Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Порой даже верующие люди воспринимают библейскую историю как полулегендарный и даже полумифический рассказ. События, описанные в ней, настолько невероятны, говорят они, что больше похожи на сказку, чем на то, что может произойти в реальности. Так Бог действует лишь в судьбах святых, но не в наших. Что же необходимо сделать, чтобы тот Бог, о котором рассказывают священные истории, стал бы живым Богом. Тем, с Кем мы могли бы общаться здесь и сейчас? Отрывок из 18 главы книги Деяний апостольских, который звучит сегодня в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Из Евангелия мы знаем, что у Иоанна Крестителя были ученики и последователи. Вместе со своим учителем они ожидали приход в мир Мессии. Они помогали Иоанну в его служении: объясняли людям, что такое покаяние, а также, как им необходимо жить для того, чтобы принять обещанного Спасителя. Кроме того, из Евангелия нам известно, что, когда Христос пришёл в мир, Иоанн Предтеча указал на Него своим последователям. Вот Тот, ради Кого он исполнял свою миссию. Потому его служение окончено. Теперь его ученики могут идти за Христом и называть себя христианами. Многие так и поступили. Если Иоанн крестил своих последователей во оставление грехов, то Господь крестил их Духом Святым. А потому, став учениками Спасителя, они узнали намного больше о том, кто такой Мессия и в чём заключается смысл Его прихода на землю. Самое главное откровение заключалось в том, что Мессия не просто человек, не просто великий пророк. Это Сам Бог, Который сотворил этот мир и пришёл в него ради того, чтобы спасти всякого, кто отзовётся на Его учение.
Однако оставались ещё те последователи Иоанна, кто по разным причинам не вступил в Церковь Христову. Они так и продолжали дело учителя, совершая крещение во оставление грехов. Одним из таких людей был Аполлос. Он знал, что Мессией является Иисус Христос. Однако у него не было того духовного опыта, которым обладали ученики Спасителя, а потому он ничего не знал о том, кто такой Христос на самом деле. Именно это знание и опыт он перенимает от двух христиан по имени Акила и Прискилла, живущих в городе Ефес. Аполлос крестится христианским крещением и принимает Христа не просто как выдающегося пророка, но именно как Творца этого мира. После этого он с новыми силами продолжает свою проповедь.
Важная истина скрыта в этой истории. Если мы хотим добиться какого-то результата в своей работе, нельзя просто сидеть сложа руки. Важно предпринимать хоть какие-то шаги в необходимом направлении. Необязательно, чтобы они были семимильными. Они могут быть крошечными. Главное, чтобы в своём движении мы сохраняли постоянство. Тогда результат будет достигнут. Так и в духовной жизни. Бог не открывается тому, кто не прилагает к Его поиску никаких усилий. Если мы хотим Его найти, хотим встретить Его в своей жизни, важно на ежедневной основе хотя бы что-то предпринимать для этого. Необязательно это должно быть нечто грандиозное. Каждый должен решить, исходя из личной ситуации. Важно, что это должно быть ежедневное напряжение воли в избранном направлении. Ежедневное понуждение себя жить по-Евангельски. Не будем сомневаться. Однажды количество перерастёт в качество. И Тот Бог, о Котором мы знаем из священных книг, со слов священников и других людей, открывается нам здесь и сейчас, лично, как Тот, Кто ежеминутно участвует в нашей жизни, и непрестанно проявляет заботу о каждом из нас.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.