
Деян., 6 зач., II, 38-43.
38Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
39Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что апостол Петр обратился с пламенной речью к иудеям, которые собрались в Иерусалим на очередной религиозный праздник. Он рассказал им о Христе и его крестной жертве. Более того, он упрекнул собравшихся, что именно по причине их равнодушия, косности и неверным представлениям о Боге Израиль распял собственного Мессию и Спасителя. И вот завершая свое слово, он и призывает их покаяться. Да, именно теме покаяния посвящен сегодняшний отрывок.
Если перевести слово покаяние с греческого языка дословно, то мы получим словосочетание «изменение ума». Подлинное покаяние — это всегда существенная трансформация того образа мысли, к которому я привык. Печально, но даже церковные люди в некоторых случаях не понимают этого. Довольно часто мы называем покаянием перечисление списка грехов на исповеди. Это большая ошибка. Ведь порой мы делаем это, словно сдаем начальству отчет о проделанной работе. Констатируя набор фактов. Подлинное покаяние — это всегда потрясение души, которое является неизбежным результатом открытия чего-то нового. Понимание того, что больше думать так, как я раньше думал, говорить те слова, которые я говорил и т.д. невозможно. Иными словами, покаяние — это расширение горизонтов моего духовного опыта. Зачастую это событие не очевидно для окружающих. Его свидетелем остаются лишь сам человек и Бог. Однако только за одно такое внутренне движение Господь готов спасти человека, как, например, Он спас разбойника на кресте. В случае иудеев, к которым обращается апостол Петр покаяние означает кардинальный пересмотр своего отношение ко Христу и принятие всем своим умом и сердцем ту мысль, что Он и есть Мессия и Бог. Согласитесь, довольно серьезный мировоззренческий сдвиг.
Из этого следует второй важный момент. Покаяние не просто изменение образа мысли. Это неизбежное изменение образа действия. Человек больше не вернется к тому, в чем он искренне раскаялся. Он начинает жить по совершенно новым правилам. Действительно раскаявшийся вор, не будет больше воровать, убийца — убивать, сплетник — сплетничать, завистник — завидовать и т.д. Об этом свидетельствует и сегодняшний отрывок. Те, кто принял слова Петра искренне, немедленно крестились, а после этого начали жить совершенно по-другому.
Кто-то возразит: «Сложно бросить курить, даже если ты понимаешь, что это плохо. Кайся, не кайся — бесполезно. Все время возвращаешься к старому». Это подводит нас к главному. Подлинное покаяние — это всегда дар Бога. Ведь посмотрите, перед тем как иудеи принимают крещение, говорится, что они «умилились сердцем», слушая слова Петра о Христе. Так на них подействовала та благодать Святого Духа, которую Бог дал апостолам в День Пятидесятницы. Именно она перевернула их сердца, умы, и дала силы жить по-новому.
А поэтому, если мы действительно хотим изменить свою жизнь, необходимо не просто заставлять себя думать и действовать иначе. Следует всеми силами искать источники Божественной благодати. Только она способна восполнить все наши труды, и даровать нам такие желаемые прощение, мир и душевный покой.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема