Ежели начать говорить о Семёне Ивановиче Дежневе, то следует назвать его и выдающимся русским мореходом, и землепроходцем, и путешественником, и исследователем Северной и Восточной Сибири, и казачьим атаманом. А ещё - первым из известных европейских мореплавателей, который уже в 1648 году, на 80 лет раньше Витуса Беринга, прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. Так что пролив-то по справедливости, нужно было бы назвать не Беринговым, а Дежнёвским.
Родился Дежнёв, как и вообще многие землепроходцы Сибири, на русском севере, скорее всего – в Великом Устюге, в 1605 году. А вот когда появился в Сибири – неизвестно. Известно лишь доподлинно, что служил сначала в Тобольске, а потом в Енисейске. Чуть позже перебрался в только что построенный Якутский острог, где пришлось ему изрядно повоевать с далеко не мирными местными народами, поскольку его периодически отправляли собирать ясак в окрестные земли. Он ходит по рекам Алдану, Вилюю, Яне и многим прочим. Периодически участвует в боях и неоднократно бывает ранен.
Летом 1643 Дежнёв в составе отряда Михаила Стадухина открыл реку Колыму. Казаки основали на реке Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом и важным опорным пунктом освоения колымских земель.
На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1648 года, откуда 20 июня атаманы Федот Попов и Дежнёв на семи судах-кочах вышли в море. Через три месяца, потеряв четыре судна, Дежнёв и его спутники прошли мыс Большой Каменный Нос (а ныне это мыс Дежнёва).
Заметим, что и спустя 80 лет Беринг не смог пройти пролив целиком, а вот Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.
Судно Дежнёва разбилось, и его отряд на лыжах и нартах добрался до реки Анадырь, при этом из 25 человек в живых осталось только 12. Здесь они и зазимовали, а летом 1649 года на построенных лодках поднялись на 600 км вверх по Анадырю, где построили зимовье, ставшее позже Анадырским острогом. В 1652 году из Анадырского острога уже по суше с отрядом пришедших сюда казаков Дежнёв отослал в Якутск собранную им моржовую кость и пушнину.
В Якутск Дежнёв вернулся в 1662 году и повёз государеву казну в Москву. Где, кстати, получил невыплаченное за 19 лет жалование.
Ну и напоследок. Памятник Дежнёву стоит в Великом Устюге. Ещё один памятник – Дежнёву, его жене-якутке и их сыну открыт в Якутске.
А с 1971 года воды северных морей и океанов бороздит ледокол «Семён Дежнёв».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.