет рынок.

Станислав Селиванов:

— На «Покровском соборе» все, кто придет посмотреть на то, что такое авторская песня в нашем понятии, они увидят и блюз, и околоджаз, и конечно, рок.

Алексей Витаков:

— Я слышал Окуджаву как делают в джазовой трансформации, как делают Визбора, то есть настоящие крупные джазовые музыканты. И это правильно, это популяризация.

Алексей Пичугин:

— Особенно Визбора, кстати, вы правильно заметили, что он очень джазовый. Нам уже пора переходить к музыке. Группа Тибитет и песня «Посох». Песня, я так понимаю, Алексей, на ваши стихи?

Алексей Витаков:

— Да.

Алексей Пичугин:

— А группа Тибитет. О ней чуть-чуть можно?

Алексей Витаков:

— Когда-то было два ансамбля: ансамбль Ти Би Бо и ансамбль «Квартет «Пятеро». На каком-то фестивале лет пятнадцать назад я их услышал и говорю: «Ребята, давайте, попробуем вместе поработать, но из ваших двух ансамблей, давайте, сделаем один».

Станислав Селиванов:

— Зато появился хороший музыкальный коллектив хороших профессионалов. Мы говорим о профессионалах сегодня. Авторская песня — это все-таки дело профессионалов, это не клуб самодеятельной песни. И давайте послушаем профессионалов, которые хорошо и правильно поют песни.

Звучит песня

Алексей Пичугин:

Продолжаем нашу программу. Напомню, что мы говорим сегодня о фестивале «Покровский собор», фестивале авторской песни, который состоится 19 декабря в Гостином дворе в самом центре Москвы. Гостиный двор на Ильинке, прямо возле Красной площади. Так близко к Кремлю авторская песня давно не подходила.

Станислав Селиванов:

— В самом центре Москвы, в самом центре России приглашаем вас всех, пожалуйста, приходите. Это действительно будет большое шоу. Сколь угодно можно рассказывать здесь в этой прекрасной радиостудии о том, как это красиво, как это интересно. Надо один раз увидеть.

Алексей Пичугин:

— Да, я еще должен напомнить, что в гостях у нас сегодня Станислав Селиванов, директор фестиваля «Покровский собор» и художественный руководитель фестиваля Алексей Витаков, поэт, прозаик, автор-исполнитель песен. О лицах фестиваля. Вот мы с вами познакомились с вами сегодня здесь в студии, но лица фестиваля, люди, которые его организовывают, достаточно известные люди. Расскажите о них тоже.

Алексей Витаков:

— Председатель жюри Александр Завенович Мирзоян. Кстати говоря, у нас будет учреждена специальная премия для... Как правильно?

Станислав Селиванов:

— Для автора и исполнителя, внесшего наибольший вклад на наш взгляд в развитие авторской песни и популяризацию ее. И мы учреждая такой приз, решили, что нам нужно отмечать одного из наиболее уважаемых знатных стариков, так их назовем.

Алексей Витаков:

— А можно уже назвать имя?

Станислав Селиванов:

— Давайте, оставим этот вопрос.

Алексей Витаков:

— Хорошо, ладно.

Станислав Селиванов:

— Понимая, что у нас довольно много, слава Богу, они все живы и здоровы, много хороших заслуженных деятелей, наше жюри долго спорило, пришло к выводу. Пока мы не будем говорить. Но специальный приз для наиболее заслуженного автора.

Алексей Витаков:

— Еще будет специальная премия имени Геннадия Жукова, к сожалению, рано ушедшего от нас автора.

Станислав Селиванов:

— Замечательного поэта.

Алексей Витаков:

Замечательного поэта, замечательного барда. Кто глубоко в бардовской песне, тот, конечно, знает это имя. Это один из лидеров Заозерной школы.

Станислав Селиванов:

— Поэтической школы.

Алексей Витаков:

— Поэтической школы. Ну, естественно, ожидаем мы Галину Хомчик с Алексеем Хомчик. Естественно, будут наши победители прошлого фестиваля, теперь они уже выступят в качестве членов жюри. Кто-то в первом туре, кто-то во втором, а кто-то даже попадет и в третий.

Станислав Селиванов:

— В жюри фестиваля традиционно сидят у нас замечательные музыканты и поэты. Нельзя не упомянуть Александра Шаганова, человека, который известен всем слушателям нашим.

Алексей Витаков:

— Не только представители бардовской песни. Вы понимаете, да, мы специально формируем состав жюри таким образом, чтобы было еще мнение нейтрального зрителя, но в то же время зрителя глубокого и разбирающегося и в музыке и в поэзии. Поэтому будут и редактора, саундпродюсеры разных радиостанций. Будет...

Станислав Селиванов:

— Наверное, достаточно, наговорили итак столько, что... Ну, и не забывайте, что в большом гала-концерте примут участие все те музыканты, все те замечательные поэты и музыканты, которых вы хотели бы услышать. Сейчас можно перечислять их, сколько угодно. Но давайте, оставим небольшой вопрос, а кто же еще? Вот когда вы придете на наш фестиваль, тогда все узнаете, кто же там еще будет такой красивый и интересный. Главное, чтобы мы с вами всегда знали, что авторская песня тот саморазвивающийся, самый интересный вид творчества, на котором стоит хоть раз побывать на концерте.

Алексей Витаков:

— На самом деле это очень глубокий и интересный мир. Это такое пространство людей, которые объединены не только творчеством ведь, а еще и чисто человеческими моментами. Это люди, которые живут, как сейчас принято говорить, тусовки. Я бы все-таки назвал семьей такой. И правильно, еще раз повторю, это ответ хаосу. Семья живет как в неком ковчеге своем. Может быть по своим правилам, приходя на взаимовыручку всегда. Ну, то есть это, еще раз повторюсь, отдельный интересный не только творческий мир, но еще и человеческий.

Алексей Пичугин:

— Мы, наверное, не можем сейчас все-таки говорить, что авторская песня — это большая семья, потому что она слишком сильно выходит за пределы семьи. Если тридцать лет назад, если мы выведем за скобки Галича, Окуджаву, Высоцкого, то была семья людей, которые, может быть, не всегда собирались вместе, но они были яркими представителями и уж на одной сцене они все-таки выступали. Это те люди, которые когда-то в 90-е годы были объединены сборником «Песни нашего века». Тут большинство имен сегодня прозвучало. Сейчас авторская песня настолько широко трактуемое понятие, наверное, что в какую-то семью объединить сложно. Но при этом это, наверное, здорово...

Станислав Селиванов:

— Знаете, Алексей, я бы сказал, что это, наверное, такая семья профессионалов. Мы уже упомянули, что авторская песня, бардовская песня, стала более профессиональной. Если раньше мы говорили КСП — клуб самодеятельной песни, то сегодня это абсолютно профессиональное дело. Сегодня вряд ли мы увидим с вами на большой сцене человека, который с трудом играет на гитаре, поет, не попадает в ноты.

Алексей Витаков:

— Вот вы сейчас Тибитет слышали, с консерваторским образованием.

Станислав Селиванов:

— Девочки, которые умеют петь, действительно. Это то, за что не стыдно. Дело в том, что раньше вышел на сцену, взял гитару, на настроенной гитаре и любой дурак может сыграть, это ж понятно. Сегодня нам сцена предъявляет другие требования. Сегодня профессионализм. Наш зритель голосует ногами, он либо приходит, либо не приходит. Второй раз на непрофессионализм он не придет никогда.

Алексей Пичугин:

— Нам пора заканчивать нашу программу. Я удовольствием напоминаю, что сегодня мы говорили про фестиваль «Покровский собор». Фестиваль этот 19 декабря откроется и пройдет в Гостином дворе, прямо рядом с Красной площадью, с Покровским собором, то есть храмом Василия Блаженного. Фестиваль-то называется «Покровский собор» не только потому, что рядом храм Василия Блаженного, Покровский собор что на рву, но и потому что это как бы сбор, объединение, собор, это как вы, наверное, все прекрасно знаете, не просто храмовое здание, но и объединение многих-многих людей. Фестиваль авторской песни. Я с удовольствием напоминаю, что у нас сегодня в гостях были директор фестиваля Станислав Селиванов и художественный руководитель фестиваля Алексей Витаков. Мы заканчиваем нашу программу, заканчиваем песней в исполнении Александра Мирзояна и прощаемся с вами. Всего хорошего.

Алексей Витаков:

— До свидания, дорогие друзья.

Станислав Селиванов:

— До свидания, дорогие друзья. Спасибо, Алексей, за этот прекрасный вечер.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Прообразы
Прообразы
Программа рассказывает о святых людях разных времён и народов через известные и малоизвестные произведения художественной литературы. Автор программы – писатель Ольга Клюкина – на конкретных примерах показывает, что тема святости, святой жизни, подобно лучу света, пронизывает практически всю мировую культуру.
Время радости
Время радости
Любой православный праздник – это не просто дата в календаре, а действенный призыв снова пережить события этого праздника. Стать очевидцем рождения Спасителя, войти с Ним в Иерусалим, стать свидетелем рождения Церкви в день Пятидесятницы… И понять, что любой праздник – это прежде всего радость. Радость, которая дарит нам надежду.
Слова святых
Слова святых
Программа поднимает актуальные вопросы духовной жизни современного человека через высказывания людей, прославленных Церковью в лике святых, через контекст, в котором появились и прозвучали эти высказывания.
Первоисточник
Первоисточник
Многие выражения становятся «притчей во языцех», а, если мы их не понимаем, нередко «умываем руки» или «посыпаем голову пеплом». В программе «Первоисточник» мы узнаем о происхождении библейских слов и выражений и об их использовании в современной речи.

Также рекомендуем