
Нина Юркова
Однажды я поссорилась с близкой подругой. Начиналось все со спора на несущественную тему, но быстро переросло в жаркую баталию. Когда градус дискуссии повысился до предела, нам обеим стало страшно: а есть ли дорога назад, к дружбе? Мы решили прекратить разговор, и дать друг другу время остыть, а потом уже, если будет желание, вернуться к теме.
Помню, я настолько была на взводе, что хотелось выплеснуть эту энергию в какое-то действие. И я начала энергично гладить белье. Это помогло, и вот уже немного придя в себя, решила включить фильм о святом Иоанне — епископе Шанхайском и Сан-Франциском. В то время я как раз начинала узнавать этого святого, и как раз закончила читать его житие.
Фильм оказался очень впечатляющим: духовные чада Владыки Иоанна делились воспоминаниями об их общении, о его духовной помощи. В какой-то момент в голове промелькнула первая молитва ко святому, даже скорее, мысль: «Эх, Владыка Иоанн! Хоть бы помирил ты нас с Дарьей, сами мы вряд ли справимся!»
Окончив домашние дела, я засобиралась на вечернюю службу. Уже подойдя к храму, услышала из-за дверей стройное пение: «Величаем, величаем тя, святителю отче наш Иоанне, и чтим святую память твою. Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.» «Интересно, — подумала я — день какого из святых Иоаннов сегодня?!» Зашла в храм.
Народ стоял в очереди к иконе и мощам. Рядом с ковчегом стоял священник, и помазывал тех, кто прикладывался к мощам, освященным маслом. Я оказалась в самом хвосте очереди. Продолжала гадать: какого же из святых Иоаннов сегодня Церковь чествует? Чем ближе подходила к иконе, тем более знакомым мне казался облик святого старца, изображенного на ней. Небольшой рост, архиерейское облачение, и добрый, почти улыбающийся лик. Ну конечно же это Святой Иоанн Шанхайский!
Я в благоговении опустилась на колени, слезы хлынули из глаз. Приложившись к иконе и мощам, получив помазание, вышла из храма. На душе была радость от первой встречи с дорогим святым. А в голове вертелась моя просьба: «Хоть бы ты, владыка Иоанн, нас помирил с Дарьей!».
Я улыбнулась и набрала в телефоне номер подруги. «Слушай, что я тебе расскажу!» — и поведала ей, как попросила святого нас примирить, и что случилось потом. «Ну вот и помирил, получается!» — сказала она, когда я закончила свой рассказ.
С тех пор мы считаем святого Иоанна Шанхайского покровителем нашей дружбы, а в сложных ситуациях молимся ему друг о друге. И знаете, всегда получаем от Владыки помощь и утешение!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
«Музыка и вера». Алексей Ефимов, Жанна Попова
У нас в гостях были певица, педагог, обладатель Гран-при фестиваля «Святая Русь» Жанна Попова и гармонист «Золотой десятки» России Алексей Ефимов.
Мы говорили о музыке, вере и о христианских темах как в народной, так и в современной музыке.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Через боль к свету»
В этом выпуске своими историями о том, как через какие-то сложные испытания человек пришел к вере или переосмыслению жизни, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..