
Фото: Jacob Bentzinger/Unsplash
Белыми голубками называли в былые времена российских сестёр милосердия. Казалось бы, голубка — существо изнеженное, трепетное. Сестры милосердия такими и были. Но к этим чертам прибавлялись качества, сделавшие бы честь любому солдату: мужество, героизм, самоотверженность. Без них медсёстры не смогли бы трудиться там, где в них нуждались больше всего — на войне. Одной из таких «голубок» стала княжна Екатерина Бакунина.
Екатерина Михайловна — дочь губернатора Петербурга, внучатая племянница фельдмаршала Кутузова, росла избалованной барышней. Играла на рояле, пела, танцевала. Ездила на балы, в морские круизы и даже подумать не могла о том, что она однажды отправится к Чёрному морю совсем не на отдых, а на войну, чтобы под пулями выносить бойцов с поля боя.
Когда в 1853 году началась Крымская войн, Бакуниной было уже сорок лет. Семья и слышать не хотела о её желании ехать добровольцем в самое пекло. Кузен Александр — боевой офицер, пытаясь отговорить сестру от рискованного шага, рассказывал ей об ужасах войны, но видя, что уговоры не действуют, вздохнул: «Ведь я тебя знаю, тебе теперь ещё больше захотелось туда ехать». Это было правдой: слушая брата, Екатерина Михайловна только убеждалась в том, что она сейчас нужнее всего на поле боя, там, где раненым солдатам необходима помощь. Княжна преодолела сопротивление родных, вступила в Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия и прошла начальную медицинскую подготовку.
В январе 1855-ого года Бакунина прибыла в осаждённый Севастополь и стала работать в госпитале. Сестра Екатерина дни и ночи проводила в операционной. Не отходила от раненых даже тогда, когда рядом взрывались бомбы. «Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой», — писал о Бакуниной хирург Пирогов, под началом которого она работала на самом обстреливаемом участке — главном перевязочном пункте города.
Когда война окончилась, Екатерина Михайловна возглавила Крестовоздвиженскую общину, обучала молодых медсестёр и даже съездила в командировки в Германию и Францию. Вернувшись в Россию, она говорила, что чистота и порядок в западных лечебницах образцовые, но отношение сестёр к пациентам формальное, от него так и веет холодом.
По воспоминаниям современников, сама Бакунина молилась за каждого своего подопечного. А в конце молитвы читала строки, написанные её сестрой Прасковьей:
Смыкая, открывая вежды,
Молюсь, страдая и любя,
Но в сердце луч святой надежды:
Господень крест хранит тебя!
В 1860-ых годах Бакунина уехала в Тверскую губернию, в село Козицино, где у неё было имение, и занялась лечением крестьян. Она построила больницу, содержала её, оплачивала работу врача, готовила лекарства. Бакунина регулярно ездила по крестьянским домам, навещала больных, делала перевязки травмированным. И как ни жаль ей было оставлять лечебницу, но с началом Русско-Турецкой войны 1877-ого года Бакунина возглавила отряд сестёр Красного Креста и отправилась на Кавказ. Год она провела на фронте, а ведь в то время Екатерине Михайловне было уже 65 лет. Однажды Лев Толстой спросил у неё, не хочет ли она отдохнуть, переменить обстановку? Бакунина ответила: «Нет, да и куда я могу уехать, когда меня каждый день ждут. Разве я могу их бросить?».
Но время брало своё. Поняв, что она не может больше работать, Бакунина с грустью и по-военному кратко констатировала: «Увы! Я зачислена в запас!». Екатерина Михайловна скончалась в 84 года. Большую часть жизни она посвятила служению ближнему и ни на шаг не отступала от своего девиза: «С именем Бога — всё для людей».
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема