
Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из книги Деяний Апостолов. Учитывая, что ее прочтению посвящен весь период от Пасхи до Пятидесятницы, появление этого отрывка сразу после праздника Крещения может вызвать недоумение. Однако это происходит потому, что в сегодняшний день Церковь празднует Собор Предтечи и Крестителя Иоанна. И хотя слово «собор» обычно означает собрание епископов или большой храм для совместного богослужения большого числа клириков, в данном случае словом «собор» подчеркивается, что речь идет не о рождении или смерти святого, не о каком-либо событии в его жизни, но о нем самом, о сути его служения.
Иоанн был аскетом и видел свою миссию в том, чтобы через покаяние и крещение в воде подготовить иудеев к пришествию Мессии. В иудаизме и до Иоанна Предтечи были известны ритуальные омовения, которые были связаны с осквернением и возвращением чистоты. Однако эти омовения были повторяемыми и совершались отдельными лицами по необходимости. Вода для этого обычно использовалась дождевая, в то время как воды Иордана воспринимались как нечистые, потому что они протекали через земли язычников.
Итак, Иоанн приходит на берег Иордана и призывает людей креститься. Казалось бы, ничего нового: как физическая грязь смывается водой, так покаянием омывающегося в водах смывается совершенное зло. Однако Он крестит в Иордане и призывает ко крещению всех, весь народ. Нам сегодня это не очевидно, но для иудеев того времени — это могло значить лишь одно: с точки зрения Иоанна осквернились все, и они стали хуже язычников. Речь идет не об одном проступке, а о том, что весь народ сбился с пути и прежде, чем встречать Мессию, он должен вернуться в нормальное духовное состояние и обновить тот завет, в котором уже состоит.
Но как же он соотносит свое служение и служение будущего Мессии? «Я недостоин, — говорит он, — развязать ремень на его обуви... Я крещу вас водою, но Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Казалось бы, для Иоанна его служение очень важно, но, как мы видим, оно не сопоставимо со служением Христа.
Крещение Иоанново было именно подготовительным и покаянным актом, в нем не было мистики, но было очень важное исправление намерений, оно было действием душевным и эмоциональным. Иудей, который жил в полной уверенности, что у него всё хорошо, кроме присутствия римских захватчиков, то есть чего-то сугубо внешнего, вдруг осознавал, что его вера давно превратилась в рутинное исполнение закона, что он давно не чувствует связи с живым Богом. Однако при всей своей важности это крещение было лишь фундаментом для крещения гораздо более значимого, духовного.
Кажется, и в первом, и во втором случае речь идет о внутренней решимости изменить свою жизнь. Внешне эта решимость и сам акт внутреннего самоопределения оформляется схожим образом: омовением в воде.
Чем же они могли быть столь отличны, что Павел, пришедший в Ефес, крестил учеников, которые уже получили от Аполлоса крещение Иоанново? На самом деле разница между ними такая же, как между Ветхим и Новым Заветом. В Ветхом Бог обращался к человеку и тот, в свою очередь, мог стремиться к единомыслию с Ним. Однако Новый Завет — это не просто договор, утвержденный на новых, более продуманных идеях и условиях... Это Завет вечный, утвержденный жертвой Богочеловека Христа. Он заключается не только в нашем намерении, но и в том, что Дух Святой действительно исцеляет нас от греха. Не автоматически, конечно, но сообразуясь с нашими собственными усилиями.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.