У нас в гостях был оперный певец, основатель и руководитель проекта «Белый Пароход» Николай Диденко.
Разговор шел о детском музыкальном творчестве в нашей стране, о том, что детям дает музыка, а также об особенностях музыкального фестиваля «Белый пароход» в 2024 году.
Ведущий: Алексей Пичугин
Алексей Пичугин:
— Дорогие слушатели, здравствуйте. Это «Светлый вечер» на Светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Рад вас приветствовать. С удовольствием представляю нашего гостя. Ближайший час, эту часть «Светлого вечера» здесь, вместе с вами и вместе с нами в этой студии Николай Диденко, оперный певец, лауреат премии Грэмми, лауреат премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, основатель и руководитель детского музыкального фестиваля «Белый пароход». Здравствуйте.
Николай Диденко:
— Здравствуйте.
Алексей Пичугин:
— Мы с вами вновь встречаемся. Ну, как? Мы с вами, кстати, первый раз встречаемся. Но вы к нам приходите обычно в канун проведения фестиваля «Белый пароход». Мои коллеги с вами общались. И сегодня я с вами поговорю о фестивале, о творчестве, о музыке, о том, почему «Белый пароход» каждый раз из года в год собирает столько людей, и почему это важно для тех, кто занимается организацией его, для тех, кто выступает, и для тех, ради кого он проводится.
Николай Диденко:
— Спасибо.
Алексей Пичугин:
— Который год уже?
Николай Диденко:
— В следующем году будет «Белому пароходу» 20 лет.
Алексей Пичугин:
— Двадцать, ничего себе.
Николай Диденко:
— Да, сейчас у нас 19-й сезон.
Алексей Пичугин:
— Ничего себе, 20 лет. Это уже, можно сказать, не просто состоялся, но состоялся, вырос и теперь уверенно живет, из года в год продолжается.
Николай Диденко:
— Да.
Алексей Пичугин:
— Опять же, год вы у нас не были, за этот год многое изменилось, люди добавились. Кто-то слушал ваши предыдущие программы, кто-то не слушал. Расскажите об истории фестиваля, тем более, 20 лет — это такой срок, когда уже есть, о чем рассказать. Бывает, спрашиваешь, расскажите, а говорят: мы второй год, пока еще входим во вкус, пытаемся нащупать какие-то правильные направления, дорожки. У вас уже 20 лет, все найдено, все разведано, все идет. Расскажите, с чего все начиналось и как вы к этому долгому пути шли?
Николай Диденко:
— Да, действительно, «Белый пароход» — фестиваль с большими традициями, с интересной долгой историей. Когда-то в 2005-м году я попал на Дальний Восток и впервые в жизни оказался на теплоходе, который шел по Амуру. На этом теплоходе были дети, разные дети. Там были дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, были дети с ограниченными возможностями здоровья, были дети-сироты. Я тогда только приехал со стажировки из американского Хьюстона, где с 3-го по 5-й год был на стажировке в оперном театре, истосковался по родине, и когда мне предложили полететь и посмотреть Амур, где я никогда в жизни не был, я согласился. Собственно, это была единственная причина, почему я туда полетел. Но там познакомился с необыкновенными людьми, познакомился с директором фонда «Ариди» Ириной Анатольевной Юрьевской, увидел необыкновенную атмосферу, которая образуется в рамках теплохода, который идет и на котором дети стараются заниматься творчеством. Видя, каким образом это все происходит, возникла идея создания детского музыкального фестиваля на корабле. Мы понимали, что, во-первых, образование идет, то есть, учим детей гораздо быстрее, чем это происходило в обычном лагере, я уже не говорю про обычную школу. Здесь замкнутое пространство, всегда можно по громкоговорителю объявить, чтобы кто-то подошел, собрать быстро детей или наоборот всех отправить на прогулки, смотреть красоту какую-то с правого борта или с левого. Абсолютная недоступность связи.
Алексей Пичугин:
— Особенно в те времена, я помню, отъезжаешь в соседнюю область и иди ищи, где там две палочки появятся.
Николай Диденко:
— А здесь вообще по два-три дня не было абсолютно никакой связи. Конечно, эта общая атмосфера... Но самое главное, это то, как дети становились за считанные часы все, как одно целое, все друзья, как одна большая семья. Это поразило. Корабль — замкнутое пространство, все невольно друг с другом сталкиваются. Там были и дети с нарушениями слуха, которые общались на жестовом языке, в результате многие дети учили этот язык, чтобы свободно общаться с этими детьми.
Алексей Пичугин:
— Вы знаете, сейчас в мире, не знаю, как последние годы, но лет 5-6 назад прям был бум, люди учили жестовый язык. Не потому что они имели проблемы со слухом, а какая-то мода появилась.
Николай Диденко:
— Я про это не слышал, у нас на корабле это происходит каждый раз. У нас всегда традиционно участвуют дети с нарушением слуха, они показывают свое искусство жестового пения, на каждом концерте обязательно несколько номеров, выходят дети, которые показывают красиво жестами, помимо поющих.
Алексей Пичугин:
— Я теперь понял, когда я первый раз про вас услышал, про «Белый пароход». Помимо того, что я, работая на Радио ВЕРА, конечно, про него знаю, я вспомнил сейчас, вы начали рассказывать. Я вырос, не знаю, в курсе наши слушатели или нет, в атмосфере всероссийского общества глухих, потому что у моего отца проблемы со слухом, и он основал в свое время первое издательство для людей с... Издавали-то они все, естественно, но акцент делали именно на книгах глухих писателей, поэтов, альбомов глухих художников. Я вспомнил, что, наверное, я первый раз про вас услышал именно в связи с не слышащими детьми.
Николай Диденко:
— Возможно, да. Вот такие идеи у нас возникли. На следующий год в 2006-м году мы организовали первый детский музыкальный фестиваль «Белый пароход», собрали тогда детей дальневосточников, отбор шел во Владивостоке, Биробиджане, Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.
Алексей Пичугин:
— А почему именно там?
Николай Диденко:
— Потому что там был этот корабль, единственный корабль, который ходил в статусе детского оздоровительного лагеря. Мы могли аккумулировать средства, которые государство тратит в любом случае на детский отдых, фонд «Ариди», в частности, мог часть этих средств привлекать к «Белому пароходу».
Алексей Пичугин:
— То есть, если бы речь шла о каких-то других регионах, то там, чтобы арендовать теплоход, особенно тогда, 20 лет назад, все, что еще тогда ходило, в основном использовалось от и до в коммерческих целях?
Николай Диденко:
— Конечно.
Алексей Пичугин:
— И никто не был готов предоставить теплоход для фестиваля благотворительного?
Николай Диденко:
— Абсолютно. Это коммерческие рейсы, они были заполнены битком, потому что много иностранцев, это одни из самых популярных туристических развлечений у нас в стране были, и китайских граждан было очень много. А здесь единственный корабль, может быть, даже на земле, который ходил как детский лагерь.
Алексей Пичугин:
— И вот он из года в год так использовался?
Николай Диденко:
— Да, да. До 13-го года. В 13-м году последний корабль на Амуре был ликвидирован. До сих пор, к сожалению, там сейчас не осталось ни одного пассажирского корабля, только коммерческие остались.
Алексей Пичугин:
— Да, вы говорите, я сейчас смотрю его печальную судьбу, понимаю, что он даже жив и стоит где-то в отстойнике, не используется.
Николай Диденко:
— Но уже в таком состоянии, что вряд ли его возможно восстановить.
Алексей Пичугин:
— И первое время история была дальневосточная?
Николай Диденко:
— Да. Затем в 11-м году мы впервые вывезли детей в Москву, в 11-м, в 12-м году.
Алексей Пичугин:
— А, простите, сразу можно уточнить? Это тогда участвовали дети с Дальнего Востока? Или вы все-таки брали из других регионов и частей России, но они ехали туда?
Николай Диденко:
— Нет, с 10-го где-то года у нас уже был всероссийский фестиваль, мы привлекали детей со всей России, и они действительно летели на Дальний Восток и там садились на корабль. В 11-м году нам удалось в Московском регионе провести без корабля. А в 12-м году у нас уже был первый рейс по Волге. Удалось собрать детей тоже со всей России, привезти дальневосточников большое количество в Москву. Это был уже полноценный московский рейс.
Алексей Пичугин:
— Сейчас, может быть, нашим слушателям не очень понятно, по какому принципу дети попадали?
Николай Диденко:
— И сейчас и раньше у нас идет конкурсный отбор. Но это не тот конкурс, как мы привыкли, когда даются первые, вторые, третьи места, лучшие попадают. Мы просто, либо я приезжаю в разные регионы и с помощью министерства культуры и других социальных организаций собираем прослушивание в разных городах. Я много гастролирую как артист и использую иногда эти возможности для прослушивания для «Белого парохода». Дети приходят, прослушиваются, поют, и дальше тем, кого мы отобрали, мы присылаем красивые приглашения.
Алексей Пичугин:
— Напомню, друзья, что в гостях у Радио ВЕРА сегодня оперный певец Николай Диденко, основатель и руководитель детского музыкального фестиваля «Белый пароход». Давайте сразу скажем про ближайшие концерты, совсем скоро, вы к нам пришли, а значит, концерты совсем близки. 9 июля в Казани в рамках Универсиады.
Николай Диденко:
— Да.
Алексей Пичугин:
— 12 июля в Москве в концертном зале Чайковского. И 14 июля в Петербурге в Мариинском театре. Я так понимаю, что в Мариинском театре точно и, скорее всего, в Москве тоже дирижировать будет Валерий Гергиев.
Николай Диденко:
— Пока это не подтверждено у нас, но мы очень надеемся, что у Валерия Абисаловича будет возможность быть с нами. Либо там, либо там, может быть, и в обоих залах. Главное, что еще с нами будет московский молодежный симфонический оркестр, это тоже потрясающий коллектив, на мой взгляд, один из ведущих у нас в стране. Там играют лауреаты конкурсов Чайковского и других самых престижных конкурсов. Это удивительные музыканты, еще молодые, но которые не боятся сложностей, не боятся труда и всегда играют сложнейшую, интереснейшую музыку. И то, что они выступят с нашим «Белым пароходом», для нас огромная честь. Я уверен, что будет большое событие.
Алексей Пичугин:
— Итак, 2010-й год, 2011-й, прошло еще 13 лет, и «Белый пароход» стал очень значимым в рамках нашей культурной жизни событием, его ждут каждый раз, каждый год. А где пароход-то? Мы говорим Казань, Петербург, Москва. А где пароход?
Николай Диденко:
— К сожалению, корабль у нас не всегда удается, бывают сложные годы, бывают попроще. Бывает, когда мы собираем средства на теплоход, на аренду его.
Алексей Пичугин:
— Но проблема вся та же? В основном коммерческое использование флота, и поэтому очень сложно его из навигации как-то выдернуть.
Николай Диденко:
— Абсолютно. Да. Это надо заранее бронировать, это большая работа. Но самое главное — это, конечно, поиск средств, так как стоимость корабля, даже самого недорогого, просто астрономическая, а сейчас особенно.
Алексей Пичугин:
— Даже, если не использовать его непосредственно как судно. То есть не идти на нем от города к городу, а зафрахтовать, арендовать где-то теплоход, который уже не используется по прямому назначению, а стоит в качестве концертного зала, ресторана? У нас же есть сейчас такие, я понимаю, в разных местах стоят гостиницы.
Николай Диденко:
— Летом они почти все... Они могут зимой стоять, а летом почти все выходят. Была пандемия, когда востребованность была меньше, а сейчас опять и иностранцы появились, сейчас все равно любая компания рассматривает как коммерческое только предложение, мы вряд ли сможем. Все теплоходы забиты, люди хотят отдыхать.
Алексей Пичугин:
— Естественно, у нас их не хватает. Я много лет интересовался речным флотом, поэтому я представляю, что у нас его не хватает, желающих гораздо больше, чем судов.
Николай Диденко:
— Да, да, абсолютно.
Алексей Пичугин:
— Как проходит сам фестиваль? Как он проходил тогда, расскажите подробней, и как он проходит сейчас, кто участвует? Сама структура, самое интересное-то? Почему он благотворительный называется?
Николай Диденко:
— Во-первых, участие всех детей абсолютно бесплатно у нас. Мы оплачиваем и дорогу, и проживание, питание, дарим подарки. Дети выступают с выдающимися музыкантами, это и певцы великолепные, и артисты театра и кино, и, конечно, дирижеры. Скажем, у нас в 21-м году было несколько крупных акций, мы назвали их «Детство и война», посвятили годовщине начала Великой Отечественной войны. У нас дети в 3-15 утра в Севастополе выходили на сцену, ночью, и начинали петь «Вставай, страна огромная» с нашим небольшим оркестром «Белого парохода». В этом концерте участвовали Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, вел его Дмитрий Губерниев. Дмитрий Губерниев вообще близкий друг «Белого парохода», ведет наши многие концерты, очень с душой всегда относится к нашему делу. Многие другие, Екатерина Гусева, Валерия Ланская, затем Валерий Абисалович Гергиев подсоединился к движению, тоже помогает. Последние годы финалы наших фестивалей проходят в Мариинском театре. Последний год мы сделали новый продукт, назвали его «Здравствуй, сказка» по названию песни Александры Николаевны Пахмутовой, которую очень мало, к сожалению, исполняли до недавних времен. Она из мюзикла «Волшебный Новый год», называется — увертюра к мюзиклу «Волшебный Новый год». Такое название мы взяли для нашего концерта, это был необыкновенно светлый концерт, где тоже участвовали выдающиеся артисты. У нас и Василий Ладюк, прекрасный певец участвует, и Алексей Татаринцев, Миша Петренко из Санкт-Петербурга, Ольга Пудова из Санкт-Петербурга из Мариинского театра — всё замечательные выдающиеся музыканты. Мой брат Олег Диденко тоже оперный певец, он тоже участвует в наших концертах. Многие-многие другие. Сейчас это уже стало как большое движение «Белый пароход». Многие хотят присоединиться, мне звонят разные артисты, известные очень артисты, говорят: давайте, я тоже выступлю, можно я с вами выступлю. Это всегда для нас радостно очень, потому что дети счастливы, когда выходят на одну сцену с выдающимися музыкантами.
Алексей Пичугин:
— Ваши артисты. Давайте сразу скажем, что есть сайт у «Белого парохода» beliy-parohod.ru, в любом поисковике можете набрать: «Белый пароход», благотворительный музыкальный детский фестиваль. Первая же ссылка будет вести на официальный сайт. Здесь есть две, красная и зеленая, кнопочки: заявка на участие и пожертвовать. Таким образом вы можете помочь фестивалю, помочь детям, подросткам, которые участвуют в фестивале, там все написано, как это сделать. Кто же ваши артисты все-таки? Мы вокруг ходим-ходим, про них пока не поговорили.
Николай Диденко:
— Да. Это, пожалуй, самое главное. Наши артисты — это необыкновенно талантливые дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей. В этом году у нас много детей из Донецкой, Луганской республик, из Запорожья. Это дети, многие их которых потеряли отцов на Специальной военной операции. Это дети, которым нужна не только реабилитация тем, что мы делаем, это постоянная счастливая работа выучивания песен, выхода на сцену. У нас еще много развлечений разных, у нас дети еще прекрасно отдыхают. В этом году это будет в Калужской области в прекрасном месте Яхонты Таруса, замечательная база.
Алексей Пичугин:
— Я знаю это место, да, на Оке.
Николай Диденко:
— Да, да. Там у нас и бассейны для детей, и футбольные площадки, и все, что только можно. Но, конечно, это каждый день репетиции, туда собираются дети, которые очень хотят заниматься. Это не то, что мы отобрали детей, которых сейчас будем заставлять каждый день работать вместо лета. Нет, это дети, любящие петь. Вы не представляете, каждый ждет своего занятия, индивидуального или хора, ждут с нетерпением, они многие собираются заранее, многие сидят на уроках других детей и слушают внимательно. Что-то высылают своим родителям, записывают педагогам своим, как у нас проходит учебный процесс. Главное, это необыкновенно талантливые дети, у нас дети с ограниченными возможностями здоровья, их достаточно большой процент.
Алексей Пичугин:
— Да, я хотел спросить, открываю карточки детей, там можно посмотреть, и смотрю, что много детей с ограниченными возможностями, но не все. Есть дети из обычных семей, как вы сами говорите, дети из многодетных. Они участвуют в фестивале, занимаются с вами. А как дальше-то? Они растут, постепенно они должны выходить или на новый уровень или продолжать этим заниматься. Вы отслеживаете их судьбу после «Белого парохода»?
Николай Диденко:
— Обязательно, конечно. У нас многие дети поступают дальше, кто решает заниматься музыкой. Получается, что некоторые дети ездят не один год. Допустим, они попали на фестиваль, потом в следующем, через год могут поехать. Но это не обязательно. Все равно у нас идет конкурсный отбор, мы каждый год набираем новых детей. Кто-то выпускается, кто-то становится взрослым, у кого-то ломается голос, но все судьбы наших детей мы отслеживаем дальше. Тем, кому нужна помощь в поступлении, если кто-то решил заниматься профессионально музыкой, мы стараемся в этом участвовать, если, конечно, нужна наша помощь. В частности у нас очень многие дети поступили в Московское хоровое училище имени Свешникова, многие уже закончили. На сегодняшний день есть группа «Квартет ПРО», это ребята, трое из которых сироты, которые закончили хоровое училище, потом академию хорового искусства, когда-то они маленькими попали на «Белый пароход». Сейчас это успешная группа, в данный момент они в Кирове, завтра будут выступать там на площади, гастролируют, много выступают. Эта группа — продукт «Белого парохода», когда-то они были детьми нашими, а сейчас это успешная группа.
Алексей Пичугин:
— А сколько им сейчас?
Николай Диденко:
— Двадцать два-двадцать четыре.
Алексей Пичугин:
— А, то есть уже совсем взрослые люди, за двадцать.
Николай Диденко:
— Да, это вокальная группа, они закончили ВУЗ уже.
Алексей Пичугин:
— Но вы же можете не одну такую группу создавать. Я понимаю, что я тут такой сижу, ведущий: вы можете такое сделать, это сделать. Понятно, что это все сопряжено с очень тяжелой работой и с тем, что вы не только занимаетесь «Белым пароходом», вы и гастролируете, что вы работаете очень много.
Николай Диденко:
— Я стараюсь, если нужна моя помощь... Я знаком со многими ведущими педагогами и Гнесинки и эстрадно-джазового колледжа, и в Нижнем Новгороде, и в Санкт-Петербурге, и в Москве ведущих музыкальных учебных заведениях. Я стараюсь готовить наших детей, когда они поступают, некоторые наши педагоги занимаются с ними онлайн, подтягивают сольфеджио для поступления, занимаются, дают программы, помогают их выучить. Это целый процесс. У нас, допустим, дети из, есть такое далекое село на Алтае, Кош-Агач, оно находится на границе с Монголией на высоте две тысячи над уровнем моря, там зимой минус 50, летом тоже холодно, красота просто невероятная, у нас оттуда довольно много детей. Это дети из казахских семей в основном, но и алтайцы тоже есть, обладающие просто фантастическими голосами. Надеюсь, может быть, сегодня радиослушатели услышат песню в исполнении Дильназ Майжегишевой.
Алексей Пичугин:
— Да, мы к этому вернемся, это будет в конце. Мы снова сейчас подходим к Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову, песня «Здравствуй, сказка». Про нее вы уже вкратце сказали. Можете перед самой песней в двух словах это повторить?
Николай Диденко:
— Потрясающая песня, которая, к сожалению, редко исполнялась. Это мюзикл «Волшебный Новый год», называется она увертюра к мюзиклу «Волшебный Новый год», и по первой строчке это «Здравствуй, сказка». Удивительная музыка Александры Николаевны Пахмутовой на стихи Николая Николаевича Добронравова. Вообще мы с Александрой Николаевной и Николаем Николаевичем сотрудничали и очень тепло относимся к музыке. У нас концерты, которые будут в Санкт-Петербурге 12-го и 14-го, как раз будут посвящены 95-летию Александры Николаевны Пахмутовой.
Алексей Пичугин:
— Дай Бог ей здоровья.
Николай Диденко:
— Да.
Алексей Пичугин:
— Напомним, что, друзья, что в гостях у нас сегодня Николай Диденко, оперный певец, лауреат премии Грэмми, лауреат премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, основатель и руководитель детского музыкального фестиваля «Белый пароход». Мы сейчас слушаем песню «Здравствуй, сказка» и потом возвращаемся к нашей беседе.
Звучит песня
Алексей Пичугин:
— Друзья, возвращаемся в студию Светлого радио, напомним, что в гостях у нас сегодня оперный певец Николай Диденко, руководитель и основатель детского музыкального фестиваля «Белый пароход». Сразу скажем, что ближайшие концерты, их три будет, 9 июля в Казани в рамках Универсиады, 12 июля в Москве в концертном зале Чайковского и в Петербурге в Мариинском театре 14 июля.
Николай Диденко:
— Сейчас, кстати, вы слышали песню «Здравствуй, сказка» Александры Пахмутовой и очень важно, что ее исполняет детский хор «Белого парохода» в сопровождении оркестра Мариинского театра, это запись из Мариинского театра, дирижирует там Валерий Абисалович Гергиев.
Алексей Пичугин:
— У вас вот эти несколько концертов раз в год, но при этом выступления «Белого парохода» в течение года тоже где-то проходит? Ведь ваши подопечные выступают?
Николай Диденко:
— Да, без сомнения. Во-первых, дети разъезжаются по своим регионам.
Алексей Пичугин:
— Отчетные концерты бывают?
Николай Диденко:
— Да, мы столько лет работаем, многие выдающиеся деятели искусств приходят к нам на концерты, многие подходят и говорят: мы бы хотели, чтобы ваш хор «Белого парохода», хор, действительно, уникальный, состоящий из солистов собранных со всей России потрясающих голосов, поучаствовал в каких-то московских мероприятиях. К сожалению, у нас финансы не позволяют каждый раз собирать со всей России 150 детей для участия в каких-то московских интересных мероприятиях. В связи с этим мы создали московскую группу, мы базируемся на ВДНХ в павильоне 84а, у нас есть небольшой зальчик, в котором мы создали детскую музыкальную студию. Туда абсолютно бесплатно приходят заниматься и делают программы московские дети и дети Московской области.
Алексей Пичугин:
— Я вижу vocalstudio-bp.ru, на сайте даже есть у вас ссылка ведущая. Эта студия, за работой которой, я так понимаю, и вы постоянно следите?
Николай Диденко:
— Да, там есть руководители студии, Екатерина Рождествина и Павел Гогадзе. Они занимаются в основном с детьми. В каких-то мероприятиях я могу участвовать и как художественный руководитель пока я курирую эту историю всю. У нас уже были замечательные концерты с группой «Кватро» в Кремле и в Крокусе, печально известном.
Алексей Пичугин:
— Теперь уже.
Николай Диденко:
— Да, теперь уже печально известном, были концерты. В общем, дети очень активно участвуют в московской жизни.
Алексей Пичугин:
— А что вы преподаете? Вокал, скорей всего?
Николай Диденко:
— Я занимаюсь иногда со студентами, я всегда бесплатно занимаюсь, если кто-то меня просит проконсультировать. Но постоянно, у меня, к сожалению, нет времени постоянно заниматься. Я могу проконсультировать, дать мастер-класс, рассказать о том, как преподавать для детей вокал, все тонкости, дыхание и все остальное. Но это только разовые ситуации. С такими мастер-классами я тоже ездил по разным регионам, это проект нашего фонда, он называется «Профессия — голос», в рамках этого проекта удалось даже нескольких замечательных педагогов вывезти в разные регионы и рассказать педагогам о той школе, которую преподаем мы.
Алексей Пичугин:
— Сколько по времени занимает подготовка к фестивалю со стороны детей? Они же в разных регионах, они должны собраться вместе, если речь идет о хоре.
Николай Диденко:
— Нет, нет, такого у нас нет. Мы индивидуально прослушиваем каждого ребенка, у нас из одного региона может быть один ребенок.
Алексей Пичугин:
— Я имею в виду, у вас концерты будут, дети же готовятся, репетируют.
Николай Диденко:
— Всё полностью, всю программу мы делаем уже здесь в Москве. Дети приезжают каждый из своего региона, мы их встречаем, это будет уже 17 июня. Всех встречаем и затем мы начинаем работать. В этих Яхонтах мы в красивых местах...
Алексей Пичугин:
— А, все я понял. Это как раз в Тарусе вы и...
Николай Диденко:
— Да это время подготовки, до 6 июля у нас идет подготовка, дети работают, учат программы. Две программы в этом году, это программа, посвященная сказке, и программа Александры Николаевны Пахмутовой.
Алексей Пичугин:
— А какой возрастной ценз? Самые старшие, я так понимаю, это 17 лет, пока они еще считаются условно детьми.
Николай Диденко:
— Да.
Алексей Пичугин:
— А самые младшие?
Николай Диденко:
— Мы смотрим на индивидуальные качества ребенка, если мы видим, что семилетний ребенок способен сидеть в хоре, мы спрашиваем у педагогов, у родителей. Если видим, что в семь лет уже ребенок может отсидеть два часа хор и работать активно, если ему это нравится, если он без этого жить не может, а таких детей много, мы тогда берем. В этом году у нас два семилетних ребенка есть, остальные 8-9 и больше.
Алексей Пичугин:
— Как у нас вообще сейчас в регионах, так как вы именно с этим работаете, обстоят дела с музыкальным образованием? Мы все помним детские музыкальные школы в советское, даже в постсоветское время. Почти везде были музыкальные училища, особых проблем не было, не надо было куда-то далеко уезжать. А как сейчас? Талантов-то много.
Николай Диденко:
— Все, к сожалению, сейчас во многих регионах довольно печально. Есть деревни, которые в принципе опустели и люди стремятся в города. То, как это было, я не знаю, возможно ли когда-то это восстановить, когда в каждой деревне был Дом культуры, в который мог приехать Святослав Рихтер или величайшие артисты кино, и Андрей Миронов и другие и выступать для деревенской публики. Сейчас, конечно, такое в принципе невозможно. Но очень многое делает Всероссийское хоровое общество, Павел Анатольевич Пожигайло, они очень стараются развивать именно хоровое пение в школах, в деревнях, в регионах. За последние несколько лет количество небольших хоровых коллективов выросло, мне кажется, раза в два. Это очень хороший показатель, это очень радует. Что касается школы, здесь, к сожалению или к счастью, лучшие коллективы, которые действительно показывают замечательные результаты по голосам, это коллективы, которые не портят неправильным академическим пением.
Алексей Пичугин:
— А это как?
Николай Диденко:
— У нас во многих регионах по всей стране сейчас детям загоняют звук, весь звук вокальный, то есть они не поют песни или какие-то классические произведения своими голосами, а наоборот голоса делают псевдооперные. Многие поют с качкой, как пожилые женщины, вероятно копируя некоторых своих педагогов, и это прямо беда. Это то, с чем мы пытаемся бороться нашим проектом «Профессия — голос». Мы поэтому его и создали, чтобы попытаться донести, что так петь нельзя. Ко мне приходят сотни детей на прослушивание, которых мы в принципе не можем взять на «Белый пароход» из-за того...
Алексей Пичугин:
— Потому что уже кто-то сломал.
Николай Диденко:
— Настолько сломал, что нужен год занятий с прекрасным педагогом, чтобы этого ребенка просто спасти. И эта ситуация действительно есть.
Алексей Пичугин:
— И виноваты педагоги, которые под себя подстраивают?
Николай Диденко:
— К сожалению, да. Это факт.
Алексей Пичугин:
— Друзья, напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня Николай Диденко, оперный певец, руководитель и основатель Всероссийского детского музыкального благотворительного фестиваля «Белый пароход». Я просто не очень представляю, как это бывает в музыке. Когда речь идет, скажем, о литературном институте, где человек занимается со своим мастером, все равно часто бывает, что через призму его собственного творчества проглядывает то здесь, то там стиль мастера. Так же в кино, мастерская такого, мастерская такого, все равно люди прививают свое видение кинематографа, свое видение литературы. Я не очень понимаю, как это в музыке бывает. То, о чем вы говорите, когда педагоги ломают детей таким образом, это, видимо, как раз они пытаются привить свой взгляд, свое видение. Но ребенок в таком раннем возрасте еще, наверное, не очень понимает, как и что он может, несмотря на свою безусловную одаренность.
Николай Диденко:
— Наша задача, как педагогов, прежде всего, найти натуральный тембр ребенка, натуральный голос. Не делать его под какую-то оперную певицу или под какую-то школу подгонять, а найти звоночек этого ребенка, настоящий чистый голос его, и постараться его в свободной манере, освободить его, чтобы он не зажимался, чтоб он уже пел какие-то сложные произведения. Нужна работа над дыханием и многие другие вещи. Но самое главное найти натуральный голос ребенка. Многие говорят, как говоришь, так и поешь, это итальянцы всегда говорили, это наша русская оперная школа всегда такая была. Но почему-то некоторые хоровые коллективы все поют на одну гласную. Почему-то поют на гласную о или у, не понятно ни одного слова, когда ребенок выходит петь, звук очень глубокий, некрасивый, еще и с вибрато. Вот с таким мы, к сожалению, сталкиваемся. Откуда это пошло, сложно сказать, но это...
Алексей Пичугин:
— Это уже данность.
Николай Диденко:
— Да, это данность. Но это есть не везде. Удивительно, но коллективы, которым просто преподает педагог, играющий на аккордеоне или на баяне, и которые просто поют песни, иногда показывают в десятки раз лучший результат, чем дети, которые, как они считают, профессионально ходят в музыкальные школы, занимаются и поют в хорах. Один из таких уникальных случаев, это я начал немножко об этом говорить, это село Гош-Агач, где Акберен Сатканбаев есть педагог. Как он там оказался, как он там вырос, в этом далеком алтайском селе? Человек, который год назад, может быть, полтора года назад собрал детский коллектив в сто человек, и в прошлом году они стали лучшим детским хором России, на конкурсе они победили все детские хоровые коллективы среди школьных хоров. И это, конечно, уникально. Эти дети поют своими голосами, у них удивительная природа и они поют настоящими большими красивыми голосами, поют стройно, поют чисто, и самое главное, от души, они в каждую песню вкладывают эмоции.
Алексей Пичугин:
— Очень хороший пример. Мне кажется, для многих это не очевидно, даже для многих педагогов, которые работают с детьми. Им кажется, что вот я, заслуженный, лауреат, всю жизнь с детьми, всю жизнь сам на сцене, как же так, какой-то человек из далекого села может? Да, он не умеет, он не знает, как правильно, а вот я. Это очень хороший ответ.
Николай Диденко:
— Абсолютно.
Алексей Пичугин:
— Скажите, пожалуйста, как репертуар подбирается?
Николай Диденко:
— Раньше мы исходили из возможностей ребенка. В первые дни у нас были прослушивания всех детей, мы их распределяли по хоровым партиям и отбирали солистов. Дальше в зависимости от голоса мы целой группой профессиональных музыкантов слушали голос и подбирали какую-то песню для этого ребенка и соответственно делали аранжировки, прямо на ходу делали аранжировки для хора, старались быстро писать аранжировки для оркестра. В течение трех недель работали, затем выносили это на концерты. Сейчас у нас немножко другая стратегия, мы заранее стараемся подбирать тематические концерты. Я вам говорил о концерте «Детство и война», который был посвящен началу Великой Отечественной войны, и «Здравствуй, сказка», который в прошлом году у нас был. Это тематические концерты. Здесь мы заранее заказывали, так как это очень сложно на смене делать аранжировки, оркестровки. Сейчас у нас уже выступления с большими симфоническими оркестрами. Конечно, нужно, чтобы и оркестры и коллективы готовились заранее к таким концертам и понимали всю программу. Поэтому программу мы готовим заранее. В частности, программа Александры Николаевны Пахмутовой, которая будет в этом году, давно уже готова. Затем мы будем слушать детей, слушать, какие голоса подойдут на то или иное соло, соответственно, хоровые номера, тут понятно всё.
Алексей Пичугин:
— Итак, давайте, друзья, еще раз я вам напомню, что сам фестиваль «Белый пароход» пройдет уже совсем скоро, в трех крупных городах России. 9 июля в рамках Универсиады в Казани, 12 июля в Москве в концертном зале Чайковского, 14 июля в Питере в Мариинке. Везде можно попасть. Нет, в Казани сложно, я так понимаю?
Николай Диденко:
— В Казани да, там организация будет немножко другая.
Алексей Пичугин:
— Поэтому давайте ориентироваться на Москву и Петербург, тем более, и там и там нас сейчас слушают.
Николай Диденко:
— Но фестиваль стартовал уже довольно давно, в середине июня, дети готовятся активно, сейчас уже финальная стадия, прогоны. Подготовка к концертам уже фактически завершена.
Алексей Пичугин:
— Мы тоже завершаем нашу программу музыкой. Сейчас самое время представить композицию, которая прозвучит. «Где-то за облаком, где-то», это Евгений Крылатов, Юрий Энтин. Музыка Евгения Крылатого, слова Юрия Энтина. А исполняет и в чем особенность именно этого варианта?
Николай Диденко:
— Солистка у нас вот как раз из того удивительного села, который находится в республике Горный Алтай, на границе с Монголией высоко в горах Дильназ Майжегишева, потрясающая певица, которая сейчас учится в эстрадно-джазовом колледже в Москве и уже выступала на «Синей птице». Это одна из девочек, в судьбе которой мы стараемся участвовать, она показывает очень-очень большие результаты.
Алексей Пичугин:
— Спасибо большое. Приходите на концерты фестиваля «Белый пароход». Напомню, что сегодня в гостях у нас был Николай Диденко, оперный певец, лауреат премии Грэмми, лауреат премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, основатель и руководитель детского музыкального фестиваля «Белый пароход». Спасибо большое. Приходите, ждем вас еще и еще с новыми историями, рассказами, новыми приглашениями на концерты. Спасибо.
Николай Диденко:
— Спасибо вам.
Алексей Пичугин:
— Всего доброго.
Николай Диденко:
— Всего доброго.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
- «Путь иконописца». Александр Чашкин
- «27-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Николай Конюхов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











