В соборе, где я алтарничал, было много бабушек. Костяк прихода состоял из них. Самые активными были те, кому за 70. Они бегали на все службы, добирались через весь город. Даже на простой, будничной службе, вечером всё равно кто-то из них был.
Были пожилые прихожанки, которые тоже хотели бы ходить регулярно, в Храм, на службы, но они болели. Выбирались из дома в Церковь пару раз за год. А может, вообще не могли попасть.
Я слышал, как бабули говорили: «Одиночество — вещь страшная. Особенно старческое. Ты списан. Тебя и слушать никто не хочет. Раздел «об упокоении» в помяннике давно перевесил раздел «о здравии». Ты остаёшься одна на обочине шумной дороги жизни.
Однажды настоятель мне сказал присмотреться к нашим бабушкам. Я, гордый подросток-алтарник, обычно мчался мимо них. Тут стал смотреть внимательней. Заметил, что они трапезничали вместе. После службы стояли в храме читали Евангелие. Обходили храм с песнопениями. И самое интересно, я узнал, что одна из них, Софья Васильевна — бывший педагог. Хотя бывают ли бывшие педагоги? Она занималась тем, что обходила престарелых прихожанок. Заботилась о них, как о своих подопечных.
Самой было за 70. Тем не менее, всех она помнила. Ко всем ходила. Для каждой она брала просфорки. И брала много, приговаривая: «Надо нашим бабушкам». Да, для нас, людей церковных, привычных, кажется: хлеб и хлеб. Обыденность. А для человека, который многие месяцы не может быть вместе с Церковью, с собранием, это — большая радость.
Мне вспомнилось: у первых христиан существовал чин диаконисс. Это были женщины, возведённые в диаконский чин. Они, как и диаконы, занимались социальной работой. Помогали готовить людей ко крещению. Относили причастие тем, кто не мог быть на службе. Помогали бедным. И я подумал, чем наша Софья Васильевна не диаконисса? Не по чину, но по духу. Она, возможно, о них и не знала, но была вместе с ними. Так, наверное, проходит живая связь времён. Время апостолов и наше соединено через служение, которое перенимаем от них. Служение милосердия, проповеди, радости. Так мы становимся в один ряд со всеми другими учениками Христа. Так объединяемся в одно его Тело — Церковь.
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







