Комната, залитая солнечными лучами. В открытое настежь большое окно видно, как просыпается город. Напротив окна — девочка. Две косички, белая майка, тёмные шорты. Она стоит босыми ногами на согретом солнцем паркете. Тоненькая, лёгкая, словно летящая. Руки в изящном движении подняты вверх. Это сюжет знаменитой картины «Утро». В 1954 году полотно написала художница Татьяна Яблонская. Девочка на картине — её дочь Елена. Спустя годы Елена Сергеевна признавалась: позируя тогда матери, она и подумать не могла, что именно с «Утра» начнётся её семейное счастье длиною в сорок лет.
Полотно имело огромный успех. Оно выставлялось в Третьяковской галерее, а его репродукцию напечатал и растиражировал на весь Советский Союз самый популярный журнал того времени — «Огонёк». Людям так нравилась светлая, радостная атмосфера картины, что они вырезали её и вешали на стены. Украсил комнату страничкой из «Огонька» и Арсен Бейсембинов — 14-летний паренёк из Казахстана. Он повесил вырезку с картиной «Утро» над кроватью. Засыпая и просыпаясь, он видел хрупкую фигурку девочки, устремлённую навстречу новому дню. «Каждый раз, когда я смотрел на неё, мне хотелось жить!» — признавался позже Арсен. Именно тогда он решил, что обязательно станет художником. Не скрывал он и того, что был по-мальчишески влюблён в солнечную девочку с полотна.
Лена со своей знаменитой мамой жила в Киеве. И не подозревала, что в далёкой Алма-Ате незнакомый мальчик подолгу не сводит глаз с её изображения на картине. Она ходила в школу, увлекалась ботаникой — разводила комнатные цветы, которые, кстати, тоже попали на картину «Утро». Занималась живописью. После окончания школы, в 1960-м году, Лена ухала в Москву — она поступила в Строгановское художественное училище. В столице девушка никому не говорила о том, что она — дочь известной художницы. Об этом не догадывались ни преподаватели, ни однокурсники, тем более что Лена носила фамилию отца — Отрощенко. Она вообще была необыкновенно скромной, даже стеснительной: поэтому на лекциях всегда садилась одна — в уголок, на заднюю парту. Но однажды к ней подсел парень — высокий, черноволосый, с красивым восточным разрезом глаз. Улыбнулся и сказал: «Привет, меня зовут Арсен!» «Лена», — представилась в ответ девушка и вдруг почувствовала, что не может отвести взгляд от лучистой улыбки нового знакомого.
Арсен и Лена крепко подружились. После лекций отправлялись гулять по Москве. Ходили на выставки, обсуждали искусство. Как-то раз при очередной встрече Арсен вручил Лене сложенный вдвое листок бумаги. Девушка развернула его и увидела рисунок — две смешные фигурки, женская и мужская. Фигурки держались за руки. Внизу была надпись: «Я тебя люблю». И Лена, краснея от смущения, призналась Арсену в ответных чувствах. «Я с первой же встречи чувствовала: Арсен — „мой“ человек. Но он был таким ярким, красивым, — вспоминает Елена Сергеевна. — А я считала себя „серой мышкой“ и всё удивлялась, что он во мне нашёл?» «Художественное» признание в любви от будущего мужа она сохранила на всю жизнь.
В том, что у Арсена самые серьёзные намерения, Лена убедилась, когда на каникулах он пригласил её в Алма-Ату — знакомиться с родителями. Едва перешагнув порог квартиры Бейсембиновых, Лена увидела на стене репродукцию «Утра». Улыбнулась и тихо сказала Арсену: «Ты знаешь, а девочка на картине — это я!». «Значит, я люблю тебя уже очень давно», — ответил ошеломлённый молодой человек. В 1961 году Арсен и Лена поженились. А через год стали счастливыми родителями — на свет появился их сын Зангар. Подробности личной жизни Елена Сергеевна выносить на публику не любит. Но свой брак называет не иначе как «сорок лет счастья» — семейного и творческого. Арсена Бейсембинова не стало в 2000-м году. Не проходит ни дня, чтобы Елена не вспоминала своего единственного и горячо любимого супруга. «Мне посчастливилось пройти по жизни рядом с чудесным человеком», — говорит она. И бережно хранит ту самую журнальную репродукцию картины «Утро», которая когда-то висела в комнате Арсена и стала символом их любви и счастья.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Школа заботы» для людей, столкнувшихся с деменцией и их близких
21 сентября в Москве пройдёт большой семинар «Школа заботы». Это событие для тех, кто столкнулся с тяжёлым диагнозом — деменция — в своей семье. Проводит семинар фонд «Альцрус». Его специалисты регулярно организуют подобные встречи в столице и других городах.
Валентина из Москвы тоже стала участницей «Школы заботы». «Впервые я услышала слово „деменция“ от врача, — рассказывает женщина. — Он так и сказал: у вашего папы деменция. И отправил домой, ничего не объяснив, только добавил: будет очень тяжело. Я не поняла, что это значит, и стала искать информацию в интернете. Но её так много, что разобраться в этом в одиночку сложно. Как-то от знакомых я узнала о школе для тех, кто столкнулся с деменцией, и записалась. В итоге 6 часов я сидела с другими участниками и слушали врача, специалиста по уходу и задавала вопросы. Мне как будто открылся новый мир, я поняла, с чем придётся столкнуться. Школа подарила мне ценные знания и поддержку. Теперь я знаю, что есть место, куда я могу обратиться за помощью и советом. А ещё есть специалисты, которым такие как я и мой папа — небезразличны», — говорит Валентина.
Деменция — это тяжёлое состояние, когда человек теряет способность мыслить, запоминать, считать и распознавать предметы, он не узнаёт родных и часто вообще не понимает, где он находится. С прогрессией болезни человек нуждается в постоянной заботе. Но как всё сделать правильно? Об этом и многом другом специалисты Фонда «Альцрус» расскажут 21 сентября на семинаре «Школы заботы» в Москве. Все участники получат краткий справочник по деменции, который поможет им в дальнейшем.
Узнать подробнее о семинаре и записаться на него можно на сайте фонда «Альцрус» или вот тут: https://ano-altsrus.timepad.ru/event/3018875/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колокольня для храма Архангела Михаила
Священник Антоний живёт в селе Малые Ясырки Воронежской области и служит в местной деревянной церкви Архангела Михаила. Её построили 158 лет назад. Внутри сохранились убранство и особая роспись. Такую часто можно увидеть в храмах Русского Севера — в Архангельской области, и в Карелии. А здесь, в Воронежских краях, это удивительная редкость! Само церковное здание за много лет сильно обветшало. И батюшка всеми силами старается его спасти. Несмотря на пожилой возраст, он всё время что-то строит, чинит и мастерит.
На молитву сюда стекаются жители села и окрестных деревень. Михайловский храм для них — это очаг, который согревает и объединяет, не только в духовном плане. Сообща людям приходится решать и разные хозяйственные вопросы, связанные с храмом.
Недавно на его территории испортился колодец, откуда люди брали питьевую воду. В него попала земля. Это был единственный добротный колодец в Малых Ясырках. Священник Антоний и прихожане срочно взялись за его восстановление. На помощь им пришёл фонд Архангела Михаила. На собранные средства удалось приобрести оборудование для новой скважины и перестроить обветшавшую часовню над колодцем.
Сейчас отец Антоний и прихожане занимаются возрождением старой колокольни. Когда-то колокола в Малых Ясырках звучали очень красиво, но до наших дней сохранились не все. А те, что есть — в плохом состоянии. Часть колоколов нужно отремонтировать, другие отлить заново.
Фонд Архангела Михаила вновь открыл сбор для сельского прихода в Воронежской области. И если вы хотите ему помочь, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
Гостем программы был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о личности и удивительной судьбе митрополита Антония (Храповицкого), а также о его служении в России и в эмиграции после революции 1917 года.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
- «Живые былины». Арсений Миронов
- «История Ярославля». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов