Каждый год в праздник Рождества Христова завязывается разговор о двух датах: 25 декабря и 7 января. Первую дату часто называют Католическим Рождеством, а вторую, соответственно, Православным. По этой причине бывает даже, что между адептами двух дат возникает некоторое напряжение. Недоразумение сие не стоит жарких споров и братского мира. Во-первых, потому, что многие Православные Церкви сегодня отмечают Рождество именно 25 декабря. А во-вторых, потому, что разница в празднования Рождества - совершенно естественная и приемлемая традиция, которая существовала с древнейших христианских времён. Но, обо всём по порядку.
Основное, что нужно знать о Рождестве, это то, что точная дата Рождества Христова является сугубо культурным феноменом, не основанном на евангельском откровении. В Библии ни сказано ни слова о том, в какой месяц и в какой день недели родился Спаситель. Древние Иудеи никогда не отмечали дни рождений и даже не хранили в памяти точные даты появления ребёнка на свет. Практика отмечать день рождения являлась широко распространённой римской традицией и иудеями того времени категорически отвергалась как языческая. Первым известным иудеем, отмечавшим день рождения, был царь Ирод, которого иудеи считали за предателя, и который, согласно евангелию, казнил предтечу Иоанна Крестителя. Поэтому точная дата Рождества Христова в семье праведного Иосифа и Богородицы Марии никогда не отмечалась.
Но времена менялись. Церковь росла. Для человека не иудейской культуры день его рождения был календарным праздником. Именно тогда Церковь впервые задалась вопросом о дате Рождества Христова. И поскольку точных данных не было - стало ясно, что дата эта будет выбрана условно. Важен был не факт, а сама идея.
Первые попытки «привязать» праздник Рождества Христова к какому-то конкретному дню предпринимаются уже во II веке христианами Египта. В египетской Александрии был распространён культ бога солнца, который праздновался 6 января.
Именно в этот день александрийские христиане решили праздновать день Рождества Христова. Тем самым они предлагали своим соотечественникам поклоняться не небесному светилу, а истинному Творцу всего мира, в том числе и солнца – Христу. В другой крупнейшей Церкви того времени – в Риме – христиане взяли за основу иную дату, которая также как в Александрии была связана с популярным в народе культом солнца. Со времен императора Аврелиана 25 декабря - в день зимнего солнцестояния - римляне справляли праздник Рождества Непобедимого Солнца. Тогда римскому папе Юлию I пришла в голову идея миссионерского контрнаступления. По примеру александрийских христиан, он предлагает своей Церкви именно в этот день праздновать Рождество Христово. С тех пор в Римской церкви 25 декабря начинают возносить гимны и славословия рождённому Спасителю Христу. Таким образом, в древнем христианском мире существовали две традиции праздника Рождества – 6 января и 25 декабря.
С введением нового григорианского календаря разница со старым календарем составила 13 дней. И праздник Рождества снова обрел новое место, как это уже было с ним не раз, с 25 декабря он перешёл на 7 января для тех Церквей, которые остались в юлианском календаре. Сегодня из 15 Поместных Православных Церквей 11 церквей празднуют Рождество Христово 25 декабря, и 4 церкви, в том числе Русская, 7 января. И в этом нет никакой проблемы. «Единство в многообразии» было заповедано самим апостолом и всегда было свойственно церковной истории. Поэтому праздник Рождества Христова – очень хороший маркер, определяющий наше духовное состояние. Если мы не можем сохранить мир, понимание, человечность, широту и любовь к братьям, которые просто немного иначе или в другой день славословят Рождённого Господа – значит мы не только плохо знаем христианскую историю, но и чего-то не поняли в учении самого Христа. Ведь именно об этом многие Его притчи. А спор о цифрах и датах – это всё условности субботы, которая, как известно, предназначена для человека, а не наоборот.
«Как преодолевать разногласия в семье?» Протоиерей Максим Первозванский
Гостем программы «Семейный час» был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о том, почему между близкими людьми возникают конфликты, и можно ли их проживать с любовью?
Отец Максим говорил о том, что разногласия неизбежны, но важно не превращать их в противостояние — учиться быть на одной стороне, вместе искать решение, а не обвинять друг друга.
В разговоре с Анной Леонтьевой звучали темы доверия в браке, взаимного уважения и внутренней работы над собой.
Отец Максим делился пастырским опытом, рассуждал о том, как супругам оставаться едиными даже в трудные времена и почему верность — это не просто слово, а выбор сердца, совершаемый каждый день.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение








