«Доброе кино». Священник Иоанн Грузинов, Елена Цыплакова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Доброе кино». Священник Иоанн Грузинов, Елена Цыплакова

Доброе кино (28.10.2024)
Поделиться Поделиться

У нас в гостях были настоятель храма Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке священник Иоанн Грузинов и Народная артистка России, режиссер, педагог Елена Цыплакова.

В преддверии открытия 21го международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» мы говорили о значении кино сегодня и насколько востребованными могут быть добрые и светлые фильмы.


А. Леонтьева

— Добрый светлый вечер. Сегодня с вами Анна Леонтьева. А у нас в гостях Елена Цыплакова, актриса театра и кино, педагог, режиссер, народная артистка Российской Федерации. И священник Иоанн Грузинов, настоятель храма Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке. Добрый вечер, дорогие.

Е. Цыплакова

— Добрый вечер.

А. Леонтьева

— Сегодня мы собрались поговорить о добром кино. И я просто немножко вот уходя от темы, ну мне кажется, что это все равно в тему, хочу сказать, что я так обрадовалась, что Елена Цыплакова придет к нам в нашу дорогую редакцию, что начала смотреть фильмы. Ну я же с детства смотрю с вами фильмы.

Е. Цыплакова

— Ну да, я давно работаю в кино, 50 лет.

А. Леонтьева

— Вот. И посмотрела такие, мне не попадавшиеся на глаза, очень ранние фильмы. Я вообще люблю очень старые фильмы наши, они очень добрые зачастую и очень такие с глубоким смыслом. Один фильм, где вы совсем девочка, с таким пронзительным взглядом карих глаз, играете деревенскую девочку — это фильм называется «Вдовы». Я просто его рекомендую к просмотру, потому что я не знаю, какую веру исповедовал режиссер этого фильма, но мы знаем, когда что-то такое...

Е. Цыплакова

— Сергей Микаэлян.

А. Леонтьева

— Да. Ну то есть не знаю, веровал он или не веровал.

Е. Цыплакова

— Он военное поколение. Этим, наверное, больше сказано.

А. Леонтьева

— Да, но понимаете, талантливое произведение, в данном случае талантливый фильм, оно очень часто поневоле получается христианским. И там две такие бабули, которые, значит, при фашистах захоронили солдат, наших двух солдат, и вот всячески опекают их могилу — ну я не буду, я не люблю рассказывать про фильм, потому что это, как говорят сейчас, спойлер, — это такая вот для них святыня. И, оказывается, святыня и для, в общем, целой страны. И это как-то очень такой вот, это была замена все равно вот этих всех святынь, но понятно, что это и так святыня. И второй фильм я посмотрела, потому что почитала с Еленой интервью, где было сказано, что после этого фильма родилось очень много детей. И меня, конечно, это очень заинтересовало. Это фильм «Школьный вальс», 77-го года. Там Елена играет главную роль — девочки, которая беременеет, и ей предлагают сделать аборт, и весь фильм она противостоит вот этим обстоятельствам. Там очень сложным разводящимся родителям, очень сложному парню, от которого она забеременела. И знаете, почему я упоминаю этот фильм, потому что у меня у самой взрослые дети, и эта тема для меня вот на разрыв аорты. Потому что я вижу их окружение, вижу, насколько они иногда свободно относятся к каким-то вещам. И мне очень кажется полезным, если, может быть, вот женщина, которая хочет что-то такое сделать, для начала посмотрела бы этот фильм.

Е. Цыплакова

— Вы знаете, да, получилось так, что этот фильм показали на съезде учителей в 77-м году, и они его положили на полку, сказали, что это вредная картина, нельзя — девочка, в 10 классе забеременела. Рожает уже потом, но неважно. Комсомол снял эту картину с полки. Но самое удивительное, не было пиар-кампаний никаких, и родительские комитеты, значит, кто-то из родителей ходили со школьниками в кинотеатры, потом обсуждали, что нельзя, надо вот так, вот так и так. А в результате огромное количество именно молодых женщин не сделали аборты. Я почему знаю, потому что мне приходило огромное количество писем, были звонки в прямые эфиры. И даже однажды, когда было 20 лет фильму, был прямой эфир, и мне принесли потрясающий букет из цветного воска, крокусов. Молодой человек сделал и написал письмо и говорит: считаю вас своей крестной, потому что мама сказала, что она посмотрела фильм и не сделала аборт. Мне 20 лет.

А. Леонтьева

— Потрясающе.

Е. Цыплакова

— Да, в общем, такая история. Знаете, кино, вот у меня друг одни сказал замечательную фразу: слова назидают, примеры влекут.

А. Леонтьева

— Воистину.

Е. Цыплакова

— И я с таким удовольствием работала в этой картине, мне очень нравилась моя героиня, она чудная совершенно, Зоська. И я рада, что в судьбе многих людей этот фильм сыграл какую-то очень хорошую, замечательную роль. Слава Богу.

А. Леонтьева

— Слава Богу. И мы озвучим, наверное, тему нашей сегодняшней беседы — с 1-го по 7 ноября в кинотеатре «Поклонка» Музея Победы — это Москва, площадь Победы, 3, состоится фестиваль кино. 21-й Международный благотворительный фестиваль «Лучезарный Ангел», под девизом «Доброе кино». Я поняла, что этому фестивалю уже лет 18, да? Он с 2006-го какого-то года начался?

Иерей Иоанн

— Ну вообще 20 лет на самом деле.

А. Леонтьева

— 20 лет уже.

Иерей Иоанн

— Все равно, прошлый год был юбилейный год. Все-таки 20 лет, не 18.

А. Леонтьева

— Ну это кино, так сказать, в формате как это, духовно-нравственной культуры подрастающего поколения России — то есть наших молодых людей, которые, собственно, наше будущее, которые участвуют в этом фестивале. Я видела одно кино только — мне девочка прислала, которая участвовала, такое очень трогательное. Вот расскажите про вот этот фестиваль, он же уже, наверное, растет и развивается. Изначально там как-то... Я циферки почитала, но не стала их выписывать.

Е. Цыплакова

— Вы знаете, я давно знакома и даже участвовала, на этом фестивале раньше показывала свою картину «На Тебя уповаю» — название взяла из псалма, — это детский дом, пятилетие дети. Я даже получила там приз. И я просто знаю этот фестиваль, он прекрасный. Потому что это Международный православный фестиваль, где собираются фильмы замечательные, очень важные для нас. Почему. Если раньше вот, в мою молодость, у нас был телевизор и кинотеатры — все. Сейчас молодежь растет — у них, они все в гаджетах, они могут смотреть все что угодно. А для того, чтобы человек вырос, как нам всем очень хочется, полноценной личностью, духовной, чтобы все было в развитии, его надо воспитывать. Начинается, конечно, все из дома. Сейчас, при тех стандартах работы, родители мало занимаются детьми, дети с малых лет сидят в телефонах. А я вот очень часто привожу пример, что есть такой праздник замечательный — Введение Богородицы во храм, Ее привели туда в три года. То есть с трех лет нужно начинать воспитывать ребенка, просвещать его в духовном плане. Потому что человек существо троичное — у него есть тело, у него есть душа, очень важно, какой дух в нем, как он воспитан духовно. Ребенок в младенческом вот таком вот, маленьком возрасте, он очень легко все это воспринимает.

А. Леонтьева

— И он это впитывает очень органично.

Е. Цыплакова

— Лично мне очень повезло, потому что бабулечка — она была неродная, мои рано очень умерли, но она мне с четырех лет читала Евангелие, читала жития святых, я сидела постоянно у нее, у нас квартиры были в одном дворе. И она меня возила в церковь и так далее. То есть мне, я это воспринимала абсолютно нормально. Я приезжала в деревню, пыталась по речке ходить, по водам — у меня ничего не получалась, я злилась и думаю: как это так? Ходили святые, ходил Иисус. Меня мать за шкирятник из воды вытаскивала. Вот. Но действительно вот в таком возрасте ребенок очень легко воспринимает вот эти все духовные вещи. И это замечательно. Поэтому вот то, что есть такой фестиваль, на который могут родители прийти с детьми, что-то им показать, посмотреть какие-то картины, и потом которые понравятся, можно будет там, я не знаю, дома показать еще, найти в интернете и так далее — я считаю, что это очень важно, что сегодня вот этот фестиваль, он живет, он продолжает жить и замечательно. Поэтому я-то очень рада, что меня пригласили, я буду председателем жюри короткого метра — там 16 фильмов, я сейчас начну их смотреть. Это очень здорово. Кстати, маленьким вот детям, наверное, может быть, вот короткий метр легче смотреть даже, чем большие картины.

А. Леонтьева

— Безусловно.

Е. Цыплакова

— Поэтому у нас было очень хорошее совещание со Светланой Владимировной Медведевой, все обсуждали, все проблемы. Я считаю, что это очень здорово. Я прямо вот счастлива, что я на этом фестивале.

А. Леонтьева

— Ну да, это такая встреча вот и духовного, и культурного, и молодежного по-настоящему. Какие фильмы, вот какие события предыдущих фестивалей запомнились, батюшка, отец Иоанн?

Иерей Иоанн

— Ну честно говоря, вопрос прямо на засыпку.

А. Леонтьева

— Потому что слишком много, да?

Иерей Иоанн

— Потому что очень много хорошего кино, которое оставляет действительно... Понимаете, дело в том, что я сталкиваюсь этими фильмами на момент отбора. То есть у нас как бы существует, что называется, такой двойной фильтр. У нас есть отборщики, которые отбирают по определенным критериям разные фильмы, и потом они уже попадают на такой духовно-экспертный совет, скажем так. И уже на духовно-экспертном совете происходит такая вот окончательная, что называется, фильтрация, для того чтобы к зрителю уже пришло действительно то доброе, по-настоящему доброе кино. А по большому счету, как сказала вот Елена Цыплакова, те традиции, как это ни странно, советского кинематографа, которые евангельские, все равно оставались жить, даже в советском кинематографе. Знаете, опять же вот для меня это важно, что, как сказать, большевизм не уничтожил прежде всего русскую культуру, русскую литературу, которая, в общем, собственно говоря, кино же начинается, может быть, даже не с пленки там, да, не с какого-то сбора группы, не с режиссера, а со сценария все-таки. А сценарий-то, по большому счету, сценаристы все воспитывались в той или иной степени на русской культуре, на русской литературе. И вот все, что они впитали вот в этих вот вузах от своих педагогов, которые еще помнили, для чего, ради чего и целеполагание, и цели человеческой жизни, главное, вот эти сверхзадачи, да. Может быть, уже замыленное слово какое-то, и система Станиславского, которую он формулировал для русского театра, и потом постепенно, соответственно, все равно это перешло в русский кинематограф, в русскую культуру. Вот те сверхзадачи замечательные: что я хочу сказать для людей, что я хочу, к чему я призову все равно. Конечно, может быть, сейчас это мои слова прозвучат опять же, так сказать, каким-то клише...

Е. Цыплакова

— Нет, отец Иоанн, я очень благодарна, что вы говорите, то что ваш, что вы еще последний фильтр. Потому что я много работаю на фестивалях, и отборщики иногда берут просто для того, чтобы было разное кино и приводят картины очень вредные. Поэтому то, что вы вот говорите, это замечательно, то что вы отсматриваете еще сами.

Иерей Иоанн

— Ну безусловно.

Е. Цыплакова

— Да, потому что очень часто попадаются картины, которые, может быть, не стоило показывать на каком-то фестивале.

А. Леонтьева

— Конечно.

Иерей Иоанн

— И я поэтому не могу — я прошу прощения, сейчас закончу свою мысль. Я не могу вот как бы, потому что все вот фильмы, они чем-то затронули душу определенным образом. То есть все, что попало на фестиваль, и попадало, и попадает, я надеюсь, будет попадать в будущем, все-таки это каждый фильм, он уникален в каком-то смысле. И мы как бы подчеркиваем в том числе уникальность и творца, который создал этот фильм, и сам фильм как событие в русской культуре прежде всего. И, собственно, зрителя, которого мы призываем прикоснуться к этому уникальному.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами Елена Цыплакова, актриса театра и кино, педагог, режиссер, народная артистка Российской Федерации. И священник Иоанн Грузинов, настоятель храма Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке. Ест ли такая опасность... Это неприятный вопрос, я что-то решила его задать. Есть ли такая опасность, что вот в результате отбора все будет, знаете, как-то слишком гладко, слишком так вот пасторально? Вот я почему-то об этом подумала.

Е. Цыплакова

— Вы знаете, я однажды была, один раз в жизни я была председателем отборочной комиссии — будете удивлены, на Международном мусульманском фестивале. Когда мне предложили это, я говорю: Зауди, — президенту, я говорю, — а что ты меня зовешь? Я на каждом углу про православие. Он говорит: а я не хочу, чтобы были фильмы, которые будут вносить раздор. И мы действительно не допустили несколько картин, которые как бы ну вот...

А. Леонтьева

— Между религиями.

Е. Цыплакова

— Да, межрелигиозные такие как бы распри поднимали. И даже потом меня приглашали на мусульманское телевидение. Потому что была очень приятная история — приз за лучшую женскую роль получила актриса иранская, которая сыграла Мариам, Марию. И я говорю: можно я тогда выйду как бы ее поздравлю? Хотя ее не было, она не смогла приехать, была на съемках. И я говорю: какое счастье, что первый фестиваль мусульманский, за лучшею роль получает за роль Марии, Богородицы.

А. Леонтьева

— Потрясающе.

Е. Цыплакова

— И я говорю: Господь сказал, что новая жена спасет мужа. И я даже процитировала им Коран, я сказала, что и та, что сохранила девственную плоть и приняла духа нашего, она и ее сын Иса будут знамением для всех миров. В общем, я там... Начальник телевидения сказал, говорит: хорошо, но долго, говорит, приглашу на телевидение. Поэтому это очень, не надо этого бояться. Человек должен думать. Потому что даже если вот отбирает, есть же совет, который отбирает картины, человек должен понимать, что любая драматургия построена на добре и зле, на конфликте.

Иерей Иоанн

— На конфликте, да, безусловно. Иначе неинтересно просто будет.

Е. Цыплакова

— Почему же всегда говорится, что что такое хорошо, что такое плохо — нас на этом воспитывали.

Иерей Иоанн

— Конечно.

Е. Цыплакова

— Я, батюшка, будете смеяться...

Иерей Иоанн

— Не буду.

Е. Цыплакова

— Я иногда шучу, говорю: я борюсь со Станиславским. Потому что оправдать героя, если он творит грех — часто приходится играть отрицательные какие-то роли, поступки, — нельзя. Потому что я говорю, вот и актеров всех предупреждаю: если ты играешь это, то внутри себя не говори, что я в этом состоянии, потому что...

А. Леонтьева

— Не входи, да, в этот образ.

Е. Цыплакова

— Да. Потому что почему иногда актеров преследуют ситуации, которые они сыграли? Именно потому, что они оправдали героя, который поступал плохо. Поэтому говорю, я показываю, что бывает с человеком, который так поступает. Я говорю, никогда не оправдывай, если играешь вот такой материал.

А. Леонтьева

— Как интересно.

Е. Цыплакова

— Это хоть какая-то система защиты от того, что приходится многим играть. Я играла одержимую женщину — тяжеловато.

А. Леонтьева

— Наверное, очень тяжело.

Е. Цыплакова

— Я однажды просто прочитала у Вани Охлобыстина, которому сказали: как вы играете такие роли? А он говорит: лучше я сыграю и отмолю, чем кто-то влезет в это. Серьезно.

А. Леонтьева

— Ничего себе.

Е. Цыплакова

— Потому что это проблема. Я в свое время, когда начала снимать там «Семейные тайны», я разбирала все сцены с позиции заповедей с актерами. Главное — не оправдывать. Солгал, украл, струсил — все что угодно то есть, но не оправдывая это, а просто показывая, что бывает с человеком. Это все-таки вот, на мой взгляд, это хоть какая-то система такая внутренней защиты духовной для актеров. Я об этом всегда говорю.

А. Леонтьева

— Потрясающая мысль.

Иерей Иоанн

— Ну и потом, вот опять же вы говорите, что будет пасторально. Но речь ведь не идет, скажем, о том, что отбираются фильмы, где нет проблем, где нет острой проблематики, где не ставятся какие-то серьезные вопросы, человеческого бытия прежде всего.

А. Леонтьева

— Ну вот это об этом был вопрос, да.

Иерей Иоанн

— Понимаете, неважно, мы можем говорить о семейном конфликте, не дай Бог...

Е. Цыплакова

— Конечно.

Иерей Иоанн

— О семейных проблемах, о современности, о нынешней ситуации, о том, в какой ситуации сейчас Россия — противостояния определенным силам, так сказать, понимаете. Нет, об этом не умалчивается. Какая пастораль, у нас несколько фильмов, которые будут спецпоказом, понимаете, идти, да, если можно, я скажу сейчас об этих фильмах.

А. Леонтьева

— Да, конечно, нужно.

Иерей Иоанн

— Я не помню сейчас. Ну например, вот показ фильма «Последний свидетель», документальный фильм, и Георгий Тесля-Герасимов режиссер, будет, вот он действующий сейчас участник СВО. Это будет 2 ноября. 6 ноября тоже показ, документальный фильм «Гилёв» — «Герой нашего времени». И 4 ноября вот «Отцы Донбасса. Отцы и дети» — замечательный фильм. И собственно, опять же еще раз говорю, документальное кино, да, где совсем не пасторальные, проблематика современности. Если говорить о художественном кино, то прежде всего речь идет и опять же, как нас учили в свое время — я тоже, так сказать, имею небольшое отношение к профессии, мы с Еленой коллеги немножко. Но вот как нас учили, да, язык художественный, отбор художественных средств. Понимаете, сейчас творец стал, так сказать, настолько всеяден, настолько сам для себя прежде всего, понимаете, настолько, так сказать, неразборчив в выборе художественных средств.

Е. Цыплакова

— Иногда поддавливают продюсеры.

Иерей Иоанн

— Ну вы знаете, наверное. Я не очень знаком, так сказать, с внутренней вот этой кухней. Наверное, поддавливают. Наверное, действительно, говорят, что вот сейчас это будет смотрибельно, что вот если там не показать определенных моментов, если не будет определенной лексики в кино, то зритель не пойдет, мы зрителя не зацепим. У нас наоборот. Мы-то хотим зрителя зацепить наоборот...

А. Леонтьева

— Не за то.

Иерей Иоанн

— Другим совсем. Все-таки совсем другим, понимаете. И потому что на самом деле, ведь в мире столько так много сейчас опять же — простите, я скажу прямым текстом, — грязи, и всегда было. Мир во зле лежит, и он продолжает лежать, и валяться сейчас уже даже, простите, и разбрасывать комья грязи вокруг себя, что мы пытаемся все-таки вот нашим фестивалем привлечь внимание зрителя, сакцентировать, собрать его взгляд, оторвать, вот как говорят, от гаджетов, но собрать его взгляд все-таки на чем-то добром и вечном. Это Евангелие, это Христос в центре все равно. Мы об этом все равно говорим. И опять же да, вот как бы все равно каждый фильм — это ценность человеческой души, ее вечность. И все остальное, как-то оно меркнет по сравнению с этим.

А. Леонтьева

— Отец Иоанн, для того чтобы заинтересовать зрителя, можете вы о каких-то фильмах просто два слова сказать, которые будут?

Иерей Иоанн

— Ну у нас программа очень обширная в этом году. Ретроспектива, во-первых, у нас интересная, ретроспективных показов — «Золотая коллекция «Лучезарного Ангела» — 21 фильм победитель у нас в этом году будет показан. Открытие кинофестиваля у нас — «Страсти по Матвею», наш фильм 2023 года, Сергея Ильина. Ну я думаю, что многие смотрели, мне кажется, достаточно интересно. Вот сам даже опять же выбор этого фильма говорит о том, что опять же мы, так сказать, готовы обсуждать, и с интересом, и проблемы даже вот моментов современной православной молодежи сейчас вот.

А. Леонтьева

— Переосмысления, да, какие-то, Евангелия.

Иерей Иоанн

— Да, специальное событие фестиваля вот — «Мамино письмо», фильм Александра Сукачева. Ну и другие кинофильмы. Вот следите. Мы призываем выходить на сайт и смотреть. По храмам, я знаю, что разосланы уже афиши с анонсом кинофестиваля и показом фильмом.

А. Леонтьева

— Там есть какие-то слова, да, об этих фильмах? Чтобы я, например, иду там с кем-то на фестиваль и знала, какие будут тематики, что-то мне больше будет зацеплять и так далее.

Иерей Иоанн

— Да, на сайте все есть, вся информация присутствует.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами Елена Цыплакова, актриса театра и кино, педагог, режиссер, народная артистка Российской Федерации. И священник Иоанн Грузинов, настоятель храма Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке. У микрофона Анна Леонтьева. Мы вернемся к вам через минуту.

А. Леонтьева

— Продолжается «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. С нами и с вами Елена Цыплакова, актриса театра и кино, педагог, режиссер, народная артистка Российской Федерации. И священник Иоанн Грузинов, настоятель храма Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке. Говорим о Международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел». Вот отец Иоанн хотел нам еще несколько слов сказать о том, какое огромное количество фильмов из скольких стран будет.

Иерей Иоанн

— 17 стран мира — действительно Международный фестиваль, 341 картина была заявлена, и из них было отбраню 125 кинолент. Я считаю, что это...

Е. Цыплакова

— Это очень здорово.

Иерей Иоанн

— Вот неплохая вообще цифра.

А. Леонтьева

— Это очень.

Иерей Иоанн

— Вот Елена, мне кажется, подтвердит, так как чаще участвует в кинофестивалях. Мне кажется, это хороший, извиняюсь за выражение, показать.

А. Леонтьева

— Не извиняйтесь.

Е. Цыплакова

— Главное, чтобы потом все-таки была возможность посмотреть это все в интернете, потому что на все, конечно, не попадешь.

А. Леонтьева

— Да, вот это вот тоже хорошо бы, чтобы была возможность посмотреть.

Иерей Иоанн

— Причем у нас, знаете, 20 ведь дебютных картин.

Е. Цыплакова

— Тоже здорово.

Иерей Иоанн

— Да. То есть у нас еще периодически на нашем фестивале опять же проходит и конкурс сценариев раз в три года. То есть интересно вот на моменте, мы как раз вот ведем работу на моменте замысла картин.

Е. Цыплакова

— Здорово.

Иерей Иоанн

— То, о чем я в самом начале сказал, что сценарий хороший это все-таки, так сказать, уже половина, мне кажется, успеха, правда. Ну все-таки.

Е. Цыплакова

— Да, потому что я подавала вот так в Госкино два проекта, и их слили, с духовным содержанием. Поэтому я ушла в сериалы, где я могу сделать то, что я считаю нужным и добавляю, дописываю сцены, и сама играю, чтобы не вырезали.

А. Леонтьева

— А можете два слова сказать вот о творцах. Собственно, кто пишет эти сценарии, кто снимает эти фильмы, это какие-то выпускники или это профессионалы?

Иерей Иоанн

— Очень много выпускников, много выпускников ВГИКа, очень много профессиональных уже сценаристов, которые много лет работают.

А. Леонтьева

— Если кто-то хочет поучаствовать в следующем фестивале, вот как поучаствовать, сценарием?

Иерей Иоанн

— Можно подать заявку. У нас вот пройдет сейчас, не было в прошлом году, так как это был фестиваль у нас, мы сосредоточились на юбилейных торжествах, потому что все-таки 20 лет, с 2003 года вот.

А. Леонтьева

— А, все-таки с 2003-го.

Иерей Иоанн

— Да, с 2003 года учрежден, по благословению Святейшего Патриарха, и вот учрежден ко дню празднования иконы Божией Матери Казанской. Поэтому да, с 2003 года, все-таки 20 лет.

А. Леонтьева

— У меня вопрос вот к обоим членами жюри, Елене и отец Иоанну. Сложно ли отбирать вот эти все фильмы, сложная это работа?

Е. Цыплакова

— На предмет наград?

А. Леонтьева

— Да, на предмет того, кто выйдет...

Е. Цыплакова

— Есть, конечно, сложность определенная. Почему, потому что уже отобранные —это всегда лучшие картины, понимаете, поэтому. А призов всегда мало.

А. Леонтьева

— То есть соревнование хорошего с лучшим.

Е. Цыплакова

— И здесь, конечно, в любом случае срабатывает личное восприятие жюри, ты никуда от этого не денешься. Но есть определенные установки, как оценивать. И иногда это бывает нелегко.

А. Леонтьева

— Ну вот я не представляю себе даже.

Е. Цыплакова

— По-разному бывает. Потому что есть у всех свои какие-то представления о том, как должно быть. Мы все разные. Господь так нас создал. Но все равно всегда приходишь к общему решению. Там иногда большинством голосов приходится. Вот сейчас, только что мы закончили фестиваль Евразии, я там председатель жюри полнометражного кино, и там немного было сомнений каких-то, но это было в любом случае мы приняли все однозначное решение. Так что все это как бы хорошо. Сложности в том, что фильмов много...

Иерей Иоанн

— Хороших. Причем хороших.

Е. Цыплакова

— И в каждом из них есть что-то интересное и важное, и хочется это отметить. Поэтому всегда выходим и говорим: простите, дали не всем, но...

Иерей Иоанн

— Но все равно, вы знаете, все равно фестиваль и дирекция фестиваля старается все равно отметить всегда, если действительно. Мы стараемся, и жюри тоже старается.

Е. Цыплакова

— Какие-то дипломы.

Иерей Иоанн

— Да, какие-то дипломы всегда. Потому что это очень все равно важно. Это важно и продюсерам, и портфолио потом этим режиссерам, продюсерам, актерам, которые участвовали.

Е. Цыплакова

— Конечно.

Иерей Иоанн

— То есть мы стараемся не проходить все равно мимо какого-то события. Потому что еще раз говорю, вот в той реке вот этой информации, в той реке вот этого количества фильмов, которые сейчас, а тем более сейчас ведь, знаете, я прошу прощения, но, так сказать, о наболевшем. Ведь сейчас очень хорошие, например, есть операторские работы и прекрасные операторские работы — то есть я вот смотрю кино, и я наслаждаюсь просто картинкой, то есть как кинематограф. Но при этом совершенно бессмысленная, совершенно чудовищная работа актеров там, существования. То есть режиссер не понимает, простите, азбучных каких-то моментов и вещей, которые проходят — ну я знаю просто, еще раз говорю, которые проходят на первых двух курсах. Просто их учат не делать этих ошибок в работе с актерами, в построении кадра и так далее. Но при этом, еще раз говорю, сама операторская работа, уровень камеры и съемки прекрасный, и это настолько, так сказать, иногда выбивает зрителя. То есть зрителю-то кино нравится...

Е. Цыплакова

— Ну да. Завораживает, красивое.

Иерей Иоанн

— Но оно совершенно бессмысленное с точки зрения вообще как... Ну простите, масло масляное. С точки зрения смысла оно бессмысленно.

А. Леонтьева

— Ну то есть оно завораживает, но не вдохновляет, да?

Иерей Иоанн

— Да.

Е. Цыплакова

— Вы знаете, у Антоновой замечательное было интервью — может быть, батюшка, вы тоже читали. Она говорит: я хочу быть нагружена высшим смыслом, тогда я припадаю к этому, тогда я ухожу и размышляю об этом. Вот это очень важно, чтобы это было в картинах.

Иерей Иоанн

— Причем это не зависит от жанра. Как бы я не говорю, что давайте все серьезное такое кино снимаем там. Нет, пожалуйста, можно снять комедию, но чтобы это было весело, чтобы это было опять же там другие совсем, тоже воспитательный какой-то момент.

Е. Цыплакова

— Конечно.

Иерей Иоанн

— У нас, кстати, очень много кино для молодежи, для юношества. У нас специально фестиваль проходит в дни школьных каникул, для того чтобы родители сводили в кино.

Е. Цыплакова

— Могли взять с собой детей.

Иерей Иоанн

— И что самое важное, еще раз говорю, в аспекте вот семейное кино. То есть у меня многие мамы жалуются о том, что они идут, допустим, вынуждены сначала сходить сами, посмотреть фильм...

А. Леонтьева

— Конечно, конечно.

Иерей Иоанн

— А потом прийти с детьми, если там чего-то нету. То есть причем даже плашка там вот эта — 6+, 12+ — она не спасает. Иногда, к сожалению, бывают моменты. Да, дети этих моментов, может быть, даже не понимают и не разбираются в определенных тонкостях...

А. Леонтьева

— Но у них закладывается.

Иерей Иоанн

— Иронии режиссера, иронии актеров, которые, это опять же, да, они не разбираются в этих моментах двойных смыслов, которые иногда между героями возникают. Но родители-то понимают, и они понимают, и они краснеют. У меня многие родители просто...

Е. Цыплакова

— Ну да, вы сказали про интонацию. Отец Георгий Шестун, он настоятель был монастыря Святого Духа в Самаре, мы дружны были, он сказал одну замечательную фразу, я ее повторяю многим актерам. Он сказал: интонация — ключ к содержанию. Потому что слова могут быть определенные...

Иерей Иоанн

— Ну конечно.

Е. Цыплакова

— Но интонация. А человек все равно подсознательно это все впитывает.

Иерей Иоанн

— Подтекст, да.

Е. Цыплакова

— Поэтому вот очень важный тоже момент.

Иерей Иоанн

— И вот в итоге, еще раз говорю, на наши фестивальные фильмы можно приходить сразу семьей.

А. Леонтьева

— Без проверки.

Иерей Иоанн

— Да, она проверку уже прошла. Вот одну, вторую. Дело даже не в цензуре, еще раз говорю, то есть вот это слово даже...

Е. Цыплакова

— Главное цензура внутренняя.

Иерей Иоанн

— Главная цензура внутри. Я вот еще раз говорю, я всегда всех, вот у меня часто достаточно беседы с творческими ребятами из творческих наших вузов, актерских там. И вот, дай Бог, у меня состоится еще одна беседа с актерами Щепкинского института. Ну замечательные совершенно ребята, потрясающие совершенно. Но вот мне хочется сказать все-таки, еще раз говорю, чтобы у них была внутренняя прежде всего цензура.

Е. Цыплакова

— Да, это самое главное.

Иерей Иоанн

— Не переступить внутри, как бы вот все равно внутреннего своего человека. Не наступить на него там.

А. Леонтьева

— Это на самом деле слово «цензура», она...

Е. Цыплакова

— А можно я скажу, тоже вот добавлю к разговору. Я значит, преподаю, и у меня девочка одна поставила отрывок из «Ямы» Куприна, монолог проститутки. И так она это все сыграла, что все сидели, значит, студенты, однокурсники, со слезами на глазах. И я говорю: вот понимаешь, я говорю, ты на уровне душевном — ну неслучайно же наши философы говорили, что уровень есть плотский, душевный и духовный, что он разный совершенно. Я всегда объясняю актерам и студентам, вы должны понимать, какой уровень сознания у вашего героя. Потому что выбор в жизни зависит именно от этого, от уровня сознания. И вот я говорю: ты на душевном уровне сделала замечательный отрывок. Посмотри, как все реагируют. Я говорю, но ты могла бы, как режиссер этого отрывка, подумать и сделать его немножко иначе, если бы ты смотрела на это с духовной точки зрения.

А. Леонтьева

— Немножко подняться над этим образом.

Е. Цыплакова

— У нас зажегся свет в аудитории, ребята все балдели, такая вот была трогательная история. Я говорю, понимаешь, можно на этом уровне делать, а можно на этом. И разное поведение у любого персонажа, если понимать, какой уровень сознания у него в этот момент, когда он существует.

А. Леонтьева

— Ну отец Иоанн сказал слово «сверхзадача», что оно замыленное. А я, например, очень люблю слово «сверхзадача», потому что это слово как бы забываемое, а это сверхзадача и на уровне личности, и на уровне фильма. И на уровне фестиваля.

Иерей Иоанн

— Да, я согласен. Нет, вообще, я извиняюсь, это отдельную вообще передачу, наверное, надо делать о системе Станиславского как коррекционной системе человеческой души, понимаете. Ведь он же все равно сказал, когда его спросили о том, что такое мастерство актера, ну опять же мы можем сказать, что мастерство режиссера — это богатство души, и умение богатство это показать. Опять же как это богатство достигать, то есть какими средствами, то есть вопрос опять же в средстве, в языке. Можно сказать об одном. У меня есть замечательный, я все время вспоминаю этот эпизод, мне так он нравится. Точнее, два эпизода. Два эпизода, когда режиссеры, вот опять же да, из-за советской цензуры, должны были определенные, но правду жизни должны были показать. Это фильм «Председатель» — помните, когда, значит, Ульянов кричит: бабы, заткните уши, и они затыкают уши. И режиссер показывает, как он что-то говорит мужчинам, явно, просто там сколько, до минуты, по-моему, экранного времени он им что-то не очень цензурное вещает. То есть режиссер придумал ход, каким образом он сохранит правду жизни, но сделал же.

А. Леонтьева

— Хорошо.

Иерей Иоанн

— И есть страшный эпизод — ну он как страшный, для меня он, с точки зрения нравственной. Это фильм «Строится мост». Когда молодой герой, молодые персонажи, молодые люди, которые, так сказать, влюблены друг в друга, вступают в определенные отношения на берегу Волги — это не показано, это показано за кадром. А молодой Табаков ищет, пытается найти очки этой девушки. Но все понятно. Все понятно через эту реку, которая взбунтовалась, как у Пушкина, знаете, бурное море, вот этого совершенного момента, вот этой близости, которая внезапно произошла у них. Он ищет очки лихорадочно, и зритель прекрасно понимает, что случилось. И вот опять же, еще раз говорю, ну вот я не могу как бы, понимаете, не могу настаивать в данной ситуации, но мне все-таки хотелось бы, чтобы художник задумывался, а каким образом можно придумать, интересно сделать вот какие-то моменты такие, да. И при этом еще раз говорю, это художественный язык.

Е. Цыплакова

— Конечно.

А. Леонтьева

— Да, да. Тонко.

Иерей Иоанн

— Да, это тонкие очень моменты. Не лобовые такие, знаете, не которые бьют человека — просто хочется зажмуриться от стыда и выйти из зала. Но при этом сохранена драматургия и правда жизни, еще раз говорю. Вот. Извините, что я с таким пафосом, может быть...

Е. Цыплакова

— Все правильно.

А. Леонтьева

— Нет. Я хочу сказать, что вообще вот это сверх... Есть, например, когда человек молится о чем-то, и его молитва исполнена, то у него такая радость, что он получил просимое. И еще одна сверхрадость — о том, что он был услышан, вот эта вот отдача, да, произошла. То есть не знаю, я прошу прощения, немножко просто снижу пафос. У меня пропал кот — у меня есть рассказ об этом, и он очень долго скитался, ну он такой домашний, и мы очень горевали. И вот я помню, что очень горячо молилась около иконы Трифона мученика. И в этот момент раздался звонок, и соседи сказали: мы нашли вашего котика. Он такой уже был, еле живой. И вот это просто такая ну смешная иллюстрация. Потому что я ужасно обрадовалась обретению котика. Но какая таинственная вот эта радость, что вот ответ-то был, то есть тебя услышали.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами Елена Цыплакова, актриса театра и кино, педагог, режиссер, народная артистка Российской Федерации. И священник Иоанн Грузинов, настоятель храма Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. Продолжим наш разговор. Я хочу напомнить нашим радиослушателям, что мы говорим об открытии 21-го Международного благотворительного фестиваля кинофестиваля «Лучезарный Ангел», под девизом «Доброе кино». И он будет проведен с 1-го по 7 ноября этого года, место проведения — кинотеатр «Поклонка» Музея Победы. Это Москва, площадь Победы, 3. Множество прекрасных фильмов можно будет посмотреть, не боясь за детей, прийти вместе с детьми. Фильмы уже отобраны и прошли цензуру. Кстати, я вот недоговорила, что слово «цензура» имеет такие отрицательные какие-то ассоциации, потому что мы все прошли вот это советское время, где цензура как раз касалась там богословских каких-то моментов...

Иерей Иоанн

— Вот вы знаете, по интернету ходит эпизод один, что, дескать, вот помните фильм замечательный, «Кавказская пленница», значит, Гайдая? Замечательный фильм. И ходит, значит, по интернету, по YouTube, сейчас не знаю как, но вот, значит, ходил одно время ролик, где, значит, как вот должен был на самом деле начаться фильм Гайдая. Выходят, значит, сначала Трус, пишет букву «Х», выходит Балбес, там пишет букву, а потом, значит, свистит свисток, и пишут: «Художественный фильм». И вы знаете, честно говоря, я рад, что была такая советская цензура, которая не допустила вот такое вот показать, простите меня, на экране.

А. Леонтьева

— Да, конечно, конечно.

Иерей Иоанн

— То есть понимаете, как бы она ведь еще работала как, может быть, в минус, но и также вот в плюс, не допуская совершенно чудовищных, совершенно безвкусных с точки зрения любой человеческой культуры вот таких моментов.

Е. Цыплакова

— Но это обязывало и режиссеров искать действительно какой-то образ для того, чтобы подать то, о чем хочется говорить так, чтобы это было принято. Поэтому, в общем, нельзя говорить, что это плохо. А я всегда тоже говорю, что самое главное — это внутренняя цензура художника, что ты можешь себе позволить. У меня тоже была какая-то такая история, однажды, там человек такое начал говорить... Я говорю: у тебя мама есть? Он говорит: да. Я говорю: а ты вот то, чтобы сейчас говоришь, ты своей матери скажешь? Он так посмотрел на меня и заткнулся. И вот этот поток хамства прекратился.

Иерей Иоанн

— Вот это правда.

Е. Цыплакова

— Вы знаете, мне очень понравилась история, которую отец Владимир Волгин рассказал на нашем совещании вот перед фестивалем, что, когда у него только родился ребенок, он говорит, я еще не знал, как воспитывать, я подошел к Иоанну (Крестьянкину), говорю: как воспитывать, вот чтобы нормальный человек вырос? А он: ну как, говорит, ну все просто. Хочешь, чтобы не курил — не кури. Хочешь, чтобы не пил — не пей. Хочешь, чтобы не блудил — не блуди.

А. Леонтьева

— Прекрасно.

Е. Цыплакова

— Потому что действительно дети воспитываются на том, что они видят в первую очередь в семье.

Иерей Иоанн

— Видят, слышат от родителей, конечно.

Е. Цыплакова

— Конечно. Мат и все остальное, когда это есть в доме, это тут же отражается на ребенке, поэтому вот. Я знаю, что у меня есть знакомые, которые телевизор вообще не включают. У меня была такая очень странная история мистическая. Меня однажды попросили выступить на пленуме Союза кинематографистов, а мне приятель подарил компьютер, у меня был первый компьютер мой такой, давно было.

А. Леонтьева

— Большой такой.

Е. Цыплакова

— И думаю: дай-ка я наберу свою речь. И у меня там такая фраза, что дожили до того, что народ называет телевизор иконой сатаны. И я печатаю эту фразу. И после этого у меня каждая любая клавиша, которую ни нажимаю, идет: «я», «я». Я говорю: ладно, очень хорошо. Я задвинула компьютер, сказала: я напишу от руки.

А. Леонтьева

— Вы до сих пор пишете от руки.

Е. Цыплакова

— Ну да, я не люблю компьютер. Пользуюсь только при крайней необходимости.

А. Леонтьева

— Я, кстати, тоже очень люблю писать от руки.

Иерей Иоанн

— Я предлагаю всегда своим, кто мне жалуется, молодые люди, установить санитарные часы — без компьютера, без телефона. Потому что, знаете, такое невротическое уже такое появляется состояние.

Е. Цыплакова

— Зависимость.

Иерей Иоанн

— Да, о том, что кто-то может позвонить, кто-то что-то пропустить, какой-то момент. Ну это, к сожалению, такие реалии нашего времени сегодня.

А. Леонтьева

— Ну да, я продолжаю то, о чем сказал, вот со слов Елены, Иоанн (Крестьянкин), можно продолжить этот ряд. Если ты хочешь, чтобы ребенок не сидел в телефоне — не сиди в телефоне. Если ты хочешь, чтобы ребенок играл в футбол — играй в футбол.

Иерей Иоанн

— Ну опять же мы же не можем как бы совсем убрать современность. Опять же даже я сейчас, призывая как бы, вы у меня спрашиваете: где можно ознакомиться, значит, с программой фестиваля? Я говорю: на сайте.

Е. Цыплакова

— Конечно.

Иерей Иоанн

— Ну понимаете, что мы можем. Мы уберем это? Мы не уберем.

А. Леонтьева

— Об этом даже речи нет.

Иерей Иоанн

— Нужно опять же какую-то внутреннюю регуляцию, внутреннее, так сказать, сосредоточение человеческой воли на определенных моментах. Я управляю гаджетом или гаджет управляет мной. Вот и все, достаточно просто, мне кажется.

А. Леонтьева

— А чьими силами кинофестиваль «Лучезарный Ангел» делается сейчас, кто помогает?

Иерей Иоанн

— Вы знаете, это прежде всего центр, я считаю, что, безусловно, это благословение Святейшего Патриарха. То есть это слово, благое слово Святейшего, благодаря молитвам которого, мне кажется, вообще продолжается эта деятельность. Это духовная составляющая вообще вот нашего фестиваля. И, безусловно, Фонд духовно-нравственных инициатив.

А. Леонтьева

— Отец Иоанн, вот простите за такой вопрос. Когда делается какое-то благое дело, очень часто бывают и всякие, как то, что мы называем искушения. Было такое?

Иерей Иоанн

— Ну у меня лично нет, слава Богу. Ну правда. То есть я не могу сказать, что я столкнулся во время подготовки. Искушения какие-то опять же вот глобальные — нет, я не могу сейчас так вспомнить. Мы, кстати, вот с Еленой, я вспомнил, что мы с Еленой будем вместе работать в одном жюри, над коротким метром. Надеюсь, что... Ну вообще вот по практике прежних лет мнение, скажем так, членов жюри из духовных лиц редко-редко не совпадало с остальными членами жюри. Я помню, даже конкурс сценариев, когда ну просто единогласно. То есть вот говорится там какой-то сценарий — и мы все единогласно голосуем. Даже, знаете, неинтересно было уже. Вот в каком-то смысле хочется какой-то дискуссии, хочется немножко, так сказать, поговорить, что-то обсудить. И тут вдруг ты вот...

А. Леонтьева

— Единомыслие такое.

Иерей Иоанн

— Называется фильм, там председатель жюри: вот я считаю, что вот оно, вот как вы считаете, коллеги? И как бы все коллеги говорят: вы знаете, ну мы вот все согласны. Там разница была, может быть, в двух, в одном как бы — кому дать третье место, грубо говоря, кому дать второе. Вот так вот. Какое-то удивительное единодушие всегда являет каждый раз жюри. И это все, кстати, отмечают.

А. Леонтьева

— Здорово.

Е. Цыплакова

— То же самое было вот даже на светском фестивале, у нас было тоже такое единое мнение. Потому что ну все-таки мы понимаем цели фестиваля, кого отметить для того, чтобы дальше этот фильм смотрели уже с пониманием того, что он там получил приз. Потому что это очень важная информация для художников для самих.

А. Леонтьева

— А вот еще важная информация, есть у вас какая-то обратная связь вот со зрителями, кто зрители, какие у них эмоции, какие чувства?

Е. Цыплакова

— Ну мы же сидим в зале обычно.

Иерей Иоанн

— Ну и чувствуем то же.

Е. Цыплакова

— Да, мы тоже слышим.

Иерей Иоанн

— Потом оставляют отзывы какие-то обязательно на сайтах и так далее.

А. Леонтьева

— А кто зритель? Он такой широкий диапазон? Вот не знаю, от 6 до 90 или есть какие-то возрастные?

Иерей Иоанн

— У нас есть и для юношества показы. Мне кажется, что опять же там от детей до старшего поколения. Ну семья опять же, что такое семья? Это же не только, так сказать, мама, папа.

А. Леонтьева

— То есть приходят мамы, папы, дети, бабушки, дедушки...

Иерей Иоанн

— То есть мы считаем, что семья все-таки это более широкое понятие. Это и дедушки, и бабушки, и старшее поколение, и совсем там младшее. Там какие-то мультипликационные программы очень интересные. Так что ждем. Приходите.

А. Леонтьева

— Знаете, очень хочется мне задать этот вопрос. И не знаю, есть ли на него ответ. Он опять же для меня больной. Вот люди, которые выросли в Церкви, я имею в виду молодое поколение — это 25+ или 20+ может быть, и которые ушли в какие-то свои духовные поиски, вот можно им что-то сказать, чем-то заинтересовать, чтобы они пришли на этот фестиваль?

Е. Цыплакова

— Ну творчество — это же дар Божий. Неслучайно Премудрость Божия, есть даже иконография. Я помню, какая была выставка в храме Христа Спасителя, я купила огромный, толстый фолиант икон Софии Премудрости Божией, там одна из них, где Премудрость Божия — царица всех искусств и наук. То есть это проявление Духа Святого, как Григорий Палама говорил, что творчество — это один из видов энергий Святого Духа, то что дается человеку. Поэтому в любом смысле для ребят, которые занимаются творчеством — а в принципе, ведь наша вся жизнь творчество, чем бы мы ни занимались, каждый на своем месте, каждый в том кругу, в котором он существует, он может творить. Я однажды молилась, и мне пришла такая мысль потрясающая, что покайтесь, очистите сердца и не мешайте Мне творить и преобразовывать этот мир через вас. Если человек хочет что-то сделать в этом мире, принести какой-то плод своего творчества и так далее, конечно, ему интересно прийти и посмотреть, что делают другие. Потому что иногда вот почему такая радость обливает? Берешь книжку и вдруг ты натыкаешься на какую-то фразу, которая для тебя не была сформулирована, а вот ее сформулировали. И у тебя радость от этого, потому что: о! Я однажды выступала на пленуме кинематографистов и часто цитировала Евангелие. Мне из зала говорят: что ты все время цитируешь? Я говорю: ну гениально сформулировано.

А. Леонтьева

— Лучше не скажешь.

Е. Цыплакова

— Поэтому, конечно, творческим ребятам, которые ищут себя и ищут приложения своих талантов, которые им даны, — сказано, что дары и призвания Господни непреложны, надо служить этому, ну так ищите. Потому что чужой опыт, он все равно опыт. Вот я говорю, что кино — это опосредованный жизненный опыт для зрителя. Зритель может никогда не быть в этой ситуации сам, но у него вырабатывается отношение к этому в любом случае. И даже он потом может повести себя определенным образом в какой-то ситуации близкой, потому что у него уже этот опыт есть, он посмотрел. И если это вот такая продукция, которая действительно выводит человека на духовный уровень восприятия жизни, это очень важно. Потому что это тоже воспитание определенное идет, когда человек смотрит другие работы, сделанные в этом направлении, так сказать, в этой духовной сфере. Вот это очень важно. Поэтому ищите, кто-то пошел туда, кто-то сюда. Вы знаете, я прочитала у Климента Александрийского в «Строматах», что Иисус, когда Он являлся уже воскресшим, Он говорил апостолам и Петру, что Петр потом рассказывал об этом, что Господь сказал, говорит, мы посчитали вас достойными, чтобы вы пошли во все народы и все страны, чтобы они знали, что Бог един, но чтобы явно видели, какие дарования даются через Христа, то что делали христиане — исцеляли, воскрешали. Вот у меня просто чудеса были такие, что мы вымолили маму с 4-й стадией онкологии.

А. Леонтьева

— Потрясающе.

Е. Цыплакова

— У нее ушли метастазы, у нее ушло полтора литра черной слизи горлом. Мы молились, молитву дал наш друг, он говорит: она короткая, но такая явная. Я вот сейчас ходила в госпитали, и не в одном, и раненым говорила, ребята, простая молитва: верую, Господи, что Ты больных исцеляешь, мертвых воскрешаешь и мне поможешь. Или там мне помоги, своими словами. Она короткая. Вот мы мамке — мы накладывали руки, молились, просили. Я говорю: мамка, кайся во всем, чем можно. У нее вышло полтора литра черной слизи горлом. Мы сделали послойную томограмму — не оказалось метастаз.

А. Леонтьева

— Ох, ничего себе.

Е. Цыплакова

— Хирург приехал, а мы ему привезли книгу про Войно-Ясенецкого, про Луку, и рассказывали в эту ночь то, что происходило. Вот он до сих пор, он так теперь уже верующий врач у нас и наш друг очень близкий. Потому что святые же приходят, помогают.

А. Леонтьева

— У нас осталось буквально чуть-чуть времени. Давайте, отец Иоанн, так напоследок или просто уже как-то, если что-то хотите сказать.

Иерей Иоанн

— Как это, знаете, была такая фраза «идите в театр», да? Вот мы хотим сказать: приходите к нам в кино. На самом деле вот Елена замечательную сказала вещь, я считаю, что просто вот так радостно, что члены актерской гильдии так высоко поднимаются вот в своих мыслях, в своих каких-то идеях по-настоящему замечательных, прежде всего, конечно, молитвенных. И, в общем, конечно, вот ваш вопрос у меня вызывал какое-то внутреннее такое, знаете, не недоумение, а опять же размышление. И все-таки действительно человек ведь должен помнить, что он сотворен по образу и подобию. Да, которое искажено, но вот эта вот возможность творить у человека осталось. И она остается, слава Богу. Ведь, понимаете, как бы сказать, замечательные совершенно мы знаем образцы творчества, потрясающие, которые нас потрясают. И опять же творец все-таки должен помнить, когда он идет к зрителю, о той ответственности творца....

Е. Цыплакова

— Да, обязательно.

Иерей Иоанн

— Как оно отзовется там. Не давно предугадать, как слово отзовется. Не дано. Но человек же должен понимать, что он хочет сказать зрителю. Вот это, мне кажется, самое главное. А наши, слава Богу, фильмы и наши творцы, которых мы привлекаем, которых мы хотим, чтобы зритель увидел, прикоснулся к этому, причастился этого доброго кино, стал причастником этого, они понимают, что они хотят сказать, ради чего. И понимают эту ответственность, самое главное. И вот мне кажется, Елена — это такой действительно замечательный пример, собственно говоря, сейчас вот мы слышим.

Е. Цыплакова

— Слава Богу.

А. Леонтьева

— Слава Богу. Спасибо огромное за этот прекрасный разговор. А мы приглашаем всех наших радиослушателей с 1-го по 7 ноября на 21-й Международный благотворительный фестиваль «Лучезарный Ангел». Сама постараюсь прийти. Напомню, что сегодня с нами с вами была Елена Цыплакова, актриса театра и кино, педагог, режиссер, народная артистка Российской Федерации. И священник Иоанн Грузинов, настоятель храма Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке. Спасибо огромное. С вами была Анна Леонтьева. Всего доброго.

Е. Цыплакова

— До встречи на фестивале.

Иерей Иоанн

— Всего доброго. До свидания. Напоминаем, что с 1-го по 7-е ждем вас на Поклонной горе.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем