Комната, залитая солнечными лучами. В открытое настежь большое окно видно, как просыпается город. Напротив окна — девочка. Две косички, белая майка, тёмные шорты. Она стоит босыми ногами на согретом солнцем паркете. Тоненькая, лёгкая, словно летящая. Руки в изящном движении подняты вверх. Это сюжет знаменитой картины «Утро». В 1954 году полотно написала художница Татьяна Яблонская. Девочка на картине — её дочь Елена. Спустя годы Елена Сергеевна признавалась: позируя тогда матери, она и подумать не могла, что именно с «Утра» начнётся её семейное счастье длиною в сорок лет.
Полотно имело огромный успех. Оно выставлялось в Третьяковской галерее, а его репродукцию напечатал и растиражировал на весь Советский Союз самый популярный журнал того времени — «Огонёк». Людям так нравилась светлая, радостная атмосфера картины, что они вырезали её и вешали на стены. Украсил комнату страничкой из «Огонька» и Арсен Бейсембинов — 14-летний паренёк из Казахстана. Он повесил вырезку с картиной «Утро» над кроватью. Засыпая и просыпаясь, он видел хрупкую фигурку девочки, устремлённую навстречу новому дню. «Каждый раз, когда я смотрел на неё, мне хотелось жить!» — признавался позже Арсен. Именно тогда он решил, что обязательно станет художником. Не скрывал он и того, что был по-мальчишески влюблён в солнечную девочку с полотна.
Лена со своей знаменитой мамой жила в Киеве. И не подозревала, что в далёкой Алма-Ате незнакомый мальчик подолгу не сводит глаз с её изображения на картине. Она ходила в школу, увлекалась ботаникой — разводила комнатные цветы, которые, кстати, тоже попали на картину «Утро». Занималась живописью. После окончания школы, в 1960-м году, Лена ухала в Москву — она поступила в Строгановское художественное училище. В столице девушка никому не говорила о том, что она — дочь известной художницы. Об этом не догадывались ни преподаватели, ни однокурсники, тем более что Лена носила фамилию отца — Отрощенко. Она вообще была необыкновенно скромной, даже стеснительной: поэтому на лекциях всегда садилась одна — в уголок, на заднюю парту. Но однажды к ней подсел парень — высокий, черноволосый, с красивым восточным разрезом глаз. Улыбнулся и сказал: «Привет, меня зовут Арсен!» «Лена», — представилась в ответ девушка и вдруг почувствовала, что не может отвести взгляд от лучистой улыбки нового знакомого.
Арсен и Лена крепко подружились. После лекций отправлялись гулять по Москве. Ходили на выставки, обсуждали искусство. Как-то раз при очередной встрече Арсен вручил Лене сложенный вдвое листок бумаги. Девушка развернула его и увидела рисунок — две смешные фигурки, женская и мужская. Фигурки держались за руки. Внизу была надпись: «Я тебя люблю». И Лена, краснея от смущения, призналась Арсену в ответных чувствах. «Я с первой же встречи чувствовала: Арсен — „мой“ человек. Но он был таким ярким, красивым, — вспоминает Елена Сергеевна. — А я считала себя „серой мышкой“ и всё удивлялась, что он во мне нашёл?» «Художественное» признание в любви от будущего мужа она сохранила на всю жизнь.
В том, что у Арсена самые серьёзные намерения, Лена убедилась, когда на каникулах он пригласил её в Алма-Ату — знакомиться с родителями. Едва перешагнув порог квартиры Бейсембиновых, Лена увидела на стене репродукцию «Утра». Улыбнулась и тихо сказала Арсену: «Ты знаешь, а девочка на картине — это я!». «Значит, я люблю тебя уже очень давно», — ответил ошеломлённый молодой человек. В 1961 году Арсен и Лена поженились. А через год стали счастливыми родителями — на свет появился их сын Зангар. Подробности личной жизни Елена Сергеевна выносить на публику не любит. Но свой брак называет не иначе как «сорок лет счастья» — семейного и творческого. Арсена Бейсембинова не стало в 2000-м году. Не проходит ни дня, чтобы Елена не вспоминала своего единственного и горячо любимого супруга. «Мне посчастливилось пройти по жизни рядом с чудесным человеком», — говорит она. И бережно хранит ту самую журнальную репродукцию картины «Утро», которая когда-то висела в комнате Арсена и стала символом их любви и счастья.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер