Деян., 45 зач., XXI, 8-14.
Глава 21.
8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многие комментаторы этого отрывка книги Деяний святых апостолов обращают внимание на то, что Агав, который выступает здесь в качестве пророка, уже упоминался на страницах книги Деяний: там, в 11-й главе, он возвестил другую беду, она коснулась всех, он сказал о надвигающемся великом голоде «по всей вселенной». И в этом отрывке, и в отрывке из 11-й главы мы видим, что апостолы послушали Агава и предприняли некоторые действия исходя из его слов. Любопытно же здесь то, что Агав приходит из ниоткуда и уходит никуда, о нём известно лишь то, что он был из Иудеи, о нём известно также, что он был из числа семидесяти апостолов и прославлен в Церкви как святой. Несмотря на то, что некоторые источники называют его христианским пророком, он своими словами и действиями, своими внезапными появлениями очень напоминает ветхозаветных пророков, с ними же его роднит и использование символических действий, в частности, Агав связывает себя поясом апостола Павла и через это указывает на то, что ждёт Павла в Иерусалиме. Подобным образом действовали и некоторые ветхозаветные пророки, к примеру, о пророке Исайе в книге его имени мы находим такие слова: «Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой» (Ис. 20:2) — это было пророчеством об ассирийском пленении египтян. А пророк Иеремия по вдохновению от Бога совершал, как и Агав, символические действия с поясом, правда, это был его собственный, специально для этих целей купленный льняной пояс, но действия пророка, как и в случае с историей из книги Деяний, не предвещали ничего хорошего: таким образом Иеремия пророчествовал о надвигающихся бедах для Иерусалима и всей Иудеи (см. Иер. 13). Можно привести и множество иных подобных примеров, для пророков Ветхого Завета символические действия были почти что рядовым явлением, но совсем иначе обстоит дело с Новым Заветом, в нём, пожалуй, кроме Агава, мы не найдём других пророков, которые поступали бы схожим образом. Очевидно, что дар Агава — уникален и неповторим, он очень специфичен, и Богом он был дан Церкви в лице Агава лишь на краткое время, для определённой цели. А вот о том, какова была эта цель, можно лишь догадываться.
Конечно, значительно важнее для нас не размышление о цели пророческого дара Агава, а рассмотрение того, каким образом другие апостолы реагируют на пророчества Агава: они ему безусловно верят, они не сопротивляются его словам так, как сопротивлялось словам древних израильских пророков большинство их современников. Это указывает нам на одну крайне важную сторону понимания пророчеств: апостолы, как и Агав, имели дары Духа Святого, Агав говорил под воздействием Духа, апостолы понимали его слова, будучи сами в общении с Духом Святым. Отсюда можно сделать очевидный вывод: понять и принять слова Святого Духа может только тот, кто сам имеет общение с третьей ипостасью Святой Троицы. Если же такого общения нет, то не может быть и понимания, так, как не было понимания со стороны тех, к кому непосредственных образом обращались пророки Ветхого Завета.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











