Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего начинается духовная жизнь? С чтения Священного Писания и других мудрых книг? С похода в храм? С участия в таинствах Церкви? С беседы с батюшкой или же с другим духовно-просветлённым человеком? Может быть с тщательного исполнения предписаний церковного устава? Безусловно, всё это вещи немаловажные. Однако отрывок из 5-й главы Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в православных храмах, обращает наше внимание на ещё один важный момент. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Центром жизни первых христиан была община. Каждый верующий по своим силам стремился внести вклад в её укрепление и развитие. Кто-то помогал своими талантами и умениями, кто-то материально. А потому, как говорится в книге Деяний святых апостолов, «не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного».
Очевидно, что продажа всей своей собственности в пользу общины не являлось необходимым условием для того, чтобы стать её участником. Человек мог примкнуть к братству просто так, без материального взноса. Однако некоторые настолько горели верой во Христа и так хотели изменить свою жизнь, что стремились буквально исполнить слова Спасителя: «раздай всё и следуй за Мной». Естественно, такие люди пользовались огромным уважением среди верующих. Ведь они на деле продемонстрировали свою преданность Евангелию.
Видимо, подобного отношения к себе хотели и Анания с Сапфирой. Поэтому они продают имение, делят сумму выручки на две части, одну оставляют себе, другую приносят Петру. В этом поступке нет ничего плохого. Поэтому и говорит апостол Анании: «то, чем ты владел — это твоё и находится в твоей власти, поэтому ты можешь распоряжаться этим, как хочешь». Проблема в другом. Анания заявляет, что он отдаёт Церкви всё своё имущество. А это ложь. Зачем же он это делает? Им и его женой руководит не искренность и любовь к Богу, а банальная корысть. Будучи людьми порочными, они хотят прослыть праведниками. К обману людей и в итоге Самого Бога их подталкивают ханжество и лицемерие. Судить о том, насколько глубоко этот порок проник в их сердце, можно по силе воздаяния. И Анания и Сапфира погибают.
Это важный урок, он даёт ответ на вопрос, с чего начинается духовная жизнь. Один из китов, на которых она стоит, — честность. Честность перед Богом, перед людьми, но в первую очередь — честность перед собой. Ведь порой мы совершаем неприглядные поступки не потому, что хотим обмануть окружающих. Это скорее следствие. А потому, что весьма искусно обманываем самих себя. Попробуйте, например, доказать зависимому от разнообразных химических веществ человеку, что он одержим. Он будет последний, кто увидит правду о себе самом. В его голове и сердце живёт очень хитроумная система самооправданий и лжи себе. Но ведь зависеть можно не только от веществ. Есть зависимости от людей, от материальных благ, от эмоциональных состояний, зависимости от фантазий и иллюзий. И нередко именно эти одержимости управляют нашей жизнью, а мы не хотим избавляться от них. Ведь в известном смысле они гарантируют нам удовольствие, комфорт, стабильность. Да, они не разрушают нас так беспощадно и быстро, как химические. Но они в конечном счёте огораживают нас от Бога.
Увидеть эти одержимости в своём сердце, признаться себе в них — большое дело. Подобная честность предполагает, что я безжалостен к себе. Готов смотреть на себя настоящего, не отворачиваясь, даже если мне неприятно, стыдно, страшно. Честно признать, что есть во мне не только хорошее, но достаточно и мерзкого, отвратительного, того, что хочется скрыть, о чём хочется забыть. Все эти болезненные наросты на моей душе — тоже я. Как бы мне не хотелось этого признавать. Без подобной честности духовная жизнь не начнётся. Ведь перед тем, как начать выздоравливать от своих внутренних болезней, их необходимо увидеть, признать, что они мои, а потом отдать Богу в надежде, что Он заберёт это от меня. Ведь я сам зачастую бываю перед ними бессилен. Подобная искренность имеет большую ценность перед Богом. Она демонстрирует нашу готовность идти за Ним. Именно в ответ на это движение души Господь приходит в нашу жизнь, входит в нашу душу, усмиряет наши страсти, и мы явно ощущаем благодать Его присутствия.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.