Есть на нашей планете место, где событие кораблекрушения считается национальным праздником и отмечается всенародно. Речь идет об острове Мальта. Местные жители уверены, что одно кораблекрушение, произошедшее в первом веке по Рождестве Христовом, определило историю их государства.
В 58 году у берегов Мальты в результате шторма разбился корабль, везший в Рим апостола Павла. Святой Павел держал путь в столицу империи вынужденно — туда его отправили на судебное разбирательство. Морское путешествие апостола не было безоблачным. Как уже было сказано, его корабль попал в шторм. В итоге апостола и его спутников выбросило на берег острова Мальта. Здесь святой Павел провел несколько месяцев, занимаясь привычным для себя делом — жителям Мальты он усердно проповедовал Христа, ожидая продолжения пути в Рим. Так благодаря апостолу Мальта стала христианской.
Святой Павел поставил для острова епископа — главу местной Церкви. Его звали Публий. Благодарные мальтийцы увековечили имя апостола Павла в своей истории. В 16 веке в столице Мальты, городе Валетта, был построен храм названный «Церковь кораблекрушения святого Павла». Идя по улицам Валетты, памятный храм легко не заметить, так сильно он зажат среди городских строений. Но если вы зайдете внутрь церкви, вы наверняка будете поражены ее размерами — создаётся иллюзия, что внутренний объём храма превышает его внешние размеры.
В церкви Кораблекрушения находятся две реликвии, связанные с апостолом Павлом. Первая -это часть мраморной колонны, на которой святому Павлу была отрублена голова после суда. Вторая реликвия — это часть запястья апостола Павла, покрытая золотом и помещённая в большой серебряный ковчег в форме руки.
На Мальте сохранились также катакомбы имени апостола Павла. Считается, что в этих катакомбах апостол Павел проповедовал первым христианам острова, здесь же они впоследствии прятались от языческих гонений. В катакомбах апостола Павла находятся самые ранние захоронения мальтийских христиан.
Ежегодно в день кораблекрушения апостола Павла, который отмечается на Мальте 10 февраля, в храме Кораблекрушения служится торжественное католическое богослужение. Затем по улицам Валетты совершается церковная процессия. В ее главе католические священники несут статую апостола Павла и ларец с частицей его правой руки. Шествие обязательно сопровождается игрой на духовых инструментах. Пройдя по улицам Валетты, процессия возвращается в собор, где все желающие могут затем поклониться реликвиям, связанным с апостолом Павлом.
По окончании церковных торжеств в Валетте начинается общенародный праздник. Повсеместно играет музыка. С наступлением темноты обязательно устраивается фейерверк.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











