
«Дерево для башмаков», студия Ital-Noleggio Cinematografico, Radiotelevisione Italiana (RAI), режиссер Эрманно Ольми
— Что случилось? Что-то плохое?
— Хозяин прогоняет Батисти. К завтрашнему утру он должен освободить комнату. Он, жена и дети должны уйти.
— Это же значит лишить их хлеба.
— Это суровое наказание. Подумай, у них ведь ещё новорождённый.
— Бедняги. Теперь у них ничего нет.
— Помолимся за этих несчастных.
Непросто живётся маленькой крестьянской общине в Ломбардии, области на севере Италии, конца XIX-го века. Несколько семей обитают под одной крышей в доме на ферме. Трудятся, не покладая рук. Выращивают зерно и разводят скот. Работы хватает и взрослым, и детям. Вот только и земля, и скот, и ферма принадлежат не самим крестьянам, а хозяину — богатому помещику. Ему эти люди отдают большую часть плодов своего тяжёлого каждодневного труда. А он волен, когда захочет, прогнать крестьян с насиженного места, которое стало для них домом, где родились их дети. Такова жизнь героев кинофильма «Дерево для башмаков». В 1978-м году картину снял итальянский режиссёр Эрманно Ольми. Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Лента собрала высокие кинематографические награды — Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, французский «Сезар», а у себя на родине — национальную кинопремию «Давид ди Донателло».
Идею фильма «Дерево для башмаков» режиссёр вынашивал целых 20 лет. За основу сюжета Эрманно Ольми взял рассказы своего дедушки-крестьянина, которые слышал от него в детстве. Впрочем, сюжета как такового в картине и нет. По сути, перед взором зрителя проходят сцены из крестьянской жизни. Не придерживался Эрманно Ольми и чёткого сценария. Большинство диалогов в картине — просто импровизация. Кстати, абсолютно все роли исполнили непрофессиональные актёры — деревенские жители. Несколько месяцев накануне съёмок режиссёр провёл в сельской местности, и пригласил сняться в своём фильме крестьян, с которыми там познакомился. В стремлении достичь максимальной естественности, Ольми даже звук в картине сделал «живым» — записывал его прямо на съёмочной площадке, без последующего дубляжа. В результате самые будничные события крестьянской жизни режиссёр сумел превратить в визуальный киношедевр, захватывающее повествование огромной глубины и искренности.
Мы видим тяжёлый труд и бедный быт. Овдовевшую мать шестерых детей, которая помимо работы на хозяина вынуждена подрабатывать прачкой, чтобы прокормить семью. Старика, украдкой сажающего на помещичьей земле помидоры, чтобы потом продать урожай и заработать для семьи немного денег. Управляющего, он приезжает на ферму и забирает для помещика зерно или мясо. Днём все, от мала до велика, работают. А по вечерам собираются в большом амбаре, где глава одного из семейств, крестьянин по имени Батисти, развлекает народ разными историями.
Четыре семьи во всём держатся сообща: вместе добывают хлеб насущный, вместе веселятся, вместе переживают горести, помогают друг другу в нужде. Вместе молятся. Небольшую общину опекает местный священник. Режиссёр Эрманно ярко подчёркивает то, как вера в Бога помогала крестьянам в их нелёгкой жизни. Пожалуй, особенно ярко сила веры продемонстрирована в эпизоде с болезнью коровы. Единственная кормилица бедной вдовы однажды утром внезапно слегла. Позвали ветеринара, однако его прогноз оказался неутешительным:
— Это ваше животное? Ваше личное или хозяина?
— Наше, по милости Божьей.
— На этот раз Господь не очень-то к вам и милостив.
— Святая Мадонна, что же это будет?
— Если хотите знать правду, синьора, она не протянет и до полудня.
Ветеринар даёт вдове вполне разумный и логичный совет — забить обречённое животное. Однако женщина отправляется не к мяснику, а... в церковь. И просит Бога ей помочь. Услышит ли Господь её молитвы, свершится ли чудо — об этом мы узнаем, посмотрев фильм Эрманно Ольми «Дерево для башмаков». А заодно и выясним, почему картина называется именно так. Немногословная лента длится более двух часов, однако смотрится на одном дыхании — настолько великолепно она снята. Словно созерцаешь картину, написанную тончайшей кистью гениального художника. И всё это — под музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Несмотря на то, что жизнь героев фильма очень трудна, она подвигает их к милосердным поступкам. Посадить за стол нищего блаженного, хотя скудной пищи и так едва хватает на всех. Взять малыша из монастырского приюта, когда у самих — семеро по лавкам. Всё принимать, не роптать, в радости и горе полагаться на Бога. И, наверное, поэтому фильм Эрманно Ольми «Дерево для башмаков» оставляет такое необыкновенное ощущение — светлое, пронзительное и трогательное.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер