
— Тебе к Лизе надо.
— К кому?
— Короче, вот телефон. Доктор Лиза. Она поможет. Звони прямо сейчас!
(звонок телефона)
— Я вас слушаю.
— У меня... у меня дочь. У неё рак. Онкология. Нас сегодня выписали из детской реанимации. Я пришёл в аптеку... там нет лекарств, понимаете? Лиза, что мне делать? Я не могу так просто домой пойти, понимаете?
— Я вас понимаю. Я найду вам лекарство. Хорошо?
Диалоги, подобные этому, практически ежедневно звучали в офисе благотворительного фонда Елизаветы Петровны Глинки, более известной как Доктор Лиза. Биографический художественный фильм об удивительной личности — враче, общественном деятеле, современном филантропе и благотворителе — сняла в 2020 году режиссёр Оксана Карас. Только что мы с вами услышали фрагмент из этой картины.
Лента удостоилась главных отечественных кинонаград — премии «Ника» в двух номинациях и «Золотого орла». По словам Оксаны Карас, она хотела рассказать историю, которая напомнила бы зрителям о том, что совсем недавно рядом с нами ходил по земле такой потрясающий человек. «То, как она жила, как через себя пропускала беды и нужды людей — это просто невероятно», — говорила режиссёр о Елизавете Глинке. Необыкновенную жизнь героини она показала через призму всего лишь одного дня доктора Лизы.
Действие картины происходит в 2012 году. Доктору Лизе звонит отец шестилетней Евы. У девочки рак. Кроме обезболивания, помочь ей уже ничем нельзя. В аптеке, на которую в больнице выписали рецепт, не оказывается нужного лекарства. А оно необходимо срочно, прямо сейчас. Достать такой препарат очень непросто. Но Елизавета Глинка твёрдо обещает отцу малышки найти его. Чего ей это будет стоить, какие препятствия придётся преодолеть — мы узнаем, посмотрев фильм Оксаны Карас «Доктор Лиза».
Генеральный продюсер картины Рафаел Минасбекян в одном из интервью сказал, что этой картиной создатели хотели выразить своё чувство благодарности женщине, для которой не было чужого горя. И сделать так, чтобы это чувство разделили зрители. Получилось честное, пронзительное и очень светлое кино о помощи, человечности, неравнодушии и милосердии. Хотелось бы отметить, что в фильме, помимо других, очень ярко отражён такой важный аспект деятельности доктора Лизы, как работа с людьми, которые по воле разных обстоятельств оказались на улице. Как совершенно справедливо заметила режиссёр картины «Доктор Лиза» Оксана Карас, Елизавета Глинка общалась с бездомными так, что заполняла их душевные трещины своей любовью.
В неутомимой деятельности на благо ближних доктору Лизе порой приходилось сталкиваться и с неприятием общества, и сопротивлением чиновников. Об этом в фильме тоже не забыли. Но главное — Елизавету Глинку показали в картине именно такой, какой она и была в жизни: человеком, всех вокруг заражающим добротой. И подвигающим творить благо каждого, кто оказывался рядом с нею. Какой-то иной жизни она себе просто не представляла. В фильме есть эпизод, в котором доктор Лиза и один из героев фильма, сотрудник полиции, разговаривают как раз об этом:
— И что, ты так каждый день?
— Чего?
— Помогаешь всем. Этим людям.
— Ну а как, они ж люди. Ну а ты бы, чего, не помогал?
— Я? Не знаю.
— А я помогаю. Я не могу по-другому.
Критики отмечали, что «Доктор Лиза» — это фильм-ответ на вопросы, зачем обрабатывать рану грязному бездомному, внушать надежду умирающим от рака... А ещё фильм о том, что творить добро так же радостно, как и принимать его.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер