В 1835 году Ефим и Мирон Черепановы впервые вывели на чугунную рельсовую ветку «сухопутный пароход», ставший прародителем современных российских поездов. За своё изобретение отец и сын были освобождены от крепостной зависимости и получили вольную грамоту и серебряную медаль с надписью «За полезное».
С детства Ефима Алексеевича Черепанова интересовало устройство разных предметов. Смекалка паренька дошла до промышленника Демидова, после чего тот определил Ефима слесарем на один из своих уральских железодобывающих заводов. К тридцати пяти годам Черепанов уже руководил цехом, где строилось оборудование для демидовских рудников. Вместе со своим сыном Мироном Ефим конструировал сложные механизмы, в частности мельницу и токарный станок, управляемые паровой машиной.
Как Ефим Алексеевич описал свои впечатления об увиденном в Англии техническом чуде— паровой машине?

31 июля 1821 года в британский порт Кингстон-на-Гулле причалил большой парусный корабль. На пристани среди толпы встречающих стоял английский купец Эдвард Спенс. Он внимательно всматривался в лица сходивших с трапа пассажиров. На этом корабле должен был прибыть в Англию посланник с российских горных заводов промышленника Демидова. А вот, кажется, и он: длинная рыжая борода, долгополый чёрный кафтан, из-под которого выглядывает белая косоворотка. Купец поспешил навстречу экзотическому гостю и, чинно раскланиваясь, приветствовал его на ломаном русском. Тот сдержанно поклонился в ответ и протянул конверт. В нём оказалась бумага с печатью: «Податель сего, мастеровой Ефим Черепанов, послан осмотреть железоделательные заводы вашей страны. Будьте любезны оказать ему всяческое содействие и внимание».
Ефим Алексеевич Черепанов был простым крепостным крестьянином. Сызмальства ему было интересно знать, как устроены разные предметы. Он мог часами с пристальным вниманием разглядывать какую-нибудь домашнюю утварь. Родители поначалу его бранили — что, мол, за блажь такая. А потом заметили: сломается у матери ухват или прялка — Ефим тут как тут. Раз, два и готово: починил! Однажды на барском дворе Ефим увидел, как один из мастеров выбросил в кучу железного хлама поломанный замок. Черепанов замок поднял, что-то в нём покрутил и — отремонтировал. Принёс мастеровому. Тот глазам своим не поверил. О ловком и смекалистом пареньке доложили хозяину — промышленнику Демидову. Карьера шла в гору. К тридцати пяти годам Черепанов уже руководил цехом, где строилось оборудование для демидовских рудников. Подрастал у него и верный помощник — сын Мирон. Ефим передал ему все свои знания и умения. Вместе они разрабатывали и конструировали сложные механизмы. Например, построили мельницу и токарный станок, управляемые паровой машиной.
А в 1820 году Демидов отправил Ефима Алексеевича в Англию — набираться опыта. Черепанов посетил угольные копи близ города Лидса, где увидел любопытную машину. Она перемещалась по рельсам с помощью парового двигателя и тянула за собой прицепы, гружёные углём. Заинтересовавшись, Ефим попросил было взглянуть на чертежи технического чуда. Однако англичане гостю вежливо, но категорически отказали. Наблюдать не запрещали: любуйся сколько угодно. Черепанов смотрел и мотал на ус. Вернувшись в Россию, он написал Демидову о своих впечатлениях:
«Смотрел паровую машину, что возит каменный уголь за раз по 2 тысячи пудов на расстояние четырёх вёрст. Зело диковинна, но для нас негожа по той причине, что аглицкие машины служат недолго, а часто стоят в ремонте».
Другими словами, закупать оборудование за границей Черепанов хозяину не советовал. Он уже знал, как сделать собственное — и куда лучше английского.
Своими идеями Ефим Алексеевич поделился с сыном Мироном, и Черепановы приступили к работе. Паровой двигатель уже был им хорошо знаком. До остального дошли своей смекалкой. В 1835 году на чугунную рельсовую ветку длиною около километра, соединившую рудник с заводом, сошёл «сухопутный пароход», как назвали своё детище сами изобретатели. «Машина невиданная, с высокой дымящей трубой, сверкающая бронзовыми частями», — писал о событии «Горный журнал». Паровоз, разработанный Черепановыми, стал прародителем современных российских поездов — как товарных, так и пассажирских. За своё изобретение отец и сын были освобождены от крепостной зависимости и получили вольную грамоту и серебряную медаль с надписью «За полезное». Пользу, которую они принесли людям, все мы ощущаем и по сей день.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Протоиерей Алексий Ботвинников
Гостем программы «Делатели» был руководитель приюта для бездомных в селе Хреновое в Воронежской области протоиерей Алексий Ботвинников.
Наш гость рассказал, как от кормления бездомных он пришел к созданию приюта для них, где уделяется внимание не только физическому здоровью подопечных, но также происходит и их духовное окормление. Отец Алексий поделился различными историями тех, кто оказался без крыши над головой: как они попадали в приют, с какими сложностями могли там столкнуться, как проходит жизнь подопечного в стенах приюта.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели