
Деян., 13 зач., V, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего начинается духовная жизнь? С чтения Священного Писания и других мудрых книг? С похода в храм? С участия в таинствах Церкви? С беседы с батюшкой или же с другим духовно-просветлённым человеком? Может быть с тщательного исполнения предписаний церковного устава? Безусловно, всё это вещи немаловажные. Однако отрывок из 5-й главы Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в православных храмах, обращает наше внимание на ещё один важный момент. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Центром жизни первых христиан была община. Каждый верующий по своим силам стремился внести вклад в её укрепление и развитие. Кто-то помогал своими талантами и умениями, кто-то материально. А потому, как говорится в книге Деяний святых апостолов, «не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного».
Очевидно, что продажа всей своей собственности в пользу общины не являлось необходимым условием для того, чтобы стать её участником. Человек мог примкнуть к братству просто так, без материального взноса. Однако некоторые настолько горели верой во Христа и так хотели изменить свою жизнь, что стремились буквально исполнить слова Спасителя: «раздай всё и следуй за Мной». Естественно, такие люди пользовались огромным уважением среди верующих. Ведь они на деле продемонстрировали свою преданность Евангелию.
Видимо, подобного отношения к себе хотели и Анания с Сапфирой. Поэтому они продают имение, делят сумму выручки на две части, одну оставляют себе, другую приносят Петру. В этом поступке нет ничего плохого. Поэтому и говорит апостол Анании: «то, чем ты владел — это твоё и находится в твоей власти, поэтому ты можешь распоряжаться этим, как хочешь». Проблема в другом. Анания заявляет, что он отдаёт Церкви всё своё имущество. А это ложь. Зачем же он это делает? Им и его женой руководит не искренность и любовь к Богу, а банальная корысть. Будучи людьми порочными, они хотят прослыть праведниками. К обману людей и в итоге Самого Бога их подталкивают ханжество и лицемерие. Судить о том, насколько глубоко этот порок проник в их сердце, можно по силе воздаяния. И Анания и Сапфира погибают.
Это важный урок, он даёт ответ на вопрос, с чего начинается духовная жизнь. Один из китов, на которых она стоит, — честность. Честность перед Богом, перед людьми, но в первую очередь — честность перед собой. Ведь порой мы совершаем неприглядные поступки не потому, что хотим обмануть окружающих. Это скорее следствие. А потому, что весьма искусно обманываем самих себя. Попробуйте, например, доказать зависимому от разнообразных химических веществ человеку, что он одержим. Он будет последний, кто увидит правду о себе самом. В его голове и сердце живёт очень хитроумная система самооправданий и лжи себе. Но ведь зависеть можно не только от веществ. Есть зависимости от людей, от материальных благ, от эмоциональных состояний, зависимости от фантазий и иллюзий. И нередко именно эти одержимости управляют нашей жизнью, а мы не хотим избавляться от них. Ведь в известном смысле они гарантируют нам удовольствие, комфорт, стабильность. Да, они не разрушают нас так беспощадно и быстро, как химические. Но они в конечном счёте огораживают нас от Бога.
Увидеть эти одержимости в своём сердце, признаться себе в них — большое дело. Подобная честность предполагает, что я безжалостен к себе. Готов смотреть на себя настоящего, не отворачиваясь, даже если мне неприятно, стыдно, страшно. Честно признать, что есть во мне не только хорошее, но достаточно и мерзкого, отвратительного, того, что хочется скрыть, о чём хочется забыть. Все эти болезненные наросты на моей душе — тоже я. Как бы мне не хотелось этого признавать. Без подобной честности духовная жизнь не начнётся. Ведь перед тем, как начать выздоравливать от своих внутренних болезней, их необходимо увидеть, признать, что они мои, а потом отдать Богу в надежде, что Он заберёт это от меня. Ведь я сам зачастую бываю перед ними бессилен. Подобная искренность имеет большую ценность перед Богом. Она демонстрирует нашу готовность идти за Ним. Именно в ответ на это движение души Господь приходит в нашу жизнь, входит в нашу душу, усмиряет наши страсти, и мы явно ощущаем благодать Его присутствия.
«Таинство» смерти»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о том, как смерть близкого или знакомого человека приводила к Богу или укрепляла в вере.
Все выпуски программы Светлые истории
Антон Чехов. «Вишнёвый сад»: «О Фирсах и звёздах»

Фото: PxHere
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет произведения сосредоточен на уникальном вишнёвом саду в старой дворянской усадьбе. Сад обречён на уничтожение. Его владельцы разорены, и поместье в конце концов продают с аукциона, а новый хозяин вырубает сад. Но не гибель сада становится центральным нервом пьесы, её главной болью. А что же?
В мире чеховской пьесы, мире, который заполнен переживаниями за обречённый вишнёвый сад, — а красота его и правда стоит того, чтобы её оплакать! — не хватило времени, сил, внимания, тепла на одного-единственного человека. После продажи усадьбы старого слугу Фирса забывают в заколоченном дворянском доме.
Апофеоз трагизма пьесы — не стук топора, рубящего вишнёвые деревья, а стук молотка, заколачивающего ставни дома, в котором остался старик. А ведь Фирс для Творца Вселенной дороже всех садов мира.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома», рассказывала, как однажды её мама, выбрав ясный вечер, вывела маленькую Гарриет из дома, указала на звёздное небо и сказала: «Настанет день, когда самая яркая из этих звёзд погаснет. А душа самого последнего нищего будет жить вечно».
«Смотрите, не презирайте никого из малых сих» — читаем мы в Евангелии от Матфея. Это и есть ключ к «Вишнёвому саду». Антон Чехов показывает: человек очень часто становится едва заметным на фоне того, что кажется гораздо более ценным. Так, старик Фирс, запертый в заколоченном доме, фактически погибает одновременно с садом, в котором уже стучат топоры. Но если услышать евангельское слово и научиться не презирать малых сих, не забывать Фирсов в заколоченных домах, может, уцелеют и вишнёвые сады?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение