
В этой машине мы ехали с одноклассницей, тоже Наташей, а за рулём был Наташин дедушка. Он вёз нас с какого-то общегородского детского мероприятия. Вернее, вёз внучку, а меня просто решил подкинуть до дому — по пути. Автомобилей в моём родном Хабаровске было тогда немного, а уж на чёрной «Волге» проехаться — высшим шиком считалось. Я, первоклассница, понимала это отлично. И мне было важно, чтобы Наташин дедушка подвёз меня к самому подъезду. Я представляла, как легко выпорхну из лакированного авто — и меня непременно увидят и Вика, и Инка, и Сашка с пятого этажа — все ребята, с кем бегала вечерами во дворе. А я пойду такая спокойная, как ни в чём не бывало...
«Вот здесь поверните, пожалуйста, — говорю дедушке, — вон он, мой дом, виден уже!»
Но водитель останавливает машину: «Выходи, и так добежишь!»
Эпизод этот запомнился, потому что был первым в цепи подобных. Шанс потщеславиться — такой, казалось бы, явный — уходил из-под носа. Терялась моя тетрадка с конкурсной работой, выполненной лучше всех, а когда находилась — уж было поздно, в Москву на олимпиаду по литературе летела другая девочка. Или вот ещё случай: нужно было приветствовать делегацию членов правительства, встречать их в аэропорту, и мне, пятикласснице английской спецшколы, дают учить какие-то рифмованные строки — но накануне в ночь я сваливаюсь с температурой. Или вот городская выставка рисунков, от нашей школы туда отправляются десять работ, из которых половина — мои, и мой рисунок занимает первое место. Я помню: на фоне рассветного солнца — оленёнок с матерью, силуэты. А в уголке — фамилия совсем не моя, а моей одноклассницы. Так сделали для имитации массовости участников. И потому поздравляли и награждали другую девочку, а я махнула рукой: ну и ладно, главное — рисунок хороший, его высоко оценили и все увидели. И ура!
Так повторялось всё детство, и я смутно ощущала: это неспроста. Кто-то отводит меня от чего-то опасного. В голове сформулировалось: «не полезно». Конечно — разве полезна слава мирская, дешёвая? Хотя — ну какая там слава, победа на городском конкурсе в небольшом дальневосточном городе? Или пять метров пешком на глазах соседей — от чёрной «Волги» до подъезда? Что за масштаб? Глупости.
Но для Бога совсем не глупости, что может произойти в душе ребёнка. И, видимо, если бы я в детстве привыкла отражаться в большом зеркале людских восторгов, то испортилась бы внутренне непоправимо. Кстати, ещё случай: в школе узнали, что я пишу стихи, и мама одноклассницы, тележурналист, сделала передачу с моим участием. Мне было восемь лет. Когда у экрана собралась вся семья, я убежала в другую комнату — реветь: очень уж не понравилось мне щекастое существо с большим бантом и тонким голосом. Неужели это я? Наутро все меня поздравляли и в школе, и во дворе, а я не знала, куда себя деть от стыда и хотела, чтобы все поскорее забыли эту программу.
После детства прошло много лет, я сменила несколько городов, не понаслышке узнала, что есть провалы и успехи, а главное — поняла: жить надо — перед Богом. Именно с ним отношения — наиважнейшие. Если это получается, то не зависишь уже глубинно, внутренне от людских мнений, хулу и похвалу приемлешь равнодушно, то есть — обретаешь свободу. А она только со Христом и возможна. И бережёт Он от соблазнов мира неокрепшие души, чтобы — иную радость дать.
Меня высадили тогда из чёрной «Волги» за полквартала от дома, и я набрела на черёмуху. И долго играла её цветами, разглядывала и нюхала, а потом собрала миниатюрный букетик. Принесла домой — маме. И радовалась не самой себе, а возможности подарить цветы, порадовать маму красотой. Это принципиальная разница...
Стоп. Стоп. Чёрная «Волга» — говорю я себе иногда и сейчас в разных ситуациях. Не надо, Господи. Охрани, убереги. Я и так добегу. Я пешочком. Лишь бы — к Тебе.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер