
«А о том, что лета наши подвигаются преклонные, здоровье тоже ежеминутно прерывается, и один Создатель только ведает, что будет вперёд: то и положили мы, ещё при жизни своей, отдать в замужество единственную дочь нашу, и в рассуждении приданого тоже можем надеяться, что она не острамит нашего капитала и происхождения, а равномерно и перед другими прочими». Данный фрагмент из пьесы Александра Островского «Свои люди — сочтёмся» кажется непривычным для нас, читателей XXI века. Но и современникам Островского, жившим в XIX веке, этот эпизод указывал на некую необычность, высокопарность, не свойственную обиходной речи. Дело в том, что герой комедии использует здесь книжную лексику. И на фоне остальных грубоватых высказываний данного персонажа это выглядит комично.
Но книжная лексика вовсе не смешное явление, она используется в важных сферах деятельности: от художественной литературы и публицистики до научных статей и деловых бумаг.
«Вдохновенный» и «гипотеза», «отчизна и грядущий», «ферментация» и «менталитет» — эти слова носят оттенок книжности, хотя могут использоваться и в разговорной речи. Ещё в античной риторике была разработана теория трёх стилей, которая разграничивала собственно ораторскую речь и разговорную.
Учёный Михаил Ломоносов применил данную теорию для жанров литературы, разделив лексику на три «штиля», или стиля: высокий, средний и низкий. И хотя уже давно нет жёсткого жанрового разграничения, мы всё равно чувствуем отличие книжного стиля от разговорного. Наличие слов церковнославянского языка, например, «вдохновенно», «преклонил», «торжество». Или использование библейских выражений — «суета сует и всяческая суета». Употребление терминов — «фотосинтез», «драматургия», «синтаксис». Всё это определяет нас как представителей той или иной сферы деятельности или может демонстрировать широкий кругозор. Пусть некоторые слова кажутся нам устаревшими и редко используются, но в ряде случаев книжная лексика — неотъемлемая часть языка. Тем более что произведения наших поэтов и писателей XVIII и XIX веков невозможно понять, не зная слов «высокого штиля». Как не вспомнить знаменитые строки Александра Сергеевича Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Все выпуски программы: Сила слова
- Как появились анекдоты и зачем они нужны
- Используем ли мы сегодня старославянский язык
- Есть ли у языка начальник и можно ли контролировать развитие языка
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Суета и духовная жизнь». Прот. Григорий Крыжановский, Евгения Белонощенко, Сергей Комаров
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, основательница сети развивающих клубов для детей Евгения Белонощенко и публицист, катехизатор, главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров размышляли о том, что такое суета, как она влияет на жизнь человека, в том числе, на ее духовную сторону.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема