
«Дерево для башмаков», студия Ital-Noleggio Cinematografico, Radiotelevisione Italiana (RAI), режиссер Эрманно Ольми
— Что случилось? Что-то плохое?
— Хозяин прогоняет Батисти. К завтрашнему утру он должен освободить комнату. Он, жена и дети должны уйти.
— Это же значит лишить их хлеба.
— Это суровое наказание. Подумай, у них ведь ещё новорождённый.
— Бедняги. Теперь у них ничего нет.
— Помолимся за этих несчастных.
Непросто живётся маленькой крестьянской общине в Ломбардии, области на севере Италии, конца XIX-го века. Несколько семей обитают под одной крышей в доме на ферме. Трудятся, не покладая рук. Выращивают зерно и разводят скот. Работы хватает и взрослым, и детям. Вот только и земля, и скот, и ферма принадлежат не самим крестьянам, а хозяину — богатому помещику. Ему эти люди отдают большую часть плодов своего тяжёлого каждодневного труда. А он волен, когда захочет, прогнать крестьян с насиженного места, которое стало для них домом, где родились их дети. Такова жизнь героев кинофильма «Дерево для башмаков». В 1978-м году картину снял итальянский режиссёр Эрманно Ольми. Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Лента собрала высокие кинематографические награды — Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, французский «Сезар», а у себя на родине — национальную кинопремию «Давид ди Донателло».
Идею фильма «Дерево для башмаков» режиссёр вынашивал целых 20 лет. За основу сюжета Эрманно Ольми взял рассказы своего дедушки-крестьянина, которые слышал от него в детстве. Впрочем, сюжета как такового в картине и нет. По сути, перед взором зрителя проходят сцены из крестьянской жизни. Не придерживался Эрманно Ольми и чёткого сценария. Большинство диалогов в картине — просто импровизация. Кстати, абсолютно все роли исполнили непрофессиональные актёры — деревенские жители. Несколько месяцев накануне съёмок режиссёр провёл в сельской местности, и пригласил сняться в своём фильме крестьян, с которыми там познакомился. В стремлении достичь максимальной естественности, Ольми даже звук в картине сделал «живым» — записывал его прямо на съёмочной площадке, без последующего дубляжа. В результате самые будничные события крестьянской жизни режиссёр сумел превратить в визуальный киношедевр, захватывающее повествование огромной глубины и искренности.
Мы видим тяжёлый труд и бедный быт. Овдовевшую мать шестерых детей, которая помимо работы на хозяина вынуждена подрабатывать прачкой, чтобы прокормить семью. Старика, украдкой сажающего на помещичьей земле помидоры, чтобы потом продать урожай и заработать для семьи немного денег. Управляющего, он приезжает на ферму и забирает для помещика зерно или мясо. Днём все, от мала до велика, работают. А по вечерам собираются в большом амбаре, где глава одного из семейств, крестьянин по имени Батисти, развлекает народ разными историями.
Четыре семьи во всём держатся сообща: вместе добывают хлеб насущный, вместе веселятся, вместе переживают горести, помогают друг другу в нужде. Вместе молятся. Небольшую общину опекает местный священник. Режиссёр Эрманно ярко подчёркивает то, как вера в Бога помогала крестьянам в их нелёгкой жизни. Пожалуй, особенно ярко сила веры продемонстрирована в эпизоде с болезнью коровы. Единственная кормилица бедной вдовы однажды утром внезапно слегла. Позвали ветеринара, однако его прогноз оказался неутешительным:
— Это ваше животное? Ваше личное или хозяина?
— Наше, по милости Божьей.
— На этот раз Господь не очень-то к вам и милостив.
— Святая Мадонна, что же это будет?
— Если хотите знать правду, синьора, она не протянет и до полудня.
Ветеринар даёт вдове вполне разумный и логичный совет — забить обречённое животное. Однако женщина отправляется не к мяснику, а... в церковь. И просит Бога ей помочь. Услышит ли Господь её молитвы, свершится ли чудо — об этом мы узнаем, посмотрев фильм Эрманно Ольми «Дерево для башмаков». А заодно и выясним, почему картина называется именно так. Немногословная лента длится более двух часов, однако смотрится на одном дыхании — настолько великолепно она снята. Словно созерцаешь картину, написанную тончайшей кистью гениального художника. И всё это — под музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Несмотря на то, что жизнь героев фильма очень трудна, она подвигает их к милосердным поступкам. Посадить за стол нищего блаженного, хотя скудной пищи и так едва хватает на всех. Взять малыша из монастырского приюта, когда у самих — семеро по лавкам. Всё принимать, не роптать, в радости и горе полагаться на Бога. И, наверное, поэтому фильм Эрманно Ольми «Дерево для башмаков» оставляет такое необыкновенное ощущение — светлое, пронзительное и трогательное.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер