Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные на Тебя восстают.
Дети и святые — граница между царством бытия и тенью небытия.
Попечители назвались родителями и сталкивают детей Твоих со скалы в пропасть глубокую.
Вообразили попечители, что они родители и управляют Твоими детьми, как своим имением. Поистине, не управляют, а калечат и уродуют.
Чужих детей присвоили себе, попечители, и будете вы отвечать за кражу и разбой.
И та жизнь, что в вас есть — не ваша, не ваша и та, которая через вас родилась. Ничего не принадлежит вам, кроме зла, которое внутри вас, и будете вы отвечать за кражу и разбой.
Будете отвечать за кражу, ибо чужое своим назвали, и за разбой, ибо чужое изувечили и разрушили.
Нет на земле родителей. Родитель — на небесах. На земле одни попечители. Те, что назвали себя родителями — воры и разбойники.
На земле одни попечители и это уже большая честь. Дал вам Бог на попечение драгоценнейшее из сокровищ Своих. И это большая честь.
Блаженнее тот, кто не родился и не имел никого на попечении своём, нежели вы, если попечение ваше — соблазн душ и умервщление.
Зачем вы детям радуетесь, если не бодрствуете над ними как над небесными ангелами? Зачем о них сокрушаетесь, когда рано оставляют вас и бегут к ангелам? Чужому радуетесь и о чужом сокрушаетесь.
Не пекитесь о благополучии тел детей ваших, ибо и лисицы для лисят сие делают. Пекитесь о Боге в душах детей ваших, а Господь — Родитель об остальном постарается. И то, что в муках собираете детям своим, Он без муки соберёт им быстро и легко.
Не изгоняйте Бога из детей ваших, ибо изгоните из них счастье и покой, благоденствие и здравие.
Оставьте всю землю богооставленным — алчущим её оставите, которые поглотят всё и от голода умрут.
Старайтесь не о куске хлеба для детей своих, старайтесь о душе и совести. И не будут нуждаться дети ваши и вы благословенны будете на земле и на небесах.
Пекитесь о чужом имении более, чем о своём, и награда вам будет немеренной.
Дети царские отданы вам в попечение. Воистину, велика награда тем, кто сбережёт царевичей и не изгладит имени Родителя из их памяти.
Через детей Царь глядит на вас вопросительно и ждёт ответа вашего. Если ответ ваш смертоносным будет, Царь оставит детей и станете о трупах заботиться.
Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные восстают на Тебя. Детьми и святыми испытываешь Ты мир, Господи.
Трезвись душа моя, трезвись да вовек не согрешишь.
Псалом 138. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из христианских аксиом состоит в том, что Бог пронизывает Собой всё творение, ведь без Бога не может быть никакой жизни. Отсюда вытекает ещё одна аксиома: Бог знает человека, то есть никакая наша мысль не сокрыта от нашего Творца. Да, мы можем убрать иконы в дальний ящик, можем отказаться от веры, но эти действия ничего не изменят: Бог нас видит и нас знает. Конечно, нельзя сказать, что эти две аксиомы исключительно христианские, их мы можем найти ещё в Ветхом Завете; выражает их и звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 138-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 138.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Господи! Ты испытал меня и знаешь.
2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.
19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Только что мы услышали пространное библейское размышление о всеведении и вездесущии Божиих. Это были в высшей степени благоговейные слова, которые в конечном итоге привели автора к не менее благоговейному выводу: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17). Этот возглас Псалтыри показывает не только восторг автора псалма, в этих словах мы можем увидеть и чрезвычайно важный вопрос: да, Бог знает и созданный Им мир, знает каждого человека, но что человек может сделать ради того, чтобы пойти навстречу Познавшему Его, то есть навстречу Богу? Если вдуматься, то довольно легко понять, что само по себе признание бытия Божия, а также его присутствия в мире, ничего не меняет в человеке. Ну да, Бог есть, Он повсюду, но что дальше? Какой из этого можно сделать практический вывод?
Прозвучавшие вопросы отнюдь не праздные, на их важность указывают самые обыкновенные статистические сведения: ни для кого не секрет, что количество людей, называющих себя верующими, несопоставимо меньше числа людей, регулярно посещающих храмы и участвующих в церковных таинствах. Такая диспропорция иллюстрирует ранее озвученный тезис: признание бытия Божия вовсе не обязательно ведёт хоть к чему-то, чаще всего признание бытия Божия — это просто согласие с тем, что Бог существует, и ничего более. Мало кто готов сделать следующие шаги, то есть задаться тем вопросом, которым задался автор прозвучавшего сегодня псалма: Бог знает меня, что же мне сделать, дабы познать Бога?
Такой вопрос — это начало пути богообщения. До той поры, пока мы не пришли к этому вопросу, мы не мыслим о Боге как о Личности, Он в наших глазах предстаёт как некая обезличенная энергия. Вопрос об ответном познании меняет дело. Здесь можно привести такую аналогию: никто не станет отрицать наличие в мире людей, они вокруг нас, но до той поры, пока мы не вступили с ними в то или иное общение, они для нас — безликие статисты, иногда полезные, но чаще всего раздражающие и мешающие, их можно сравнить с явлением природы, не более того, но если начать общение, то ситуация радикально меняется, и человек перестаёт быть статистом, он становится уникальной и неповторимой личностью. Эту схему можно перенести и на Бога, Который открывает Себя лишь тогда, когда мы начинаем молитвенное общение с Ним.
Псалом 138. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 138. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 253 зач., II, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нет и не может быть той эпохи, в которую вера во Христа не подвергалась бы испытаниям. Да, испытания эти отличаются друг от друга, но они были, есть и будут всегда. В эпоху жизни апостола Павла некоторые люди приближались к тому, чтобы соблазниться поисками истины вне Христа, такой соблазн жив и сегодня, правда, изменилось направление, в котором люди пытаются найти истину: если для современников апостола Павла актуальным был поиск какого-то сакрального знания ради обретения спасения, то сегодня люди уже не ищут спасения, они пытаются получше устроить свою земную жизнь, и это устремление уводит их от Христа не меньше, чем древний поиск тайного духовного знания. Апостол Павел был прост, и к такой же христианской простоте он призывал и адресов своих посланий: он умолял их быть со Христом и ни в чём не изменять Ему. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Колоссянам, в этом отрывке идёт речь о верности Христу.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
Если апостол Павел считал нужным обличить какое-то заблуждение, он никогда не делал этого без указания на добрые стороны заблуждающихся. Так и в только что прозвучавшем отрывке: в Колоссах уже действовали лжеучители, и некоторые христиане были ими увлечены, но Павел пишет очень мягко, и среди прочего он указывает на твёрдость веры своих адресатов во Христа. Однако никто из живущих не может достоверно знать, что его вера пребудет непоколебима до скончания земного странствования. Наша вера непрестанно подвергается испытаниям, и потому мы можем её лишиться.
Подвергалась испытаниям и вера христиан Колосс. Да, их вера ещё тверда, но в их среде уже появились люди, которые пытаются прельстить колоссян «вкрадчивыми словами». Апостол Павел никак не расшифровал это словосочетание, однако понять мысль апостола можно из контекста его послания: никто и никогда не станет проповедовать откровенную ложь, все лжеучители маскируют своё учение так, чтобы люди им поверили, для такой маскировки, конечно, нужен некоторый талант. Здесь стоит вспомнить и один довольно очевидный факт: те речи, которые нам нравятся и вызывают согласие, вовсе не обязаны нести в себе правду. Правда и убедительная красота изложения отнюдь не синонимы. Да, мы это прекрасно знаем, но лишь до той поры, пока не сталкиваемся, к примеру, с тонкой и искусной лестью, которая нас фактически парализует. Нечто подобное могло произойти, а, может, уже и происходило в Колоссах. Потому-то апостол Павел и написал, чтобы его адресаты «ходили во Христе». Иными словами, он призвал их верить только тому, что исходит от Христа через Его святых апостолов. Всё же прочее подобает отметать.
Для нас же эти апостольские слова важны вот по какой причине: с одной стороны, евангельское слово неизменно, неизменно и учение Церкви; с другой же стороны, жизнь не устаёт ставить перед нами всё новые и новые вызовы, на которые мы должны реагировать так, как подобает реагировать христианам. Но какая реакция будет христианской? Какое отношение к той или иной проблеме будет христианским? Ответ нам даёт апостол Павел: реагируя на вызовы современности, мы должны не столько искать новые отточенные формулировки, сколько укореняться и утверждаться в вере во Христа через молитву к Нему и через исследование Священного Писания, если же мы станем так поступать, то и нужные формулировки не заставят себя ждать, и будут они христианскими без всяких оговорок, точно так же, как христианским был ответ апостолов на вызовы современной им эпохи.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Нижний Новгород. Памятник Минину и Пожарскому
Нижний Новгород сыграл особую роль в годы Смутного времени начала семнадцатого века. Именно здесь в 1611 году Кузьма Минин обратился к горожанам с воззванием защитить страну от польско-литовских захватчиков. Призыв вдохновил нижегородцев создать ополчение. Его возглавил князь Дмитрий Пожарский. Осенью 1612 года народное войско освободило Москву от интервентов. В начале девятнадцатого века, в преддверии двухсотлетнего юбилея победы, император Александр Первый объявил конкурс проектов памятника Минину и Пожарскому. Творческое состязание выиграл архитектор Иван Мартос. Он создал скульптурную композицию, на которой герои Отечества представлены рядом. Гражданин Минин одну руку простирает перед собой, призывая к подвигу, а второй рукой протягивает князю Пожарскому меч. Князь принимает орудие, выражая готовность встать на защиту Родины. Монумент установили в Москве на Красной площади. А 4 ноября 2004 года копия московского памятника Минину и Пожарскому появилась на нижегородской земле. Скульптура стоит на площади Народного единства между Кремлём и Нижне-Волжской набережной, возле храма Иоанна Предтечи. Считается, что именно здесь Кузьма Минин огласил своё знаменитое воззвание.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM







