Что такое благодать? Это благо, которое подается даром - не по заслугам человека, но исключительно по милости Бога. Нечто, в чем мы отчаянно нуждаемся, но на что не имеем никакого права. Писание приводит несколько примеров, помогающих понять, что это такое.
Пророк Осия был очень несчастлив в личной жизни - его любимая жена отвечала ему предательством, изменяла ему направо и налево, и не жила в его доме. Наконец, измотанную, постаревшую и уставшую, он выкупает ее, чтобы вернуть в свой дом и быть ее любящим мужем. Обязан ли он был так поступать? Нет. Какую участь ни навлекла бы на себя эта женщина, виновата была бы только она. Но Осия проявляет то, что на библейском иврите называется "хесед", верная любовь, любовь несмотря ни на что, несмотря на крайнее недостоинство того, кого любят.
Его личная драма становится образом взаимоотношений Бога и Его неверного народа - люди грешат и тяжко оскорбляют Господа, но он ждет их покаяния, чтобы с любовью принять их назад.
В Евангелии от Луки находится притча о блудном сыне - легкомысленный юноша тяжко оскорбляет отца, уходит от него в далекую страну, возвращается только когда перед ним начинает маячить голодная смерть - но отец принимает его с любовью и устраивает праздник в честь его возвращения. Обязан ли был отец так поступать? По обычаям того времени - не только не обязан, но и скорее должен был поступить наоборот - навсегда отречься от своего сына и забыть, что он у него вообще когда-то был.
Благодать - это то, в чем человек отчаянно нуждается, но что ему не обязаны давать. Например, представьте себе, что у Вас есть машина - она нужна Вам для работы, Вы купили ее в кредит, который сейчас выплачиваете. И представьте себе, что я, из хулиганских побуждений, ее сжег.
По справедливости, я должен выплачивать ущерб - любой суд постановит именно это. Я, из-за своей глупости и злобы, попал в немалую беду.
Вы можете проявить удивительное великодушие и простить мне всю сумму - и тогда, конечно, ущерб придется нести вам. Но Вы не обязаны это делать. Никто Вас не упрекнет, если Вы взыщете с меня все до копейки.
И вот Евангелие благодати - оно о том, что Бог любит, прощает и спасает неблагодарных и злых грешников, которые не заслуживают ничего, кроме окончательного отвержения. И Он делает это ценой Крестной Жертвы. Как говорится в Молитве Василия Великого, Сын Божий "в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя". Бог облекся в плоть, был распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных. Он не был обязан это делать, и мы ничем не могли бы этого заслужить, да и как можно было бы заслужить такое - но Он свободно пожелал умереть за нас, чтобы даровать нам прощение грехов и жизнь вечную.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.