У нас в гостях были представители движения "Вера и свет" в России священник Сергий Старокадомский и Ирина Хазанова.
Мы говорили о движении "Вера и свет", объединяющем людей, страдающих умственной отсталостью, их семьи и друзей в небольшие группы-общины. Этому движению в России исполнилось 25 лет, и наши гости рассказывали о его истории и о том, какую поддержку удается оказывать умственно отсталым людям.
А.Пичугин
— Дорогие слушатели радио «Вера», здравствуйте – это программа «Светлый вечер». Здесь в этой студии Лиза Горская
Л.Горская
— Алексей Пичугин.
А.Пичугин
— И с удовольствием представляем наших сегодняшних гостей. Сразу скажу, что говорим сегодня про движение «Вера и свет», ему исполняется 25 лет, будет благотворительна
Л.Горская
— Ну, прежде чем говорить о благотворительно
Е.Тарханова
— Нет, она не 25-й раз проходит, она поменьше. Я сейчас вам точно не скажу сколько, она очень давно, но не 25-й раз, мы взяли пример с прихода владыки Антония и по их примеру стали делать ярмарки, но до этого еще прошло… ну не знаю, лет пять, наверное, не сразу, лет 20 может быть ей, но может быть чуть поменьше.
Л.Горская
— Ну, может быть сначала поговорить о движении, как оно зародилось, как вообще появилась эта идея.
А.Пичугин
— Да, давайте от истоков пойдем.
С.Старокадомский
— Движение, оно зародилось во Франции в 1972 году.
А.Пичугин
— Жан Ванье?
С.Старокадомский
— Жан Ванье, да, и это движение, которое объединяет прежде всего семьи, где есть умственно отсталые и их друзья. Центром нашего движения является умственно отсталый человек и центром нашего движения является дружба. Дружба и многие говорят о том, что служение… служение даже не очень корректное слово, потому что дружба и служение – это разные вещи. Дружить – это значит разделять жизнь. И во многом наше движение оно как раз и состоит из людей, которые имеют это желание разделить жизнь с семьями, в которых есть умственно отсталые.
И.Хазанова
— Ну, Жан, у него была такая идея, ему очень хотелось, чтобы в России была «Вера и свет», и при первой же возможности – это конец 1980-х годов, когда более, или менее было легко приезжать уже сюда, он благодаря своим польским друзьям сюда приехал первый раз с маниакальной идеей создать здесь общину «Вера и свет». Вот и нашлись люди, которые поддержали его в этом и так постепенно образовалось две общины. В одной из них была я – это была община, которую черняки организовали, другая была община Людмилы Карп. И так постепенно-посте
Л.Горская
— В чем идея основная?
И.Хазанова
— Идея основная движения?
Л.Горская
— Да.
И.Хазанова
— Ну, это крутой вопрос, я бы сказала, что это да, круто. Но вы знаете, я хочу сказать, может быть это не совсем в тему, но приведу слова не очень точные еще Дмитрия Ростовского – нашего святого, который сказал, что драгоценным для церкви являются бедные и больные люди, они стоят… вот это как бы очень… если по сути, то это вот это. Что драгоценность церкви состоит в этом, что в ней присутствуют бедные люди и люди больные, условно говоря. Вот, видимо мы, благодаря Жану Ванье вспомнили про это. И, ну, для нас важно, что в центре наших общин находятся люди с умственной отсталостью, видимо в нашем движении – это самое главное, что они для нас являются центром нашей жизни.
А.Пичугин
— А начиналось все здесь, в Советском союзе, еще в приходе отца Александра Меня?
И.Хазанова
— Ну, условно, да, потому что это началось в 1989 году, Жан начал сюда приезжать, в 1991 уже после кончины отца Александра мы поехали в Лурд на встречу движения «Вера и свет», ну я бы сказала, что наверное, это было таким мощным стимулом для развития наших общин – именно поездка в Лурд на Пасху, где собирались общины со всего мира веросветские. Это такой… если до этого мы как бы думали, будет у нас, не будет община. То после этого у нас ни у кого не было сомнений, что мы хотим, чтобы у нас были эти общины и мы все сделали для того, чтобы они были, чтобы это движение развивалось.
А.Пичугин
— Это самое начало 1990-х, конец 1980-х, когда церковная жизнь в нашей стране только-только, первые ростки возрождения какие-то наметились. Не было ли какого-то скепсиса со стороны может быть людей сторонних, которые смотрели… ну, людей, которые даже участвовали может быть в церковной жизни, но смотрели на вашу деятельность, как на какую-то такую причуду, как объединить в общину людей, зачастую умственно отсталых, неполноценных – не было такого скепсиса тогда, не чувствовали его?
И.Хазанова
— Ну, вы знаете, мы вообще жили все время с такими священниками, которые нас холили и лелеяли, так что в любом случае, даже если бы мы что-то чувствовали со стороны, в общем, мы знали, что у нас есть пастыри, которые нас любят, нас привечают и нам помогают. Ну не знаю, вы знаете, в общем про 1990-е годы как-то особый разговор… лично для нас – это было очень хорошее время, вы знаете, это было время, когда мы много смогли сделать, когда действительно церкви позволено было много и в частности то, чтобы были наши общины. И до этого, наверное, было бы гораздо сложнее. Хотя я помню, что… ну нет, в общем, пожалуй, что нет. Ну, конечно был скепсис, были скептические отношения к нам, безусловно присутвовали. Но по-разному.
А.Пичугин
— А Вы, отец Сергий, как познакомились с деятельностью «Вера и свет»?
С.Старокадомский
— Да как-то я попал в церковь, сразу в той среде, где это было. Я с этим движением, с общиной…
А.Пичугин
— Храм Космы и Дамиана в Шубине?
С.Старокадомский
— Еще и Космы и Дамиана не было. Там было Антиохийское подворье…
А.Пичугин
— А, это еще и там все было?
С.Старокадомский
— Да, после того, как в общем из Новой деревни в таком постоянном ритме все уехали, какое-то время, большая часть Космы и Дамиана обиталась в Антиохийском подворье.
А.Пичугин
— У отца Вячеслава Винникова, да?
С.Старокадомский
— В том числе, он тоже там служил и он тоже как-то был… был такой значительный в моей жизни… и есть, ну тогда был значительной такой звездочкой на вхождении в церковь. Собственно говоря, все движение, оно фактически началось с Лурда, с того, что в Лурд паломническое место, куда приезжают со всего католического мира люди в паломничество, приехала семья с умственно отсталым человеком…
И.Хазанова
— С двумя…
С.Старокадомский
— С двумя, да и оказалось, что в христианской среде, в месте христианского паломничества для этих людей совершенно нет места.
А.Пичугин
— А нет места в каком смысле – в духовном?
С.Старокадомский
— Во всех смыслах нет места. Нет места чисто физически, потому что надо где-то селиться – это сложно, надо прийти на службу – это тоже сложно, умственно отсталый человек требует особого внимания. Ну, собственно говоря, ровно все то же самое, с чем мы сталкиваемся в нашей простой приходской жизни, когда в приходе появляется один, или несколько умственно отсталых людей. Это конечно всегда вызов и для церкви, и для общины, для общины конкретного храма. Это такая, знаете, хорошая проверка на христианство – возможность, желание любить, служить…
Л.Горская
— Сейчас уже сотни организаций и фондов, которые занимаются нуждающимися людьми и в частности людьми с особенностями развития, умственно отсталыми и так далее. Вот чем «Вера и свет» отличается может быть от них, или просто – это одна из многих организаций, такой вопрос. Уникальность…
И.Хазанова
— Про другие организации трудно сказать, понимаете, мы про все организации не знаем. Но в общем, такое реальное отличие, что мы не занимаемся благотворительно
Л.Горская
— А как вот эта встреча происходит? Люди приходят в храм, сами обращаются к вам, или каким образом?
И.Хазанова
— Нет, ну вы знаете, я хочу сказать, что храм, конечно играет огромную роль в нашей жизни, но люди приходят к нам на встречи, а встречи наши проходят вовсе не в храме. Вообще, оно не обусловлено какой-то конфессией, любой человек, которому это интересно, который хочет в этом участвовать – может прийти. Мы встречаемся… когда мы начали встречаться, например, наша община, в самом начале 25 лет назад, мы встречались у меня дома и у моей подруги дома. У нас были встречи домашние, мы дома их устраивали. Потом, когда общины выросли, мы встречаемся в школе в Пироговской, такая знаете, да, другие в Турмалину ездят, то есть в разных местах мы встречаемся. В церковь мы приходим на литургию, это не место такой нашей обычной встречи. А встречи имеют какие-то свои темы, обязательно совместная еда, разговоры, игры, обсуждения чего-нибудь. Если сейчас ярмарка – все готовятся к ярмарке, мастерские проводят.
Л.Горская
— А откуда берутся новые люди в ваших общинах?
И.Хазанова
— Ну, по-разному, кто действительно через храм, кто через знакомых, с кем-то мы знакомились на улице – и так возможно, источники разные. Потом, я не знаю, ходят в какой-нибудь клуб, где они занимаются, или в театральную студию, скажем, они ходят. И те, кто из нашего движения – приглашают своих друзей. Вот у нас в нашей общине, например, есть друзья – девушки, которые с самого начала в нашей общине.
Л.Горская
— Может быть подробнее все-таки рассказать о количестве общин, то есть сколько их сейчас, где они – география какая сейчас спустя 25 лет у «Веры и свет» в России?
С.Старокадомский
— Ну, такие простые статистические данные, да, можно просто у нас на сайте почерпнуть. Сейчас в движении 13 общин. География очень большая – это и Москва, Московская область, Санкт-Петербург.
А.Пичугин
— Ну, вот да, такая география.
А.Пичугин
— Напомним нашим слушателям, что сегодня в гостях у программы «Светлый вечер» на радио «Вера» участники движения «Вера и свет», которые стояли у истоков ее основания здесь в нашей стане, движение международное, еще 25 лет назад – это священник Сергий Старокадомский – клирик Спасского храма города Солнечногорска, Ирина Хазанова –учитель русского языка - преподаватель лицея 1525 и Екатерина Тарханова. Я бы хотел, наверное, немножко в истоки углубиться международного именно… международной составляющей этого движения. Основатель Жан Ванье, ведь у него была блестящая карьера, он сын известного дипломата, офицер и вот он свою возрастающую карьеру вдруг оставляет, начинает заниматься философией и в итоге основывает движение «Вера и свет». А как так получилось?
И.Хазанова
— Ой, это смешно, конечно, но я хочу сказать, что его мама ходила к тому же священнику, что и маленькая Тереза – это все по блату произошло. Вот он был… на самом деле вырос в семье очень религиозной, вы знаете, это не просто с бухты барахты, у него очень религиозная семья была. Среди его братьев и сестер есть монахи, члены «Ковчега» в Англии, его сестра, так что он в совершенно определенной среде жил. И будучи там, я не знаю, военным офицером морским и так далее, он все равно, как бы был… все это в нем было и все жило, так сказать. На этом не исчерпывался поиск смысла его жизни. И как-то логически раздумывая и обретя своего духовника, постепенно он пришел к этой мысли о том, что… ну, его духовник, Тома Филипп, он был священником и ходил в интернаты, на самом деле, где содержались люди с умственной отсталостью и это на него производило довольно тяжелое впечатление – условия их жизни, отношение к этим людям. И это не странно, что он об этом думал, об этом молился и размышлял вместе с Жаном и это было предложение его к Жану, когда Жан искал свое место в жизни. Причем это тоже, чтобы принять это решение, он жил в затворе какое-то время Жан, потом он все-таки пришел к этому решению и поселился недалеко от Парижа, взяв из интерната двух умственно отсталых людей и с ними он начал совместную жизнь. Ну и дальше как бы у него была большая такая… ну как сказать, молитвенная поддержка, скажем так, Тома Филипп был его непосредственным сопровождающим, были люди, которые о нем молились, были люди, которые помогали им в жизни и так далее. И постепенно началось это движение «Ковчег» развиваться. А уже когда оно существовало и не только во Франции. Вот зародилось и движение «Вера и свет», то, что отец Сергий рассказывал.
А.Пичугин
— А в разных странах участники движения поддерживают отношения с Жаном Ванье сейчас?
И.Хазанова
— Ну, вы знаете, есть интернациональны
А.Пичугин
— А расскажите чуть-чуть, как это выглядит.
И.Хазанова
— Есть интернациональны
А.Пичугин
— Но «Ковчег» - это такая община-поселение
И.Хазанова
— У нас в России нет.
С.Старокадомский
— К сожалению у нас нет ничего подобного. Дело в том, что это действительно, когда это рождалось во Франции, это рождалось во многом благодаря особому устройству социальных учреждений во Франции. Там есть такое частное государственное партнерство и есть дом, где содержались умственно отсталые люди на которых выделяло средства государство и обеспечивало жизнь государство, но при этом у этих людей были свои родственники и они как бы дополнительно участвовали в жизни этого дома. И когда туда, благодаря своему духовнику попал Жан Ванье, я не помню, кем, то ли отцом Тома, то ли Жаном Ванье была сформулирована фраза, что человеческая болезнь не является причиной того, чтобы человека можно было лишать достоинства. И еще существенная вещь, что болезнь не является причиной для того, чтобы человек находился в заключении без вины всю жизнь. И действительно то, что началось, как движение «Ковчег» - это такой вот… такое служение достоинству больного человека.
А.Пичугин
— А как вообще выглядит с социальной точки зрения, с технической само устроение общины, вот «Ковчега» именно?
С.Старокадомский
— Тут мы не очень большие специалисты, потому что мы…
И.Хазанова
— Это зависит еще от того, в какой это стране.
А.Пичугин
— А, то есть это в некоторых странах есть?
С.Старокадомский
— Да
И.Хазанова
— Это во многих странах.
С.Старокадомский
— Конечно, это есть во многих странах, где социальное устройство государственное это позволяет. Потому что конечно, без государственного устройства, то есть, либо без внимания, либо без невнимания государства, то есть как бы два полюса, дойти невозможно… Хотя в общем сейчас новый «Ковчег» и во Франции открыть просто сложно и сам Жан говорил о том, что если бы мы сейчас открывали первый «Ковчег», мы бы его открыть просто не смогли.
А.Пичугин
— Но это видимо уже устройство Франции последних лет.
С.Старокадомский
— Да, это устройство Франции последних лет. Но, опять-таки, здесь есть важная такая для нас, для «Веры и свет», для движения, которое не является «Ковчегом» - тем местом, где люди живут постоянно. Тоже очень важная вещь – это… в центре находится человек, умственно отсталый, как мы уже говорили и вы говорили про организацию, там много разных организаций… в этом смысле мы вообще не организация. Есть действительно большое количество замечательных совершенно людей, которые собирают средства на лечение, которые собирают средства на обустройство жизни и это все очень важно. но человек не может жить без друзей, человек не может жить без тех людей, с которыми он может разделить свою жизнь. И если мы внимательно посмотрим на семьи, где появляется умственно отсталый человек, мы увидим одну такую вещь – эти семьи находятся в кругу двойной изоляции.
Л.Горская
— Почему двойной?
С.Старокадомский
— Почему двойной – первое – это социальная изоляция, потому что объективно общество не готово принимать, не готово разделять жизнь этих людей. Второе, сами люди тоже в очень большом количестве, они… когда у них появляется человек с особенностями, они тоже замыкаются. И вот эти вот круги необходимо разорвать, чтобы дать возможность человеку просто жить. Я говорю, может быть, о тех вещах, которые важны для меня, которые, ну, меня смотивировали на то, чтобы быть именно там, где я есть.
Л.Горская
— Я как раз хотела спросить, когда Ирина цитировала Дмитрия Ростовского, говоря о том, что драгоценность для церкви – бедные и больные, хотела спросить у Вас, почему для Вас эти люди такая драгоценность и что Вас смотивировало этим заниматься. И может быть, что это Вам дает.
И.Хазанова
— Нет, ну вы знаете, это дает очень много, так, без ложной скромности скажу, что вообще… мне кажется, что это очень важно – встретиться с умственно отсталым человеком, вообще по жизни это любому человеку дает очень много. Во-первых, это дает удивительное ощущение радости от общения. Может быть это покажется странным, но действительно, ты получаешь очень много радости, потому что это простодушные люди, чаще всего и у них все, как вам сказать, все на ладони, они тебя учат этому простодушию. То есть, ты у них учишься этой простоте, которая очень дорогого стоит на самом деле. Я могу сказать, что я получила от них гораздо больше, я думаю, что и четверти того не дала им, что я получила от этих 25 лет участия в движении. И я хочу сказать, что когда мы начинали, действительно, почти ничего не было в Москве, было очень мало организаций, которые этим занимались. И я хочу сказать, что вообще появление наших общин и еще нескольких, оно несколько меняет все-таки отношение общества и социальной среды к умственно отсталым людям, мне так кажется, не знаю, во всяком случае на мой взгляд, оно изменилось за эти 25 лет – с чего мы начинали и сейчас. Ну, это, так сказать, замечание, а вообще я хочу сказать, что это действительно очень, ну как сказать, с одной стороны – это такая большая радость, с другой стороны, ты все время, вы знаете, ты видишь себя и ты видишь, что ты есть на самом деле. Вот эта их простота, она дает тебе вообще все время взгляд на себя, чего ты стоишь, ты на самом деле, какой ты на самом деле, и я говорю, это дорогого стоит. Они просто помогают меняться, я хочу сказать, что это люди, которые помогают тебе меняться. Лично для меня это очень важно, что они мне помогли, ну как-то меняться.
Л.Горская
— Отец Сергий?
С.Старокадомский
— Ну, что еще можно сказать, помимо того, что… под каждым словом практически подписываюсь. Наши встречи, наша жизнь, во многом для меня дает осмысленность в принципе жизни, служения, а потом, ну, опять-таки, для меня вопрос немножко странный, потому что он сродни вопросу – а зачем тебе друзья, зачем тебе с друзьями встречаться, зачем тебе прикладывать усилия для того, чтобы твоим друзьям лучше, легче жилось. Ну то есть, вот такая нормальная настоящая деятельная дружба.
А.Пичугин
— Ну, именно так, да, мы сейчас продолжим нашу программу, буквально через одну минуту. Сейчас маленький перерыв. Напомню нашим слушателям, что в гостях у нас сегодня представители движения «Вера и свет» - священник Сергий Старокадомский – клирик Спасского храма города Солнечногорск подмосковного, Ирина Хазанова – преподаватель русского языка лицея 1525 московского и Екатерина Тарханова. Лиза Горская, я – Алексей Пичугин через минуту снова здесь.
Л.Горская
— Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире программа «Светлый вечер» и мы сегодня говорим о международном движении, которое в России уже 25 лет, как есть – «Вера и свет». Здесь у нас в студии его участники и прежде чем перейти к ярмарке юбилейной, которая завтра кстати, а у нас пока еще даже не хватило времени о ней поговорить, потому что мы говорим о том, что вообще нам дает вот это общение с людьми, у которых есть особенности развития. Екатерина.
Е.Тарханова
— Да, мы говорили о дружбе, которая так важна, но может возникнуть вопрос, что у меня, двигающегося к старости человека, может быть с ребенком, которому 15, или 20 лет, у которого плохая речь, для которого вообще не факт, что я могу быть даже в поле зрения. И тем не менее, для меня «Вера и свет» - это место какого-то такого яркого проявления церкви и Евангелия, потому что то, что открывают эти люди, своей простотой, как говорила Ира, своей памятью… меня всегда потрясало, что даже если ты на миг пересекся с человеком, если ты не долго был с ним вместе, если ты исчез из его поля зрения, в нем жива как в Боге память тебя. Они десятилетиями могут спрашивать о людях, которые по каким-либо причинам ушли из движения, или переехали в другой город, или в другую страну – а как живет тот, как дела у этого… И вот для меня – это какое-то фантастическое свидетельство того, что сердце этих людей вот так полнится Богом и Его любовью. Вот Евангелия открываются для меня во многом через этих людей. Я не знаю, что я для них, но я всегда вижу в их глазах радость при встрече, вот воскресение любви, они могут быть так же, как и мы – раздражены, мы можем ссориться, мы можем выяснять отношения. Мы живем в очень при этом живых человеческих отношениях, но вот тайна того, что открывают они мне в Евангелии, она удивительная. Очень часто мы общаемся с людьми, которые вообще лишены возможности контактировать, с очень тяжелой инвалидностью и ты даже иногда не знаешь, как приблизиться, как построить отношения, через то, что просто взять за руку, побыть вместе, помолчать и оказаться в каком-то совершенно другом пространстве. И я помню опыт, свой опыт встречи с таким человеком в момент евхаристического канона, когда произносились слова «сие есть тело Мое» и я видела, как это тело не подчиняется, мышечные реакции идут, оно ломимое, и вот такая сердцевина евхаристическая совершается в этих людях для наших сердец. И вот это тайна того о чем говорил Дмитрий Ростовский, какая ценность именно для церкви – люди, несущие такие страдания.
А.Пичугин
— А я все-таки бы хотел узнать, как происходят встречи. Что на этих встречах бывает, как это выглядит? Мне кажется, это важно еще потому что многие наши слушатели с трудом представляют саму технологию их проведения, может быть у кого-то в семьях есть такие люди и они не знают, как обратиться, куда прийти, кому позвонить.
С.Старокадомский
— Такое замечательное слово – «технология». Есть ли технология дружеского общения? Есть некие порочные технологии, когда есть некая зацикленность на том, что надо встретиться и обязательно выпить и потом начинается общение.
Л.Горская
— А не забыть про день рождения и про именины.
С.Старокадомский
— Вот, не забыть про день рождения, не забыть про именины. У нас есть группы, которые встречаются 1-2-3-4 раза в месяц и в каждой общине встречи готовятся каким-то своим образом. Мы на наших встречах в нашей общине, которая называется «Бобовая зерно», у нас всегда наша встреча начинается с молитвы, наша встреча начинается с чтения Евангелия и потом с какой-то активности, которую мы тоже придумываем, в которой могут принимать участие все.
И.Хазанова
— Можно я Вас прерву, извините, отец Сергий. Я хочу сказать, что сценарий вашей встречи, в общем, не должен отличаться от сценария встречи в любой точке земли, поскольку все-таки «Вера и свет» движение международное и есть некоторая традиция. И она, в общем, более, или менее соблюдается всеми общинами. У нас есть даже гид, который выпускают для всех стран, в которых дается тема года, тема встречи. Конечно мы нещадно его терзаем этот гид и переделываем его под нас, поскольку он далеко не всегда соответствует нашим запросам и нашей ментальности, я бы даже сказала. Но, понимаете в чем дело, для того, чтобы все-таки быть членами движения «Вера и свет», мы должны соблюдать какие-то пункты и в частности, один из пунктов, как устроена встреча. Во встрече должно быть время молитвы, во встрече должно быть время разговора о чем-нибудь, время праздника и время какой-то активности, как сказал отец Сергий и в общем, так или иначе она все-таки строится по этому плану, который существует уже много лет и он не зря существует, потому что действительно, если мы хотим как-то соответствовать… ну быть в русле движения «Вера и свет», мы должны выполнять какие-то основные установления что ли, законы. Хотя я хочу сказать, что конечно же наполнение в каждой общине свое и конечно каждая община отличается от другой и у всех встречи разнятся и по настроению, по много чему, но все-таки есть некие такие законные вещи, которые мы должны соблюдать. И это в частности касается устройства встречи.
С.Старокадомский
— Ну, наверное, проще проиллюстрироват
Л.Горская
— Я как раз зашла на этот новый сайт замечательный, где действительно перечислены все общины и вот тут висит афиша завтрашней ярмарки. Я предлагаю все-таки поговорить о ней, может быть начать с тех мероприятий… вы же всем миром буквально к ней готовились, все общины, у вас куча проходила, если так можно сказать, мастер-классов, каких-то там кружков, ну вот расскажите подробнее.
И.Хазанова
— Друзья говорили о том, как структурируются встречи и действительно есть просто правила, они очень подвижные, но центром этого правила все равно является праздник. И ярмарка то родилась во многом не столько ради того, чтобы подзаработать денег, а столько для того, чтобы был праздник. И подготовка к ней во многом такой же праздник и такая же радость для многих из нас, поскольку мы действительно все люди в свою меру обладающие какими-либо особенностями, кто-то может рисовать, кто-то шить, кто-то вышивать, а часто наши друзья не могут из этого практически ничего, но очень хотят и вот наша задача придумать какую-то такую мастерскую при которой их способности с нашими возможностями могут соединиться, в результате чего, как мы говорим, появляется товар. Поскольку действительно получение средств от этого, оно очень не серьезное, в этом больше для меня, может быть и для многих из нас – это занятие, вот подготовка, совместная деятельность, совместное проживание этого периода и подготовки к ярмарке и проведения самой ярмарки и когда мы потихонечку стали увеличивать обороты присутствия людей, друзей, приходили люди, которые о нас ничего не знают. Потому что довольно долго мы существовали просто сами в себе. Для нас был праздник, друг для друга. Приходить стали дети, мы стали делать этот праздник для внешнего мира, то есть свидетельство нашего присутствия в мире, приходили дети, которым наши персоны, наши друзья играли спектакль, мы снимали мультфильмы, мы снимали фильмы с ними и это такое было ощущение радости, вот в преддверии адвента, в преддверии ожидания, в преддверии всех рождественских и новогодних праздников. Мы проводили это время очень по-разному, каждая ярмарка никогда не похожа одна на другую, и ставили такие мистерии с вертепом, и были какие-то теневые спектакли, то есть для нас для самих это тоже были точки роста, перемены, своих возможностей, как говорила моя подруга. Я не рисую – ты умеешь – я не умею рисовать – ты нарисуешь. И действительно я брала в руки карандаш и что-то рисовала. И вот эта возможность перестать комплексовать, делать все на пятерку, встать на четвереньки и веселиться вместе в простоте, вот это удивительный дар. Я не знаю, как будет проходить ярмарка в этом году, мне бы очень хотелось надеяться и молиться о том, чтобы она была для наших гостей таким же праздником, каковым часто является для нас. Хотя мы устаем, чаще всего все делаем в последние минуты. Декорации, которые потом выбрасываются и в общем, играются для одного раза. Я не знаю, я когда-то, может быть очень дерзко сказала, какая-то в этом есть такая знаете, щедрость, какая есть у Бога, вот все делается от полноты и ни за что не держится. Ну вряд ли кому-то хочется ставить спектакль, который сыграется один раз и никто не может себе этого позволить, а мы можем. И как правило они были очень хорошие, у нас есть записи, я надеюсь, что их тоже друзья выложат в интернет и все их смогут увидеть. И наш фильм «Крыло судьбы», мой фильм, с моей стороны – замечательно. Пожалуй так.
А.Пичугин
— Священник Сергий Старокадомский – клирик Спасского храма города Солнечногорка, , Екатерина Тарханова, Ирина Хазанова представляют сегодня в нашем эфире движение «Вера и свет». Мы наконец дошли до благотворительно
Л.Горская
— И там будут не только замечательные представления, но можно будет купить рождественские подарки для близких и обычно это выглядит так, гости ярмарки уже от метро Полянка стараются обогнать друг друга и первыми прийти на ярмарку, чтобы купить то самое замечательное керамическое блюдце с ангелом Рождественским, или самые замечательные игрушки. Правда удивительные поделки, с душой и дух Рождества.
С.Старокадомский
— Вы забыли про пряник.
А.Пичугин
— А что пряник, где пряник?
С.Старокадомский
— А вот пряник, да….
И.Хазанова
— Это он свою общину рекламирует, они шикарные делают пряники, потрясающие. Красоты неописуемой.
С.Старокадомский
— Да, имею право. Мы… у нас давняя традиция, наша община делает пряники. Пряничные домики, машинки, паровозики пряничные, мы собственно говоря, наши последние встречи перед ярмаркой, они и посвящены тому, что мы помимо всего собираемся и лепим эти пряники, там очень сложный процесс. Там надо делать цветные стекла в домике, для этого надо крошить цветную карамель – красный, зеленый, желтый, это прямо надо… а какие замечательные пряничные игрушки для елки.
Л.Горская
— Я кстати говоря не видела не разу их.
С.Старокадомский
— Как?
А.Пичугин
— Увидит, вот 12 декабря, завтра увидит.
Л.Горская
— А вот расскажите, что такое фотоателье у Сильвера? У вас в афише написано.
Е.Тарханова
— А, это будет фотоателье, когда вы… если я не ошибаюсь, это будет приблизительно так. вы приходите, вас переодевают в подходящий для вас костюм и фотографируют.
Л.Горская
— А, то есть либо в пирата, там…
И.Хазанова
— Да, возможны варианты, то, что художник сочтет возможным и подходящим для вас
Л.Горская
— Кабинет морского врача.
И.Хазанова
— О, это будет круто. Это круто, в общем, с любой болезнью к морскому врачу.
С.Старокадомский
— Не скажем….
И.Хазанова
— У него особый вообще подход к каждому пациенту, гора лекарств, советов, самых можно сказать наинтереснейших и прекрасных, так что это просто… как только на ярмарку вошли, сразу к врачу, вот мой вам совет.
Л.Горская
— А потом за пряниками.
А.Пичугин
— Еще раз напомню, где все это будет проходить – это самый центр Москвы, недалеко от парка Музеон, где парк Музеон, я думаю наши московские слушатели представляют, метро Октябрьская, метро Полянка. Там вниз, если от Октябрьской идти по Якиманке в сторону центра, чуть-чуть не доходя Президент отеля, слева будет 1-й Бабьегородский переулок дом 5/7, это Пироговская школа. И там с трех до семи вечера, с 15 до 19 будет проходить рождественская благотворительна
С.Старокадомский
— Ну, в общем, наверное, стоит еще поговорить о том немножко, о той как бы ярмарочной составляющей, которая тоже немаловажна. Мы ведь проводим… то есть каждая община проводит летний лагерь, проводит… у нас проходят встречи и как правило в связи с тем, что наши друзья, Наши семьи, они не очень состоятельные люди, средства собственно говоря идут и на лагеря, и на… ну на жизнь, на такую простую жизнь, которая сейчас, впрочем как и всегда была достаточно дорога.
Л.Горская
— То есть эта рождественская ярмарка благотворительна
А.Пичугин
— Да, правда, я не заметил, упустили?
Л.Горская
— Ну, потому что для нас это само собой разумеется.
С.Старокадомский
— Да, она конечно благотворительна
Л.Горская
— И при этом это замечательный рождественский праздник.
С.Старокадомский
— Конечно, это прежде всего замечательный рождественский праздник.
Л.Горская
— И возможность приобрести подарки такие, которые вы нигде больше..
И.Хазанова
— И посетить буфет, еще у нас прекрасные всегда буфеты. Очень нарядные, очень красивые, с вкуснейшими всякими булочками, салатиками и прочее, кофе, чай и там играют прекрасные оркестры всегда, и поют, и танцуют, то есть, прямо как у настоящих.
Л.Горская
— А во сколько кстати начинается мероприятие?
И.Хазанова
— А он работать начинает сразу же по открытию.
А.Пичугин
— В три часа.
И.Хазанова
— Да, в три часа.
С.Старокадомский
— Вот с буфетом есть одна проблема.
А.Пичугин
— Пряники вкуснее, да?
С.Старокадомский
— Нет, пряники нет, мы тут не конкурируем, пряники конечно вкуснее, что тут конкурировать то. Но в буфете все достаточно быстро заканчивается, и если ты занят пряниками, ты приходишь в конце и смотришь… так что в буфет надо спешить.
И.Хазанова
— То есть, получается, человек разрывается. Приходит, ему надо сфотографировать
Л.Горская
— И еще ухватить самые лучшие подарки.
И.Хазанова
— И ухватить самые лучшие подарки, да. В общем, я хочу сказать, сложна жизнь посетителя нашей ярмарки.
Л.Горская
— Ну можно же разделиться на группы мобильные, собственно так и происходит как правило.
А.Пичугин
— А я забыл, еще раз напомните, если мы об этом говорили, ярмарка каждый год проходит, сколько лет уже?
И.Хазанова
— Она проходит каждый год, но она точно не 25, меньше, лет 20, по-моему, вот приблизительно лет 20 она прохоидт.
А.Пичугин
— И каждый раз в одном месте в Пироговской школе?
И.Хазанова
— Вы знаете, мы были в библиотеке иностранной литературы, в самом начале, но нам места не хватило уже там, мы то, что нам предоставляли площадь, она нам была мала, а Пироговская школа так щедра, что она нам несколько этажей своих предоставляет и мы уже там просто свободнее себя гораздо чувствуем, ну в общем, уже давно в Пироговке.
Л.Горская
— А летний лагерь на который средства собираются во время ярмарки, он тоже все эти 20 лет проводится?
И.Хазанова
— Да.
С.Старокадомский
— Лагеря, потому что…
Л.Горская
— Расскажите пару слов про них.
И.Хазанова
— Ну, у нас разные форматы, у нас есть, каждая община выезжает сама по себе в лагерь, ну сейчас я скажу, а бывают у нас какие-то общие встречи для нескольких общин, или там, ну разный формат бывает, тоже мы выезжаем за город в течение недели, там чуть меньше недели, приблизительно так.
Е.Тарханова
— Я хочу сказать, что у нас еще были замечательные мероприятия, как совместные паломничества. мы старались собрать всех членов общины для того, чтобы отметить десятилетие. Мы ездили и в Ростов в Дмитрию Ростовскому, мы ездили под Тверь, мы… ну с какой-либо периодичностью, раз два-три года, если нам удается аккумулировать какие-то средства для того, чтобы совершить такие поездки. На наше 20-летие мы ездили в Лурд, это было тоже таким замечательным аккордом от начала 20-летия, на Пасху, мы были в Лурде все общины мировые веросветские встречались там и это было наше 20-летие. Нет, 15, 20-летие было в КОмпаненде, это был замечательный праздник для нас для всех, для всех, кто с нами его разделял.
С.Старокадомский
— Ну, да, ведь это же летний отдых, это значительная часть жизни, возможность провести время вместе, возможность… ну как правило, это неделя, неделю прожить вместе, возможность за это время что-то сделать, или просто наобщаться и наиграться. Это важно, так поступают друзья.
Л.Горская
— Ну, отец Сергий, Вы как само собой разумеющееся говорите, о том, как должны поступать друзья. Но между тем, мне так кажется, социальная изоляция о которой Вы говорили, она же сейчас касается не только инвалидов и людей с особенностями развития, она действительно распространяется
С.Старокадомский
— Да, и как священник, который постоянно принимает исповедь и служащий священник в простом приходском храме, я это прекрасно понимаю и абсолютно с Вами согласен. То что Вы говорите, как и все вообще, относится просто к личному призыву, личному призыву быть открытым, быть действительно по-настоящему человеком Евангелия, потому что вы помните, да, кто кого в Евангелии называет друзьями, а ну как, вспоминаем.
И.Хазанова
— В это воскресение чтение было об этом.
С.Старокадомский
— Нет, не рабами я вас назвал, а друзьями нам говорит Господь, а это значит, Его призыв к нам дружить, разделять жизнь друг с другом. Это безусловно важно, без этого на самом деле, конечно, не бывает церкви. Нам Господь дал вот это наше место, дал нам наших друзей. Почему это так – невозможно объять необъятное, невозможно успевать везде, зато возможно для кого-то быть настоящим другом, разделить с ним жизнь.
Л.Горская
— Меня поразило в рассказе Екатерины, вот то, что люди с особенностями, ту крупицу тепла, которую они получают, помнят десятилетия. Кто из нас может похвастаться такой благодарностью? На самом деле к чему я подвожу, я хочу спросить вас, если кого-то из радиослушателей привлекла эта идея и может быть кто-то хочет попробовать участвовать в жизни общины, есть такая возможность?
С.Старокадомский
— Приходите, приходите на ярмарку, там будут представлены все общины.
И.Хазанова
— Можно просто действительно договориться, когда происходит встреча, посмотреть в интернете, если есть эта информация и прийти познакомиться на любую из встреч, любой общины. Как правило это происходило крайне просто, но мы знаем, что всегда нам нужна человеческая рука, которая поможет дойти до храма, до исповеди, или до общины.
А.Пичугин
— Ну как раз на встречу общины, или на ярмарку.
И.Хазанова
— Да, можно это решить на ярмарке, если кому-то интересно.
А.Пичугин
— И еще раз адрес ярмарки надо назвать, но это важно…
Л.Горская
— Это не реклама, это благотворительна
А.Пичугин
— Да, Москва, метро Октябрьская, или метро Полянка, недалеко от улицы Якиманка - 1-й Бабьегородский переулок, прямо возле Музеона, Пироговская школа, с 15 до 19, с трех до семи вечера – Рождественская благотворительна
Л.Горская
— Приходите, покупайте близким подарки, развлекайтесь. А средства пойдут на летний детский лагерь в частности.
А.Пичугин
— Заканчиваем нашу программу, спасибо вам большое. Сегодня в этой студии для вас были Лиза Горская, я – Алексей Пичугин. А в гостях у программы священник Сергий Старокадомский – клирик Спасского храма города Солнечногорск, Екатерина Тарханова и Ирина Хазанова – все это движение «Вера и свет», люди, которые стояли у истоков этого движения в России и представляли его здесь в нашей программе. Спасибо дорогие гости, будьте здоровы. Всего доброго!
Е.Тарханова
— Всего доброго!
И.Хазанова
— Всего доброго!
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.