В соборе, где я алтарничал, было много бабушек. Костяк прихода состоял из них. Самые активными были те, кому за 70. Они бегали на все службы, добирались через весь город. Даже на простой, будничной службе, вечером всё равно кто-то из них был.
Были пожилые прихожанки, которые тоже хотели бы ходить регулярно, в Храм, на службы, но они болели. Выбирались из дома в Церковь пару раз за год. А может, вообще не могли попасть.
Я слышал, как бабули говорили: «Одиночество — вещь страшная. Особенно старческое. Ты списан. Тебя и слушать никто не хочет. Раздел «об упокоении» в помяннике давно перевесил раздел «о здравии». Ты остаёшься одна на обочине шумной дороги жизни.
Однажды настоятель мне сказал присмотреться к нашим бабушкам. Я, гордый подросток-алтарник, обычно мчался мимо них. Тут стал смотреть внимательней. Заметил, что они трапезничали вместе. После службы стояли в храме читали Евангелие. Обходили храм с песнопениями. И самое интересно, я узнал, что одна из них, Софья Васильевна — бывший педагог. Хотя бывают ли бывшие педагоги? Она занималась тем, что обходила престарелых прихожанок. Заботилась о них, как о своих подопечных.
Самой было за 70. Тем не менее, всех она помнила. Ко всем ходила. Для каждой она брала просфорки. И брала много, приговаривая: «Надо нашим бабушкам». Да, для нас, людей церковных, привычных, кажется: хлеб и хлеб. Обыденность. А для человека, который многие месяцы не может быть вместе с Церковью, с собранием, это — большая радость.
Мне вспомнилось: у первых христиан существовал чин диаконисс. Это были женщины, возведённые в диаконский чин. Они, как и диаконы, занимались социальной работой. Помогали готовить людей ко крещению. Относили причастие тем, кто не мог быть на службе. Помогали бедным. И я подумал, чем наша Софья Васильевна не диаконисса? Не по чину, но по духу. Она, возможно, о них и не знала, но была вместе с ними. Так, наверное, проходит живая связь времён. Время апостолов и наше соединено через служение, которое перенимаем от них. Служение милосердия, проповеди, радости. Так мы становимся в один ряд со всеми другими учениками Христа. Так объединяемся в одно его Тело — Церковь.
24 апреля. О святости Священномученика Антипы Пергамского
Сегодня 24 апреля. День памяти Священномученика Антипы Пергамского.
О его святости, — священник Августин Соколовски.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница