Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Порой даже верующие люди воспринимают библейскую историю как полулегендарный и даже полумифический рассказ. События, описанные в ней, настолько невероятны, говорят они, что больше похожи на сказку, чем на то, что может произойти в реальности. Так Бог действует лишь в судьбах святых, но не в наших. Что же необходимо сделать, чтобы тот Бог, о котором рассказывают священные истории, стал бы живым Богом. Тем, с Кем мы могли бы общаться здесь и сейчас? Отрывок из 18 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Из Евангелия мы знаем, что у Иоанна Крестителя были ученики и последователи. Вместе со своим учителем они ожидали приход в мир Мессии. Они помогали Иоанну в его служении: объясняли людям, что такое покаяние, а также, как им необходимо жить для того, чтобы принять обещанного Спасителя. Кроме того, из Евангелия нам известно, что, когда Христос пришёл в мир, Иоанн Предтеча указал на Него своим последователям. Вот Тот, ради Кого он исполнял свою миссию. Потому его служение окончено. Теперь его ученики могут идти за Христом и называть себя христианами. Многие так и поступили. Если Иоанн крестил своих последователей во оставление грехов, то Господь крестил их Духом Святым. А потому, став учениками Спасителя, они узнали намного больше о том, кто такой Мессия и в чём заключается смысл Его прихода на землю. Самое главное откровение заключалось в том, что Мессия не просто человек, не просто великий пророк. Это Сам Бог, Который сотворил этот мир и пришёл в него ради того, чтобы спасти всякого, кто отзовётся на Его учение.
Однако оставались ещё те последователи Иоанна, кто по разным причинам не вступил в Церковь Христову. Они так и продолжали дело учителя, совершая крещение во оставление грехов. Одним из таких людей был Аполлос. Он знал, что Мессией является Иисус Христос. Однако у него не было того духовного опыта, которым обладали ученики Спасителя, а потому он ничего не знал о том, кто такой Христос на самом деле. Именно это знание и опыт он перенимает от двух христиан по имени Акила и Прискилла, живущих в городе Ефес. Аполлос крестится христианским крещением и принимает Христа не просто как выдающегося пророка, но именно как Творца этого мира. После этого он с новыми силами продолжает свою проповедь.
Важная истина скрыта в этой истории. Если мы хотим добиться какого-то результата в своей работе, нельзя просто сидеть сложа руки. Важно предпринимать хоть какие-то шаги в необходимом направлении. Необязательно, чтобы они были семимильными. Они могут быть крошечными. Главное, чтобы в своём движении мы сохраняли постоянство. Тогда результат будет достигнут. Так и в духовной жизни. Бог не открывается тому, кто не прилагает к Его поиску никаких усилий. Если мы хотим Его найти, хотим встретить Его в своей жизни, важно на ежедневной основе хотя бы что-то предпринимать для этого. Необязательно это должно быть нечто грандиозное. Каждый должен решить, исходя из личной ситуации. Важно, что это должно быть ежедневное напряжение воли в избранном направлении. Ежедневное понуждение себя жить по-Евангельски. Не будем сомневаться. Однажды количество перерастёт в качество. И Тот Бог, о Котором мы знаем из священных книг, со слов священников и других людей, открывается нам здесь и сейчас, лично, как Тот, Кто ежеминутно участвует в нашей жизни, и непрестанно проявляет заботу о каждом из нас.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!