Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из книги Деяний Апостолов. Учитывая, что ее прочтению посвящен весь период от Пасхи до Пятидесятницы, появление этого отрывка сразу после праздника Крещения может вызвать недоумение. Однако это происходит потому, что в сегодняшний день Церковь празднует Собор Предтечи и Крестителя Иоанна. И хотя слово «собор» обычно означает собрание епископов или большой храм для совместного богослужения большого числа клириков, в данном случае словом «собор» подчеркивается, что речь идет не о рождении или смерти святого, не о каком-либо событии в его жизни, но о нем самом, о сути его служения.
Иоанн был аскетом и видел свою миссию в том, чтобы через покаяние и крещение в воде подготовить иудеев к пришествию Мессии. В иудаизме и до Иоанна Предтечи были известны ритуальные омовения, которые были связаны с осквернением и возвращением чистоты. Однако эти омовения были повторяемыми и совершались отдельными лицами по необходимости. Вода для этого обычно использовалась дождевая, в то время как воды Иордана воспринимались как нечистые, потому что они протекали через земли язычников.
Итак, Иоанн приходит на берег Иордана и призывает людей креститься. Казалось бы, ничего нового: как физическая грязь смывается водой, так покаянием омывающегося в водах смывается совершенное зло. Однако Он крестит в Иордане и призывает ко крещению всех, весь народ. Нам сегодня это не очевидно, но для иудеев того времени — это могло значить лишь одно: с точки зрения Иоанна осквернились все, и они стали хуже язычников. Речь идет не об одном проступке, а о том, что весь народ сбился с пути и прежде, чем встречать Мессию, он должен вернуться в нормальное духовное состояние и обновить тот завет, в котором уже состоит.
Но как же он соотносит свое служение и служение будущего Мессии? «Я недостоин, — говорит он, — развязать ремень на его обуви... Я крещу вас водою, но Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Казалось бы, для Иоанна его служение очень важно, но, как мы видим, оно не сопоставимо со служением Христа.
Крещение Иоанново было именно подготовительным и покаянным актом, в нем не было мистики, но было очень важное исправление намерений, оно было действием душевным и эмоциональным. Иудей, который жил в полной уверенности, что у него всё хорошо, кроме присутствия римских захватчиков, то есть чего-то сугубо внешнего, вдруг осознавал, что его вера давно превратилась в рутинное исполнение закона, что он давно не чувствует связи с живым Богом. Однако при всей своей важности это крещение было лишь фундаментом для крещения гораздо более значимого, духовного.
Кажется, и в первом, и во втором случае речь идет о внутренней решимости изменить свою жизнь. Внешне эта решимость и сам акт внутреннего самоопределения оформляется схожим образом: омовением в воде.
Чем же они могли быть столь отличны, что Павел, пришедший в Ефес, крестил учеников, которые уже получили от Аполлоса крещение Иоанново? На самом деле разница между ними такая же, как между Ветхим и Новым Заветом. В Ветхом Бог обращался к человеку и тот, в свою очередь, мог стремиться к единомыслию с Ним. Однако Новый Завет — это не просто договор, утвержденный на новых, более продуманных идеях и условиях... Это Завет вечный, утвержденный жертвой Богочеловека Христа. Он заключается не только в нашем намерении, но и в том, что Дух Святой действительно исцеляет нас от греха. Не автоматически, конечно, но сообразуясь с нашими собственными усилиями.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница