Этим летом я ездила погостить к тётушке Насте. Ей 87 лет и среди прочих недугов врачи поставили ей диагноз — деменция. По-простому — потеря памяти.
С ней постоянно проживает сиделка. Но и члены семьи не оставляют. Навещаем её регулярно по очереди. Все родственники, кто у тетушки гостил, говорят, что характер тетушки стал невыносимым. Я ехала и думала, какая связь между потерей памяти и изменением характера? Поняла позже...
Приехала к ней утром. Тетушка довольно быстро открыла дверь. Кажется, узнала меня. Засуетилась. Зачем-то сказала, что всегда бежит встречать, когда в дверь звонят... И вот зачем.
Минут через 10 тётя, Анастасия Павловна снова побежала проверять, кто пришел. Утверждала, что снова звонили. Усталая сиделка резко и коротко отвечала на постоянно повторяющиеся вопросы: «Кто -то звонит в дверь?», а потом шла в очередной раз закрывать дверь на замок, который открывала тетя.
Каждые 15 минут тетушка начинала готовить себе обед. Доставала из холодильника продукты. Включала газ. Сиделка только успевала бегать убирать всё и выключать конфорку. «Тетушка, мы сами приготовим обед! Вы отдыхайте!» — сказала я демонстративно мягко.
Затем тетушка принималась наводить порядок во всей квартире. В результате чего пропала зарядка от моего ноутбука.
«Тетушка, милая, я понимаю, что Вы хотели, как лучше, но я сама приберусь у себя в комнате» — снова мягко попросила я. «Я пальцем ничего не трогала!» — обижалась старушка.
Минут через 20 она снова шла на кухню. Через полчаса сиделка уже стонала, что не может найти продукты. Снова выключила конфорки и опять бежала к двери за тетей закрывать замок.
Вечером я уже не смогла найти свою сумку после очередной «уборки». А тётушка со слезами на глазах утверждала, что на неё клевещут. Кстати, сумка нашлась у неё под подушкой.
За время пребывания у тети я вдруг поняла, что особенности её состояния преподали мне очень важный урок!
Мы часто обижаемся, что близкие нас не слышат, не помнят детали того, что мы им рассказывали. Возмущаемся когда нарушаются договоренности. Злимся, когда игнорируют наши пожелания и делают всё по-своему.
В ситуации с тетей, страдающей деменцией, никакие договоренности не работали по определению! Я училась мириться с полным игнорированием моих просьб и желаний. Но я благодарна Богу за этот урок.
По моему мнению, Господь терпит от нас то же, только намного масштабнее. Ведь Он — абсолютная любовь! И помогает нам учиться любить.
Тетушка, Анастасия Павловна — дорогой, любимый для меня человек с самого моего детства. Я давно не была у нее, но в душе храню тепло той, детской привязанности. И эти чувства помогли мне принять все неудобства! Знаете, оказалось, что это возможно. Возможно — с Божьей помощью!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело