
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 13 зач., V, 1-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
15 ноября. О духовных дарах

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней».
О духовных дарах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда люди находились в языческой грубости, необходимы были определенные явления чудеса. Поэтому Господь и даровал апостолам особый дар исцеления недугов, совершения чудес и изгнания бесов. В наше же время мы уже обо всем этом знаем и видим, сколько совершено множество чудес через благодать Божию в Святой Церкви. Для нас сейчас важнее, наоборот, уже познавать это учение умом и сердцем, уже совершенствоваться в любви к Богу и в молитвах. Для нас уже не полезны будут те чудеса, которые были совершаемы апостолами. Поэтому Господь в каждый период жизни человечества посылает свои дарования, посылает свою благодать, которая полезна в тот или иной момент времени жизни человечества. Для современной нашей жизни своя благодать Богом дана. Мы должны пользоваться и совершенствоваться в любви к Богу, в молитве к Богу за ближних и за себя.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 ноября. О заботе христианских общин об апостолах

В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова о церквях Македонии: «Они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель».
О заботе христианских общин об апостолах — священник Николай Конюхов.
Разные христианские общины принимали переходящих из одного города в другой апостолов и, понятно, что участвовали в их проповеди. Каким образом? В том числе и финансово, материальном. То есть нужно было предоставить какое-то помещение для отдыха, какое-то питание, какие-то средства для того, чтобы закупить необходимую одежду и так далее. И хотя сам апостол Павел старался не обременять с собой общину и сам делал палатки своими руками и продавал, но он говорил, что достойно служителю питаться от своей проповеди. И он говорит, что некоторые церкви даже больше своей обязанности проявляли от доброты, то есть они сверх меры заботились о апостолах, о других служителях. И он хвалит их в этом их благом начинании. Поэтому, если хотите сподобиться похвалы от апостола Павла, старайтесь тоже заботиться о своих священнослужителях, о своих любимых батюшках и даже не бояться, что это будет сверх меры.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 ноября. О служении Владимира Русанова

Сегодня 15 ноября. В этот день в 1875 году родился полярник Владимир Русанов.
О его служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Выдающийся ученый и полярный путешественник Владимир Александрович Русанов родился 15 ноября 1875 года в городе Орле. Учился в Орловской мужской гимназии, затем в духовной семинарии. Участвовал в революционном движении. Мечта о Севере зародилась у него в Орловской губернской тюрьме. После ссылки в Вологде Русанов устраивается статистом в земское управление и отправляется в первую экспедицию к Северному Ледовитому океану. В период с 1907 по 1911 годы Владимир Русанов совершил пять экспедиций на острова Новой Земли. Он обошел вокруг Южного и Северного островов, нанес на карты вновь открытые ледники, составил первые карты побережья и собрал первую геологическую коллекцию на самой северной точке архипелага — мысе Желания. В 1912 году Русанов возглавил русскую правительственную экспедицию на архипелаг Шпицберген. В августе этого года, завершив исследование на архипелаге, установив 28 заявок на месторождение каменного угля и закрепив права России на Шпицбергене, Русанов с десятью спутниками направился на корабле «Геркулес» к берегам Новой Земли и исчез в бескрайних просторах Арктики. Останки экспедиции были найдены только в 1934 году в районе полуострова Таймыр. Среди легендарных покорителей Арктики начала XX века Владимиру Александровичу Русанову принадлежит особое место. Как никто другой, он глубоко понимал значение севера в хозяйственной жизни России и блестяще предвидел экономическое и государственное значение северного морского пути.
Все выпуски программы Актуальная тема







