
Фото: Anthony Gomez/Unsplash
Город Неаполь просыпался, греясь в утренних лучах летнего солнца. Тротуары заполнялись прохожими, уличные кафе гостеприимно встречали первых посетителей, забежавших на чашечку крепкого кофе перед началом рабочего дня. За столиком одного из них сидел седой старик. Он пристально смотрел на спешащих мимо него людей и словно искал кого-то взглядом.
— Синьор, желаете сделать заказ? — вежливо обратился к нему официант в белом накрахмаленном фартуке.
— Нет, пока нет... — покачал головой старик. — Позже...
Официант удалился, а старик за столиком продолжал напряжённо всматриваться в толпу. Вдруг лицо его просияло. Он привстал и замахал рукой.
В тот же миг от толпы отделился интеллигентный господин средних лет в добротном костюме, с пышными усами и шевелюрой, чуть тронутыми сединой. Он приветливо улыбнулся и попросил официанта принести для старика большую чашку тёплого молока и свежую булочку. Оставив на столике деньги, господин, даже не присев, откланялся и побежал дальше. А старик влажными от слёз глазами ещё долго смотрел ему вслед...
Господина звали Джузеппе Москати. Он был доктором. Старик из кафе давно у него лечился. Он выкарабкался из тяжёлой болезни и теперь, чтобы окрепнуть, должен был ежедневно выпивать кружку молока. Но старик жил в такой нищете, что денег на молоко у него попросту не было. И тогда доктор Москати нашёл выход: до поздней ночи он был занят в больнице, поэтому попросил старика каждое утро в одно и то же время приходить в кафе, мимо которого шёл на службу. По пути доктор заглядывал туда и покупал своему пациенту молоко и свежую сдобу. А ещё приносил лекарства, за которые не брал ни лиры.
Старик из кафе был не единственным пациентом, на которого распространялась бескорыстная забота доктора Москати. Весь Неаполь знал Джузеппе не только как талантливого врача и непревзойдённого диагноста, но и как человека, чья доброта и милосердие, казалось, не имели границ.
После приёма в городской клинике, часто заканчивавшегося лишь поздним вечером, Джузеппе шёл навестить тех своих больных, которые не могли придти к нему на приём сами. Нищие, ютящиеся по лачугам и подвалам трущоб, несчастные бездомные, ночующие под открытым небом... Москати лечил этих людей, тратя на лекарства для них значительную часть своих гонораров.
Впрочем, и среди пациентов, приходящих к нему в клинику, он безошибочно узнавал тех, кто принёс в уплату за визит свои последние деньги. С таких он не только не брал никакой платы, но и старался незаметно вложить деньги в выписанный рецепт.
А ещё в рецептах доктора Джузеппе Москати больные, помимо перечня необходимых для приёма препаратов, часто находили такие, например, рекомендации: «почаще молитесь», «сходите к исповеди». Искренний христианин, Москати считал заботу о душе важным элементом телесного здоровья. Его авторитет среди пациентов был настолько велик, что многие из них, даже будучи прежде неверующими, приходили к Богу.
Имея обширную практику среди обеспеченных людей, итальянский врач Джузеппе Москати мог бы стать богачом. Но он, напротив, был настоящим бессребреником, всё заработанное отдавая тем, кто бедствовал и терпел нужду. А если кто-то выражал по этому поводу недоумение, говорил: «Настоящую цену имеет не богатство, а улыбки в глазах людей, их здоровье, и счастье — это и есть истинная радость в жизни. Ради нее нужно жить и работать».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер