Глядя на детей в храмах я часто думаю, какой образ Бога живёт у них в душе? И однажды моё любопытство выросло в игру «Чёрный ящик». Перед детьми ставится коробка, у которой дно и стены изнутри зеркальные. И перед тем, как открыть черный ящик, ребятам говорят, что внутри лежит самое дорогое для Бога. Дети предлагают варианты: молитвословы, иконы, святые... и прочее. Многое... В конце игры участники заглядывают внутрь ящика и... видят себя. На лицах ребят- удивление, смущение, радость, у кого-то испуг. Выходит, детям трудно поверить в любовь Бога. Чем же помочь ребёнку на этом пути?
Поиграйте дома в игру «Черный ящик». Для этого достаточно взять коробку, положить внутрь нее зеркало и немного увлечь ребёнка. Игра поможет понять, какой образ Бога сложился у вашего сына или дочери. Даже если ребенок дает неверные ответы, не расстраивайтесь, а лучше обратите в шутку. А еще было бы неплохо выяснить, как или под влиянием кого у ребенка сложилось такое мнение.
Теперь, когда вы знаете об этом, вы сможете изменить ситуацию к лучшему.
Спросите у дочери или сына, Бог — он какой? Добрый, строгий, любящий? Дети часто думают, что Господь относится к нам так, как мама или папа. Если вы очень строги и часто наказываете малыша, то, вполне вероятно, что он будет ожидать от Бога того же. Понаблюдайте за собой. Как часто вы говорите ребенку «Бог тебя накажет, если не будешь слушаться»? Таких фраз лучше избегать, потому что они искажают образ Бога в душе маленького человека. Получается, что Господь — лишь тот, кого нужно бояться, а вовсе не тот, о Ком говорит нам Евангелие. Постарайтесь не манипулировать именем Бога.
Ваша задача — показать ребёнку, какой образ Бога предлагает нам Священное Писание. Перечитайте вместе притчу о блудном сыне и побеседуйте о Боге и Его отношении к людям, насколько Он любвеобилен и многомилостив. В совместном чтении лучше проводить параллели с сегодняшним днём. Задайте ребёнку вопросы «как ты считаешь, почему младший сын ушёл», «какими качествами обладал старший брат», «давай нарисуем словами портрет отца, какой он в этой притче». Закончить можно размышлением или фантазированием на тему: «могла ли история произойти в наше время?» После этого еще раз спросите его «Бог — он какой?». Вероятно, после совместного обсуждения притчи о блудном сыне, ваш юный собеседник даст более развернутый ответ.
Основная идея этой истории, дать понять ребенку, что Бог любит человека не за что-то, а по родству. Мы родные Богу. Донесите до ребёнка эту мысль и добавьте, что вы любите его просто потому, что он есть. Это хороший фундамент для любых будущих отношений. И, конечно, обнимайтесь чаще. Говорите детям ласковые слова, прощайте их. Из ваших добрых отношений вырастет ощущение нужности Вам, а значит и Богу.
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.