
Семейные советы
С определенной периодичностью я слышу от собратьев по служению, что к ним обращаются прихожане с просьбой (или требованием) повлиять на детей в храмах. Картина везде сходная: дети не очень-то хотят стоять все богослужение по стойке «смирно» и чинно ждать окончания службы. По большей части они стараются куда-то сбежать, а если их удерживают, то переминаются с ноги на ногу или громко задают интересующие их вопросы. Многим людям такое поведение кажется неблагоговейным и мешающим молитве
Я, признаться, тоже не уверен, что можно сбивать подсвечники на пути к причастию, но потерпеть поведение детей, которым по определению свойственна непоседливость, все же в наших силах. Мы, как последователи Христа, должны применять на практике одну из заповедей Священного Писания: «Друг друга тяготы носите и таким образом исполните закон Христов». Мы привыкли нести тяготы́ наших коллег, друзей, родственников. Но когда дети (а ведь и они наши ближние) в храме начинают вести себя как дети — неужели нельзя их потерпеть? Неужели настолько нестерпим тот факт, что дети, в сущности, ведут себя нормально? Сразу вспоминается фраза митрополита Антония Сурожского: «Если бы Вы действительно молились — они бы Вам не мешали».
Вообще задача православных родителей в деле духовного воспитания детей довольно простая: никто не требует, чтобы наши чада стали священниками или монахами. Наша задача — чтобы дети чувствовали себя в храме комфортно. Не как в игровом детском центре, где можно находящегося рядом малыша побить поролоновым пуфиком и с победным кличем попрыгать на батуте. Нет. В храме радость и комфорт несколько иного плана, и, прежде чем научить этой тихой радости наших отпрысков, мы, по-хорошему, сами должны ощущать светлый уют храма.
Детям свойственна непосредственность. Их не устроит ответ «потому что так не положено» на намерение связать из свечей косичку. Они по-настоящему не поймут нашего ужаса, если мы вдруг узнаем, что именно наше чадо на спор съело больше всего просфор.
Процесс привыкания к храму, как к части жизни, не должен ограничиваться лишь посещением по воскресным дням литургий. Говорите со своими детьми о службах, о храмовых правилах, о красоте пения и икон. Пусть наши чада увидят, что их папам и мамам храм и служба приносят радость и умиротворение. Пусть дети почувствуют любовь, Божественную любовь, которой Христос учит всех нас уже две тысячи лет.
Будем терпеливы и благосклонны к детям, как своим, так и чужим. Не будем ругаться на них, если они в ответственный момент богослужения вдруг громким шепотом позовут нас на улицу. Им вообще свойственна определенная подвижность и непоседливость. Не будем противоречить Христу, Который в Евангелии сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне».
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











