
Однажды мой младший сын Николай, которому было шесть лет, попросился со мной на клирос — так называется церковный хор и место, где он располагается. Во время воскресной службы Коля стоял, прижавшись ко мне. После того, как мы с хором спели песнопение «Единородный Сыне» — оно поётся в начале каждой Литургии — Николай спросил меня тихонько: «Мама, а кто такой «Единородный Сын»? Дождавшись удобного момента, я шёпотом объяснила ребёнку, что речь в этом песнопении шла об Иисусе Христе. Ну а позже, после службы, мы уже смогли как следует поговорить об этом песнопении. Давайте и мы с вами поразмышляем над его текстом и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Текст этой молитвы в середине VI века сочинил византийский император Юстиниан. Первая часть её в переводе на русский язык звучит так: «Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, которое изволило ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии...». Вот как этот отрывок звучит по-церковнославянски: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртен Сый, и изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди воплоти́тися от Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и...».
Слова «Сын» и «Слово» здесь употреблены в форме звательного падежа, а слово «Сый» — не что иное, как образованное от глагола «быть» причастие. Сый — то есть сущий, существующий.
Давайте послушаем первую часть песнопения.
Вторая часть песнопения буквально одной строчкой описывает главные события, которые перевернули ход человеческой истории, — приход на землю Бога в виде Человека, смерть Его на кресте и победу над адом. Вот как вторая часть песнопения звучит на русском языке: «Неизменно вочелове́чившийся и распя́вшийся за нас, смертью смерть поправший». По-церковнославянски второй отрывок молитвы звучит так: «Непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртию сме́рть попра́вый...»
Послушаем второй отрывок песнопения «Единородный Сыне».
Молитва завершается словами, которые в переводе на русский язык звучат так: «Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» А вот как третий отрывок звучит на церковнославянском языке: «Еди́н Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ нас».
Послушаем третий фрагмент.
Мои попытки рассказать младшему сыну о песнопении и о том, что в нём выражено сочетание двух природ во Христе — Божественной и человеческой, были не очень успешными. Каждый ответ вызывал ещё больше вопросов. И тогда я осознала, что и сама во всей полноте не понимаю многих вещей, о которых мы с хором поём во время службы. Сначала сын Николай вопросительно смотрел на меня, ожидая ответов, а потом улыбнулся и сам же себе ответил: «Мама, мы обязательно всё узнаем, когда будем ТАМ! — и он важно указал на небо. — Там, где живёт Единородный Сын». «Так просто и ясно», — улыбнулась я Коле в ответ. С тех пор это одно из наших с сыном любимых песнопений. Давайте послушаем его полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Псалом 107. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко люди думают, что их молитва призвана изменить Бога. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 107-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 107.
2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесён выше небес, Боже; над всею землёю да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой,
10 Моав — умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землёю Филистимскою восклицать буду».
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
Говоря о просительной молитве, многие люди воспринимают её в контексте собственно человеческого опыта просьб и уговоров. Уже в детстве мы научаемся уговаривать старших позволить нам съесть лишнюю конфету, посмотреть лишний мультфильм или отменить наказание, которое кажется нам слишком суровым. У всех в детстве бывали ситуации, в которых за отказом могло последовать согласие, стоило лишь как следует попросить. Но так ли выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, и в своей полноте сокрыт от нас в тайне Божественной жизни. Пробуя ответить на него, всякий сталкивается с антиномией — в Священном Писании мы встречаем идею о неизменности Божией и в то же время видим Его отвечающим на просьбы людей и сменяющим гнев на милость. Кажется, что в Евангелии есть места, в которых Христос прямо указывает на необходимость упрашивать Бога, например, так и говорит: «Просите и дано будет вам». Конечно, в первую очередь Он говорит о спасении, чего люди обычно не понимают и пытаются вытребовать у Бога исполнения самых разных просьб. Но в данном случае важно другое: разве человек, который умоляет Бога о спасении, не меняется внутренне, разве при искренней просьбе его сердце не исполняется доверием к Богу и не оказывается способным воспринять Его любовь?
В псалме, который мы сегодня услышали, явно выделяются две части, первая взята из 56-го, а вторая из 59-го псалма. Можно сказать, что 107-й псалом составлен из двух цитат, причём составлен так, что оказывается не только молитвой, но и диалогом между псалмопевцем и Богом. Разговор начинается со слов Давида, который обращается к Богу с молитвой, исходящей из глубины сердца. Он и его народ в беде и просьба его — это просьба об избавлении от врагов. Примечательно, что истину Божию псалмопевец видит достигающей облаков, в то время как милость Его превыше небес. Отсюда ясна суть просьбы к Богу: «Будь превознесён выше небес», то есть вознесись над справедливостью, будь милостивым.
Ответ, который от лица Господнего даёт псалмопевец, являет верность Бога Своему народу. В удивительных образах Господь показывает молящемуся, что Его власть распространяется на всю землю, что вся она Его, с городами, странами и народами.
Но означает ли это, что Давид уговорил Бога? Очевидно, нет. Дело в другом. Давид правильно настроил своё сердце! Именно поэтому он, вопрошая о том, кто дарует ему победу, признаёт, что защита человеческая суетна и полагаться нужно только на Бога. У Давида, конечно, есть войска, и они, естественно, будут прилагать усилия, для того чтобы победить, но при этом они должны будут помнить, что окончание всех трудов и всех усилий человеческих — от Господа.
Псалом 107. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 107. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 107. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Давида.
2 Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой,
10 Моав - умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду".
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
15 мая. Об истории Путивльской иконы Богородицы

Сегодня 15 мая. Церковь чтит Путивльскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
Удивительно, как заступничество Пресвятой Богородицы христианскому роду может проявляться на протяжении многих поколений! 400 лет отделяют друг от друга два явления иконы Пресвятой Богородицы «Путивльская». Каждый раз это чудо было связано с тяжёлыми событиями в Путивле. В 30-х годах XIII века это было монголо-татарское нашествие, а в XVII веке — трагические события смутного времени. То, что перестаёт быть важным в жизни христиан, нередко ими утрачивается. Так случилось и с Путивльской иконой Пресвятой Богородицы, которая не сохранилась в огне богоборчества XX века. Лишь по иллюстрациям образ был заново написан. На иконе Спаситель держит в руках символ вседержавной власти, а у Царицы Небесная лестница, как знак того, что Христос, возводящий человечество на небеса и до ныне сохраняет для нас возможность духовно преобразиться и войти в Царство Небесного Отца.
Все выпуски программы Актуальная тема