Город Неаполь просыпался, греясь в утренних лучах летнего солнца. Тротуары заполнялись прохожими, уличные кафе гостеприимно встречали первых посетителей, забежавших на чашечку крепкого кофе перед началом рабочего дня. За столиком одного из них сидел седой старик. Он пристально смотрел на спешащих мимо него людей и словно искал кого-то взглядом.
— Синьор, желаете сделать заказ? — вежливо обратился к нему официант в белом накрахмаленном фартуке.
— Нет, пока нет... — покачал головой старик. — Позже...
Официант удалился, а старик за столиком продолжал напряжённо всматриваться в толпу. Вдруг лицо его просияло. Он привстал и замахал рукой.
В тот же миг от толпы отделился интеллигентный господин средних лет в добротном костюме, с пышными усами и шевелюрой, чуть тронутыми сединой. Он приветливо улыбнулся и попросил официанта принести для старика большую чашку тёплого молока и свежую булочку. Оставив на столике деньги, господин, даже не присев, откланялся и побежал дальше. А старик влажными от слёз глазами ещё долго смотрел ему вслед...
Господина звали Джузеппе Москати. Он был доктором. Старик из кафе давно у него лечился. Он выкарабкался из тяжёлой болезни и теперь, чтобы окрепнуть, должен был ежедневно выпивать кружку молока. Но старик жил в такой нищете, что денег на молоко у него попросту не было. И тогда доктор Москати нашёл выход: до поздней ночи он был занят в больнице, поэтому попросил старика каждое утро в одно и то же время приходить в кафе, мимо которого шёл на службу. По пути доктор заглядывал туда и покупал своему пациенту молоко и свежую сдобу. А ещё приносил лекарства, за которые не брал ни лиры.
Старик из кафе был не единственным пациентом, на которого распространялась бескорыстная забота доктора Москати. Весь Неаполь знал Джузеппе не только как талантливого врача и непревзойдённого диагноста, но и как человека, чья доброта и милосердие, казалось, не имели границ.
После приёма в городской клинике, часто заканчивавшегося лишь поздним вечером, Джузеппе шёл навестить тех своих больных, которые не могли придти к нему на приём сами. Нищие, ютящиеся по лачугам и подвалам трущоб, несчастные бездомные, ночующие под открытым небом... Москати лечил этих людей, тратя на лекарства для них значительную часть своих гонораров.
Впрочем, и среди пациентов, приходящих к нему в клинику, он безошибочно узнавал тех, кто принёс в уплату за визит свои последние деньги. С таких он не только не брал никакой платы, но и старался незаметно вложить деньги в выписанный рецепт.
А ещё в рецептах доктора Джузеппе Москати больные, помимо перечня необходимых для приёма препаратов, часто находили такие, например, рекомендации: «почаще молитесь», «сходите к исповеди». Искренний христианин, Москати считал заботу о душе важным элементом телесного здоровья. Его авторитет среди пациентов был настолько велик, что многие из них, даже будучи прежде неверующими, приходили к Богу.
Имея обширную практику среди обеспеченных людей, итальянский врач Джузеппе Москати мог бы стать богачом. Но он, напротив, был настоящим бессребреником, всё заработанное отдавая тем, кто бедствовал и терпел нужду. А если кто-то выражал по этому поводу недоумение, говорил: «Настоящую цену имеет не богатство, а улыбки в глазах людей, их здоровье, и счастье — это и есть истинная радость в жизни. Ради нее нужно жить и работать».
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница