
Фото: Cathy Mü/Unsplash
Что такое коммунальная квартира? Очередь к умывальнику по утрам, ссоры с соседями на общей кухне и мечта поскорее приобрести отдельную жилплощадь? А может быть — это уютный дом, куда хочется возвращаться с работы, где тебя всегда ждут родные люди, где все заботятся друг о друге и живут, как большая дружная семья? В том, что это вполне возможно, уверена писательница Елена Верейская. Именно о такой «коммуналке» — её повесть под названием «Три девочки».
Елена Верейская — советская писательница. Однако в её произведениях нет традиционного для той эпохи коммунистического пафоса. Зато есть простая человеческая мораль, очень близкая к христианской: автор пишет о любви и уважении к людям, готовности поддержать в трудную минуту, отдать «последнюю рубаху». О счастье, которое испытываешь, помогая другим, об умении радоваться жизни, признавать собственные ошибки и прощать обиды. Душевная и светлая повесть наполнена каким-то праздничным настроением, она буквально заряжает оптимизмом. И это при том, что произведение затрагивает тему, которую сложно назвать радостной: блокаду Ленинграда. Ей посвящена вторая часть повести. Но писательница сумела сделать так, что на сердце у читателя, несмотря ни на что, до самого финала остаётся светло.
Так кто же они, эти «Три девочки», героини книги Елены Верейской? Наташа с папой, мамой и младшим братом. Её семья переезжает в одну из комнат ленинградской коммунальной квартиры, где девочка находит подруг: Катю и Люсю. Катя живёт со своим дедушкой, Люся — с мамой. А ещё в квартире есть комната, которую занимает молчаливый старый доктор. Герои знакомятся, узнают друг друга, и постепенно превращаются в родных людей. Конечно, в их отношениях поначалу не всё складывается просто, но доброта помогает растопить лёд, и даже нелюдимый доктор вскоре становится лучшим другом девочек. Соседи даже собираются вместе за одним новогодним столом. И когда приходит беда — начинается война и Ленинград оказывается в кольце блокады — они продолжают заботиться не только друг о друге, но и о незнакомых людях. И даже читая о том, как в заледеневшем городе люди погибают от голода и бомбёжек, кажется, что главное, о чём хотела рассказать нам писательница — совсем не ужасы войны.
Удивительные — простые и глубокие — слова произносит в повести мама девочки Наташи, Софья Михайловна. Она размышляет о том, как важно увидеть людей — больных и здоровых, больших и маленьких, хороших и плохих, тех самых людях, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с нами. Именно это, пожалуй, и есть главная мысль повести Елены Верейской «Три девочки».
Возможность развиваться и общаться для детей с тяжёлыми нарушениями

Эрик пришёл в московский Елизаветинский детский сад с большим багажом трудностей. Он плохо двигается и сам почти ничего не слышит, его выручают слуховые аппараты. Поначалу Эрику было некомфортно в новой обстановке, он нервничал, не хотел ни с кем общаться и отказывался от еды. Но в Елизаветинском саду, где помогают особенным детям, знают, что ко всем нужно относиться с любовью, терпением и пониманием. В этот детский сад приводят ребят с тяжёлыми двигательными и другими нарушениями. С каждым занимаются разные специалисты, и отталкиваясь от возможностей ребёнка, учат его важному: ладить с другими, выражать эмоции и желания, самостоятельно есть и не только. К Эрику тоже нашли подход. Подобрали правильный темп занятий и определили вектор развития — через книги и визуальные пособия.
Теперь он с радостью приезжает в сад, у него появились друзья и любимое занятие — изучать книги. Он с удовольствием пролистывает страницы, вглядывается в текст и рассматривает картинки.
Пример Эрика — это доказательство того, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти подход к ребёнку и помочь ему совершить успехи в развитии.
За каждым достижением подопечных Елизаветинского детского сада стоит ежедневный труд сотрудников: воспитателей, музыкального педагога, специалиста по социальной адаптации, дефектолога и других.
Поддержите проект и его команду, сделав любой благотворительный взнос на сайте Елизаветинского сада. И пусть дети с тяжёлыми нарушениями обретают возможность развиваться и общаться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
27 августа. О Беседной Иконе Божией Матери

Сегодня 27 августа. Церковь чтит Беседную Икону Божией Матери.
О её истории — священник Родион Петриков.
Сегодня мы обращаемся к удивительному образу — Беседной иконе Божьей Матери. Эта икона носит такое тёплое и очень домашнее название «Беседная» неслучайно. Она напоминает нам о том, как в 1383 году под Новгородом простому скромному пономарю по имени Георгий явилась Сама Царица Небесная. Она сидела на сосновом бревне, а рядом с Ней был светлый старец, святитель Николай Чудотворец. Они не явились в ослепительном величии, а словно ждали его, чтобы побеседовать по-дружески.
Этот случай — прекрасный пример того, как Божья Матерь близка каждому человеку в независимости от его звания и заслуг. Она готова говорить с нами, с простыми людьми, в самой обычной жизни, готова поддержать, утешить и указать верный путь.
Образ Беседной Богородицы — это призыв к нам с вами остановиться в ежедневной суете, отложить все дела и найти время для тихой и сердечной беседы с нашей небесной Ходатаицей в молитве.
Пусть же этот день напомнит нам о простоте и доверии, с которыми мы можем обращаться к Пресвятой Богородице, — Она всегда слышит тех, кто приходит к Ней с открытым сердцем и верой.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 августа. О пророчествах пророка Михея

Сегодня 27 августа. День памяти Пророка Михея, жившего в восьмом веке до Р. Х.
О его пророчествах — священник Захарий Савельев.
Пророк Михей обличал не только царя Ахава, но также и весь народ, который уклонился в идолопоклонство. И именно ему принадлежат слова: «Сей распахан будет, как поле, Иерусалим сделается грудой развалин». Эти слова одновременно являются обличением, безусловно, всего народа израильского, но в то же время в пророчествах Михея звучит тема возрождения, пришествия в мир Мессии-Спасителя.
Самое удивительное, что пророки, безусловно, говоря о пришествии в мир Господа, говорили не абстрактно, говорили не о просто каких-то событиях. Говорили о Мессии не как о человеке, который политическими способами вершит справедливость в этом мире, а говорили именно о Мессии как о Боге, который придёт и только ведомым ему образом спасёт род человеческий и народ израильский.
Кто-то из пророков был более точен в своих описаниях, как царь Давид или пророк Исаия, а кто-то, допустим, как пророк Михей, больше обличал, безусловно, народ за падение в идолопоклонство. Потому что уход в язычество народа израильского означает его уход от истинного Богопочитания, лишает потомков этих людей воспринятия спасения, воспринятия Мессии, возможности следовать за Мессией.
Пророк Михей предсказывает поражение в ближайшей войне царю Ахаву и в то же время говорит о покаянии, говорит о том, как народ израильский — и как отдельно взятый человек, и как народ в целом, — должен покаяться и приблизиться к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема