Деян., 37 зач., XV, 35-41.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Можно ли контролировать свои эмоции? Как управлять своими чувствами? Как научиться не наносить ущерб другим людям своей чрезмерной темпераментностью? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
В только что прозвучавшем отрывке мы слышим о том, как апостол Павел вместе со своим другом и соратником Варнавой собираются в очередное миссионерское путешествие. Говорится, что Варнава хочет взять с собой Иоанна по прозвищу Марк. Однако апостол Павел категорически против этого. Видимо, Варнава настаивает. Но его друг не соглашается. В результате, как говорит Писание, произошло огорчение. Греческий текст выражается более конкретно. Слово пароксюсмос, которое на русский язык переведено как «огорчение», имеет ещё значение «раздражение» и «острое разногласие». Видимо в ходе обсуждения кандидатуры Иоанна по прозвищу Марк атмосфера была весьма напряжённой. И Павел высказался очень жёстко и нелицеприятно. Что же ему такого сделал Иоанн, за что он не хотел брать его с собой?
Из книги Деяний нам известно, что Иоанн-Марк был сыном благочестивой женщины Марии, в доме которой собиралась Иерусалимская община христиан. Кроме того, он приходился племянником апостолу Варнаве. А потому однажды Варнава и Павел взяли его с собой на проповедь Евангелия. Однако буквально на полпути юноша засомневался, оставил своих путников и вернулся обратно домой. Почему, сказать трудно. Толкователи высказывали массу предположений. Самое распространённое говорит о том, что он испугался. Проявил малодушие просто по своей юности и неопытности. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит: мальчику захотелось к матери. Чтобы подобное не повторилось, Павел отказывается его снова брать. Он видит в нём неблагонадёжного человека. Отсюда такая эмоциональная реакция.
Однако из дальнейшей истории мы узнаём, что речь здесь идёт не об обиде, не о злопамятстве и не о склонности Павла к конфликтам. Через 20 лет, когда апостол находится в заточении в римской тюрьме, он пишет послание к христианам города Колоссы. В этом послании он рекомендует им принять Марка, который вместе с ним переносит тяготы лишений. А перед самой своей смертью в послании к Тимофею он просит, чтобы Марк пришёл к нему для помощи в служении. Одним словом, Павел и Марк опять сблизились. Мальчик стал мужчиной и созрел для того, чтобы взять на себя высокую ответственность и понести тяготы непростого служения. Очевидно, что эмоции играли не последнюю роль в решении Павла не брать Иоанна-Марка с собой. Однако эти эмоции были подчинены конкретной цели: принести максимальную пользу Церкви Христовой, не навредить ни ей, ни людям, которые нуждаются в проповеди, ни самому Марку.
И в этом для нас важный урок. Величие святых, в том числе и Павла, заключается в том, что что весь свой темперамент с его плюсами и минусами, они направляли на служение Богу. Все свои чувства и мысли постоянно сверяли с Евангелием и теми задачами, которые перед ними ставило их высокое служение. А потому Бог всё это направлял на благо. Один из святых древней Церкви, Беда Достопочтенный, замечал по этому поводу: злом является не волнение, то есть — не эмоция, злом является волнение неразумное и без всякой цели. То сеть без всякой высокой цели и всё то хорошее, что есть в нас, постепенно прокисает. И напротив, при нашем искреннем желании послужить Евангелию, Господь даже наши недостатки превращает в достоинства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.
Как на Руси соль добывали
Соль — сегодня это привычный и обыденный продукт, который всегда на столе. Купить соль можно в любом продуктовом магазине. Однако так было не всегда. Например, в средневековье к соли относились с большим трепетом. Ведь она не только делала пищу вкуснее, но и служила консервантом, позволяющим долгое время сохранять продукты — холодильников тогда не было. Соль широко применялась и на производствах, например, при обработке кожи. До наших дней дошли старинные пословицы о соли: «Без соли стол кривой»; «Без соли, без хлеба худая беседа».
О том, как наши предки добывали соль, может поведать старинная загадка: «Из воды родится, на огне вырастает, а с матерью водой свидится — опять умирает». Соль на Руси выпаривали из морской воды, но чаще — из солёных подземных минеральных источников. Однако, такой источник сначала нужно было найти. Затем пробурить скважину — её глубина могла доходить до двухсот метров! Потом — установить трубы, поставить избу-варницу: там проходило выпаривание соли на больших сковородах — цренах. Этот процесс назывался «варя». Вот как, по описаниям историка Ольги Соколовой, она происходила: «Доведя рассол до кипения, мастер внимательно следил за тем, как шел „кипёж“. При появлении первых кристаллов соли добавляли следующую порцию рассола, тщательно размешивая её, и так повторяли несколько раз, пока не получался густой „засол“. Когда соль начинала оседать хлопьями на дно, её собирали, а затем лопатами выбрасывали на пола́ти. „Варя“ продолжалась без остановок примерно сутки. Высохшую соль ссыпа́ли в мешки и переносили для хранения в амбары, выстроенные на берегу реки». Историки описывали избу-варницу как душное, жаркое помещение, в котором солевары проводили много часов. Соль впитывалась в тело, разъедала малейшую царапину.
О том, где происходила основная добыча соли, сегодня говорят сами названия городов: Солигалич, Сольвычегодск, Соликамск. Многие населенные пункты северной и восточной части страны носили название Усолье. Соловецкий монастырь тоже был одним из крупнейших центров соляного промысла. Интересно, что название обители тоже созвучно слову «соль», хотя на самом деле оно происходит от финского слова «лесной остров».
В Европе очень интересовались российским соляным производством. В 1673-м году в России побывал шведский военный разведчик Эрик Пальмквист. Официально он прибыл как посол с дипломатической миссией. Но имел и тайное поручение — собирать сведения о военном потенциале страны. В Швецию он привёз планы городов, географические карты. При этом среди его рисунков оказалось и подробное изображение соляной варницы на реке Мшаге под Новгородом Великим.
Соляной промысл на протяжении столетий был одной из главных опор российской экономики. Сегодня в Государственном Историческом музее Москвы можно увидеть редкие экспонаты — составляющие старинного производственного комплекса солеварения. И проследить с их помощью весь этот когда-то сложный и трудозатратный процесс.
Все выпуски программы Открываем историю
Борис Кустодиев. «Вербный торг у Спасских ворот»
— Андрей Борисович, как такое может быть? Я совершенно точно уже видел эту картину Бориса Кустодиева. В Петербурге, в Русском музее. Я был там совсем недавно на каникулах. Она даже называлась так же: «Вербный торг у Спасских ворот».
— Олег, всё нормально. Просто у Бориса Михайловича Кустодиева действительно есть две картины с одинаковым сюжетом и названием. Одна из них, как ты верно заметил, находится в Русском музее в Петербурге. А другая — здесь, в Нижегородском государственном художественном музее.
— Кажется, теперь понял! Наверное, одна из них — этюд?
— А вот и нет! Оба полотна — самостоятельные, законченные картины. Хотя и отличаются друг от друга разве что совсем незначительными деталями и размерами. Видимо, вербная ярмарка на Красной площади в Москве очень вдохновила художника.
— Ну, судя по полотну, там действительно было весело. Смотрите: огромные связки воздушных шаров рвутся в небо. Продают пряники и коврижки. А народу сколько! И все нарядные. Чувствуется общая радость и веселье.
— «Вербный торг у Спасских ворот» искусствоведы называют одной из самых ярких праздничных работ Кустодиева. Борис Михайлович часто обращался в своём творчестве к теме православных праздников и русских народных традиций. Художник говорил, что любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому», — это было всегда единственным сюжетом его картин.
— Эх, самому захотелось туда — в гущу праздничной толпы. Интересно, а сам Кустодиев был на этом Вербном торге? Или картина — плод воображения художника?
— Борис Михайлович написал своё полотно с натуры в 1917 году. Вербное воскресение тогда пришлось на 8 апреля. Кустодиев вышел с мольбертом на Красную площадь, где под стенами Кремля шумел знаменитый рынок, который в народе называли «Верба». И буквально за несколько часов создал две картины. В то время живописец был уже очень болен, с большим трудом передвигался. Но желание перенести на холст народную радость оказалось сильнее недуга.
— Андрей Борисович, а ведь Вербное воскресение — это праздник Входа Господня в Иерусалим. Христос вступает на Свой Крестный путь. Канун страстной недели Великого поста. И вдруг — ярмарка, гуляния, веселье...
— Ты правильно подметил. Начнётся Страстная неделя и «замолчит всякая плоть». Но Вербное Воскресение — это предчувствие пасхальной радости. Недаром в этот день даже пост послабляется, и можно есть рыбу.
— А где же верба? Картина называется «Вербный торг у Спасских ворот». Но торговцев вербой что-то не видно.
— Посмотри внимательно на стрелки часов Спасской башни. Они показывают почти половину четвёртого. Вот тебе и ответ. Вербу в храме освящают в субботу вечером и утром воскресенья. Вероятно, её всю уже раскупили накануне. И теперь люди просто гуляют, покупают постные пряники, общаются.
— Андрей Борисович, вы сказали, что Кустодиев написал картину в апреле 1917-го. То есть, Февральская революция уже совершилась. Не за горами и Октябрьская...
— А вместе с нею — гонения на Церковь и веру, запрет на церковные праздники. Запретят Вербный торг у Спасских ворот... Но картина Бориса Кустодиева останется для многих живым воспоминанием об ушедшем счастливом времени.
— Полотно действительно дарит ощущение счастья. А знаете, у поэта Аполлона Майкова есть стихотворение, ну как будто точь-в-точь про это полотно Кустодиева! Я его когда-то в школе учил наизусть, и вот, сейчас вспомнилось:
Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдёрнута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!
С вербами и́дут толпы́ за толпа́ми,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!
Картину Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России