Деян., 7 зач., III, 1-8.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ об исцелении апостолом Петром человека, хромого от рождения. Его ноги были расслаблены, и он не мог ходить. Вероятно, какой-то ручной труд был бы для него возможен, но значительно проще было поручить ему собирать милостыню, тем более, что по закону иудеи были обязаны поддерживать тех, кто не мог прокормить себя самостоятельно.
Увидев апостолов, он попросил их о помощи. Попросил, как просил всегда, ни на что особенное не рассчитывая. Кем были для него эти люди? Ему не было до них никакого дела. Хочешь что-нибудь дать — дай, нет — проходи мимо. Люди для него — это просто источник дохода или разочарования, когда они ничего не дают. Но не так ли к нему относились все проходящие. Он для них просто нищий, который нуждается в помощи. Мало ли таких нищих, чтобы на всех обращать внимание. Кто-то замечал его, а кто-то и не замечал вовсе.
Но вот апостолы всмотрелись в него. Что они хотели увидеть? Понять, нуждается ли он в помощи на самом деле? Вполне возможно, употребляя эту фразу, евангелист Лука просто имеет в виду, что они увидели человека в том, в ком давно никто человека не видел. Он от рождения неизлечимо болен, что на него смотреть? Но нет, он человек и относиться к нему надо по-человечески. «Посмотри на нас», — говорят они ему. Зачем? Очевидно, за тем, чтобы и он увидел в них людей, а не просто источник дохода. Апостолы не имели денег, но то, что они собирались дать хромому, требовало от него чтобы он включился в общение, чтобы они как люди встретились.
Кажется, что они и так встретились, как встречаемся мы с десятками и сотнями людей. Но разве мы встречаемся с ними на самом деле? Нет, мы просто, как сегодня говорится, «пересекаемся». Находимся поблизости, но не переживаем встречи, не вступаем в общение, иногда даже с самыми близкими. И происходит это не только потому, что мы торопимся или не имеем сил. Дело в том, что встреча требует от нас душевных усилий, общение предполагает выход за границы своих интересов.
Итак, апостолы приглашают его к общению, но готов ли он к нему? Он так долго жил в привычных отношениях, так долго был пренебрегаем, что единственное, чего он ждёт от них — это денег. Но Пётр даёт ему нечто лучшее: «что имею — даю тебе», — говорит он. И тот силою Христовой становится здоров.
Пусть большинство из современных христиан не обладает возможностью исцелять больных. Это редкий дар, который Бог сообщает поистине святым людям. Однако значит ли это, что мы не можем ничего друг другу дать? Конечно, нет. Мы можем относиться друг к другу по-человечески, можем видеть друг в друге людей и этого будет достаточно, чтобы исцелить многие наши болезни.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.