В том, что мир не без добрых людей – не просто слова, смогла убедиться преподаватель из Мичуринска Татьяна Гордиенко. На неё среди бела дня напал грабитель. Помощь пришла от совершенно незнакомого человека.
Декабрь 2012 года был снежным. Город сверкал ёлочным убранством. В тот день Татьяна возвращалась с работы. И, конечно, не думала о том, что он запомнится ей не светлым ожиданием праздника, а экстремальной ситуацией:
Татьяна Гординко:
«Внезапно со стороны, сзади, молодой человек выхватил у меня сумку и побежал вперед. Я, не растерявшись, бросилась за ним. Начала кричать. И не теряла его из виду. Когда увидела, что наперерез ему бросился молодой человек, я бежать стала еще энергичнее. Поняла, что, в общем, молодой человек мне помог».
Героем, который кинулся выручать Татьяну, оказался солдат-срочник из Москвы Денис Бугаев. В Мичуринск он приехал на каникулы. Прогуливаясь по городу, услышал крик. Женщина бежала за мужчиной и звала на помощь. Денис среагировал мгновенно. Догнал грабителя и задержал его:
Денис Бугаев:
«Он бросил сумочку женщины и вообще кричал: «Это не я!». И начал отбрасывать меня. Но я повалил его. И дождались экипажа полиции».
Денис не в первый раз задерживает нарушителей. На его счету несколько операций, в том числе поимка грабителя в московском метро. Так что к происшествию в Мичуринске герой отнёсся как к рабочему моменту:
Денис Бугаев:
«Ну как страшно? Нет. Я вообще военнослужащий внутренних войск. У меня задачи такие по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности».
А вот Татьяне Гордиенко, которая по долгу службы много общается с молодёжью, Денис вернул веру в то, что рыцари всё-таки есть:
Татьяна Гординко:
«Такие вещи, как вот совершил Денис, поступок, это поступок достойный уважения, и я бы сказала – настоящего мужчины, поступок настоящего мужчины. Потому что, ну я не думаю, что вот, к сожалению, каждый молодой человек готов вот так вот поступить».
Выслушать такие слова лестно каждому. Не менее приятно получить настоящие командирские часы. Ими Дениса наградили в мичуринской полиции. За то, что не остался равнодушным к чужой беде.
В программе использованы материалы ГТРК «Тамбов».
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!