
Семейные советы
Глядя на детей в храмах я часто думаю, какой образ Бога живёт у них в душе? И однажды моё любопытство выросло в игру «Чёрный ящик». Перед детьми ставится коробка, у которой дно и стены изнутри зеркальные. И перед тем, как открыть черный ящик, ребятам говорят, что внутри лежит самое дорогое для Бога. Дети предлагают варианты: молитвословы, иконы, святые... и прочее. Многое... В конце игры участники заглядывают внутрь ящика и... видят себя. На лицах ребят- удивление, смущение, радость, у кого-то испуг. Выходит, детям трудно поверить в любовь Бога. Чем же помочь ребёнку на этом пути?
Поиграйте дома в игру «Черный ящик». Для этого достаточно взять коробку, положить внутрь нее зеркало и немного увлечь ребёнка. Игра поможет понять, какой образ Бога сложился у вашего сына или дочери. Даже если ребенок дает неверные ответы, не расстраивайтесь, а лучше обратите в шутку. А еще было бы неплохо выяснить, как или под влиянием кого у ребенка сложилось такое мнение.
Теперь, когда вы знаете об этом, вы сможете изменить ситуацию к лучшему.
Спросите у дочери или сына, Бог — он какой? Добрый, строгий, любящий? Дети часто думают, что Господь относится к нам так, как мама или папа. Если вы очень строги и часто наказываете малыша, то, вполне вероятно, что он будет ожидать от Бога того же. Понаблюдайте за собой. Как часто вы говорите ребенку «Бог тебя накажет, если не будешь слушаться»? Таких фраз лучше избегать, потому что они искажают образ Бога в душе маленького человека. Получается, что Господь — лишь тот, кого нужно бояться, а вовсе не тот, о Ком говорит нам Евангелие. Постарайтесь не манипулировать именем Бога.
Ваша задача — показать ребёнку, какой образ Бога предлагает нам Священное Писание. Перечитайте вместе притчу о блудном сыне и побеседуйте о Боге и Его отношении к людям, насколько Он любвеобилен и многомилостив. В совместном чтении лучше проводить параллели с сегодняшним днём. Задайте ребёнку вопросы «как ты считаешь, почему младший сын ушёл», «какими качествами обладал старший брат», «давай нарисуем словами портрет отца, какой он в этой притче». Закончить можно размышлением или фантазированием на тему: «могла ли история произойти в наше время?» После этого еще раз спросите его «Бог — он какой?». Вероятно, после совместного обсуждения притчи о блудном сыне, ваш юный собеседник даст более развернутый ответ.
Основная идея этой истории, дать понять ребенку, что Бог любит человека не за что-то, а по родству. Мы родные Богу. Донесите до ребёнка эту мысль и добавьте, что вы любите его просто потому, что он есть. Это хороший фундамент для любых будущих отношений. И, конечно, обнимайтесь чаще. Говорите детям ласковые слова, прощайте их. Из ваших добрых отношений вырастет ощущение нужности Вам, а значит и Богу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело