Самые древние из сохранившихся до наших дней свидетельств о святом Николае, архиепископе Мирликийском, посвящены чуду, которое получило название "Деяние о стратилатах". Стратилат - по-гречески значит военачальник.
В манускриптах, хранящихся в библиотеках Оксфорда и Вены, повествуется о встрече архиепископа Николая с тремя римскими полководцами. В начале тридцатых годов четвёртого века император направил их усмирять мятеж во Фригии, области в Малой Азии, к северу от Ликии. По пути римское войско остановилось в гавани, близ столицы Ликии, Мир. Как это часто бывает, на рынке разгорелась ссора между солдатами, не желавшими платить за товары, и местными жителями. Горожане обратились за защитой к архиепископу Николаю и тот сумел всех примирить. Он пригласил к себе стратилатов-военачальников Непотиана, Урса и Герпилиона.
Беседу священника и военачальников неожиданно прервали: к архиепископу прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трех неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель поторопился к месту казни, которое находилось за городскими стенами. А стратилаты послали своих солдат, чтобы те задержали казнь.
На иконах и фресках, а также на известной картине Ильи Репина этот момент изображён очень ярко: палач заносит над тремя несчастными свой меч, а святитель бесстрашно удерживает сталь. И хотя вряд ли так всё и было в действительности, но такой канон изображения этого чуда как нельзя лучше передаёт характер святителя Николая. Он не задумываясь бросился спасать невиновных, словно бы голыми руками схватился за острое лезвие меча.
Оказалось, что троих жителей Мир безвинно оклеветали. Николай добился их освобождения. На прощание святитель благословил военачальников, которые помогли ему не допустить беззакония. По завершении своего похода стратилаты во второй раз пришли к святителю Николаю. Они благодарили его за молитвы, а владыка предупредил, что они попадут в беду, но им не стоит отчаиваться, а нужно уповать на Бога.
Когда полководцы вернулись в Константинополь, их по ложному доносу заключили в тюрьму. Всем троим угрожала смертная казнь. Военачальники вспомнили о милосердном епископе и обратились с молитвой ко Господу, надеясь, что и с ними совершится чудо. Архиепископ Николай явился во сне императору Константину и убедил того отпустить военачальников.
В современном турецком городе Демре, который когда-то был ликийскими Мирами, мало что напоминает о временах святителя Николая. Сохранилось старое зернохранилище, уцелела рыночная площадь в гавани, где состоялась встреча чудотворца со стратилатами. Самого порта давно нет, море далеко ушло от этих берегов... Но великое чудо Господне заключается в том, что святой Николай и по своей смерти пребывает со всеми, кто молитвенно обращается к нему, просит о предстательстве перед Господом.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (21.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Христос воскресе! Дорогие радиослушатели, с вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современным людям, привыкшим рассчитывать на себя, бывает трудно научиться соработничеству с Богом. Они либо продолжают вести себя как хозяева собственной жизни, просто призывая Бога в помощники, либо, напротив, отказываются от собственного мнения и пытаются, внутреннее сняв с себя ответственность, совершенно во всём полагаться на Бога. Как же найти золотую середину и научиться правильно соединять собственный выбор с волей Божией? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы книги Деяний Апостольских, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Людям, смотрящим на Церковь со стороны, часто кажется, что все верующие более-менее одинаковы в своих взглядах и своём поведении. Однако люди, находящиеся внутри знают, что, как и в обычной жизни, в церкви очень много разных людей, со своими подходами и мнениями. Например, один может делать акцент на собственной ответственности и призывать к ответственности других. Не приплетайте Бога к собственным слабостям и чужие слабости Его волей не оправдывайте. Виноват — понеси наказание и исправляйся, говорит такой человек. Другой, напротив, будет говорить, что без воли Божией не бывает ничего, и даже страдания и несправедливости в мире происходят по Его попущению.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим рассказ о том, как ученики Христа, пребывая после вознесения своего Учителя единодушно вместе, начинают устраивать церковную жизнь. Помня, что их должно было быть 12 по числу колен израилевых, они, по предложению апостола Петра, избирают апостола на место Иуды Искариота. Уже в этом небольшом рассуждении мы видим, что они, с одной стороны, вспоминают слова Христа и в то же время проявляют свою инициативу. То есть побуждаются Богом, но действуют сами. Причём, как действуют! Они формулируют условия, при которых, их поступок будет правильным. В их случае будущий апостол должен был быть из близкого круга, то есть, видимо, одним из 70-ти учеников, упоминавшихся в Евангелии. Он должен был быть с ними с самого начала, должен был быть свидетелем жизни Христа — от крещения на Иордане, до распятия и воскресения. Однако, выбрав двоих, кто подходил по их собственному мнению, они предоставили окончательное решение вопроса в руки Божии.
Думаю, что каким-то похожим образом можем действовать мы. И речь даже не столько про то, чтобы бросать жребий, сколько про само стремление помнить о воле Божией и стараться воплотить её в жизнь. Стараться вдумчиво подходить к условиям, в которых она может совершиться, но окончательное воплощение предавать Богу, надеясь на Его святую волю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин (20.04.2025)

В этой программе вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о так называемом «Страстном восстании», когда накануне Пасхи 1611 года москвичи попытались изгнать войска Речи Посполитой из родного города, о роли Дмитрия Пожарского в этом восстании, почему оно провалилось и как повлияло на будущую победу Второго народного ополчения.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов