Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ах, как жаль, Андрей, что в Брянске мы проездом! Всего лишь полчаса можем провести здесь, в художественном музее.
— Предлагаю без спешки познакомиться с одной картиной! Как тебе такая идея, Алла?
— Я согласна! Осталось выбрать из обширной экспозиции, что нам ближе — по тематике и по настроению.
— Ты у нас любительница детских портретов, поэтому предлагаю остановиться на произведении художницы Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне». Да и я давно хотел увидеть это полотно вживую, не в репродукции. Второе название работы — «Настенька приехала». Это центральная часть триптиха «С чего начинается родина?» Вот, сестрёнка, полюбуйся!
— Ой, как мне нравится, Андрюша! Деревенский дом, во дворе девочка лет восьми катается на качелях, а в окно на неё глядят дедушка с бабушкой. Композиция простая, но почему-то смотришь — и сердце замирает. И грустно, и светло.
— Простота этой картины кажущаяся. Здесь каждая подробность продумана, выверена, отточена, исполнена смысла!
— Я вот сейчас как раз подумала — неспроста фигурка девочки залита солнцем. Сразу приходит на ум, что для дедушки с бабушкой она — свет в окошке.
— Верно подмечено! Маленькая героиня картины — словно солнечный зайчик. Хрупкий силуэт очерчен сиянием. Туфельки, гольфы, короткое платьице как будто сотканы из света. И даже верёвки, поддерживающие доску на простых деревенских качелях, похожи на лучи, тянущиеся с неба.
— О небесах напоминает и стена дома, в котором живут дедушка с бабушкой — она окрашена в пронзительно синий, яркий, чистый цвет.
— В иконописи такой оттенок символизирует бесконечное неземное пространство, Небесное Царство. Екатерина Чернышёва сделала его фоном своей картины. Возможно, она использовала этот прием, чтобы показать, что деревенский дом для маленькой Настеньки — уголок Рая. Здесь девочка пребывает в любви, которую ничто не омрачает.
— Разве в советское время художники помнили об иконописных канонах? В каком году было написано полотно «Лето в деревне»?
— В 1977-ом. Екатерина Чернышёва выросла в атеистическое время, но об иконописи знала немало. Её отец, художник Николай Чернышёв, изучал древнерусские фрески, посвятил этой теме несколько научных работ.
— И дочь познакомил с церковным искусством?
— Конечно! Он был первым, и может быть, самым главным учителем рисования в жизни Екатерины. В дальнейшем она успешно окончила московский художественный институт имени Сурикова, но именно от отца усвоила способность отображать на холсте внутренний мир человека, тайны его души.
— И на картине «Лето в деревне» эта способность проявилась?
— Без сомнения. Екатерина Чернышева показала не просто заурядный эпизод каникул, а момент жизни, который печатью ляжет на сердце девочки.
— А как она это показала?
— А вот, посмотри — бабушка и дедушка замерли в проёме окна, словно на старой, чуть выцветшей фотографии. Это образ долгой памяти. Тёплое чувство к родным старикам будет вплетено в жизнь Настеньки, как вот эта синяя лента в её косу.
— Лента не просто синяя, она того же удивительного оттенка, что стена старого дома.
— И это ещё один символ на картине Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне». Ниточка любви, связавшая разные поколения одной семьи.
Картину Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне. Настенька приехала» можно увидеть в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер