
В этой машине мы ехали с одноклассницей, тоже Наташей, а за рулём был Наташин дедушка. Он вёз нас с какого-то общегородского детского мероприятия. Вернее, вёз внучку, а меня просто решил подкинуть до дому — по пути. Автомобилей в моём родном Хабаровске было тогда немного, а уж на чёрной «Волге» проехаться — высшим шиком считалось. Я, первоклассница, понимала это отлично. И мне было важно, чтобы Наташин дедушка подвёз меня к самому подъезду. Я представляла, как легко выпорхну из лакированного авто — и меня непременно увидят и Вика, и Инка, и Сашка с пятого этажа — все ребята, с кем бегала вечерами во дворе. А я пойду такая спокойная, как ни в чём не бывало...
«Вот здесь поверните, пожалуйста, — говорю дедушке, — вон он, мой дом, виден уже!»
Но водитель останавливает машину: «Выходи, и так добежишь!»
Эпизод этот запомнился, потому что был первым в цепи подобных. Шанс потщеславиться — такой, казалось бы, явный — уходил из-под носа. Терялась моя тетрадка с конкурсной работой, выполненной лучше всех, а когда находилась — уж было поздно, в Москву на олимпиаду по литературе летела другая девочка. Или вот ещё случай: нужно было приветствовать делегацию членов правительства, встречать их в аэропорту, и мне, пятикласснице английской спецшколы, дают учить какие-то рифмованные строки — но накануне в ночь я сваливаюсь с температурой. Или вот городская выставка рисунков, от нашей школы туда отправляются десять работ, из которых половина — мои, и мой рисунок занимает первое место. Я помню: на фоне рассветного солнца — оленёнок с матерью, силуэты. А в уголке — фамилия совсем не моя, а моей одноклассницы. Так сделали для имитации массовости участников. И потому поздравляли и награждали другую девочку, а я махнула рукой: ну и ладно, главное — рисунок хороший, его высоко оценили и все увидели. И ура!
Так повторялось всё детство, и я смутно ощущала: это неспроста. Кто-то отводит меня от чего-то опасного. В голове сформулировалось: «не полезно». Конечно — разве полезна слава мирская, дешёвая? Хотя — ну какая там слава, победа на городском конкурсе в небольшом дальневосточном городе? Или пять метров пешком на глазах соседей — от чёрной «Волги» до подъезда? Что за масштаб? Глупости.
Но для Бога совсем не глупости, что может произойти в душе ребёнка. И, видимо, если бы я в детстве привыкла отражаться в большом зеркале людских восторгов, то испортилась бы внутренне непоправимо. Кстати, ещё случай: в школе узнали, что я пишу стихи, и мама одноклассницы, тележурналист, сделала передачу с моим участием. Мне было восемь лет. Когда у экрана собралась вся семья, я убежала в другую комнату — реветь: очень уж не понравилось мне щекастое существо с большим бантом и тонким голосом. Неужели это я? Наутро все меня поздравляли и в школе, и во дворе, а я не знала, куда себя деть от стыда и хотела, чтобы все поскорее забыли эту программу.
После детства прошло много лет, я сменила несколько городов, не понаслышке узнала, что есть провалы и успехи, а главное — поняла: жить надо — перед Богом. Именно с ним отношения — наиважнейшие. Если это получается, то не зависишь уже глубинно, внутренне от людских мнений, хулу и похвалу приемлешь равнодушно, то есть — обретаешь свободу. А она только со Христом и возможна. И бережёт Он от соблазнов мира неокрепшие души, чтобы — иную радость дать.
Меня высадили тогда из чёрной «Волги» за полквартала от дома, и я набрела на черёмуху. И долго играла её цветами, разглядывала и нюхала, а потом собрала миниатюрный букетик. Принесла домой — маме. И радовалась не самой себе, а возможности подарить цветы, порадовать маму красотой. Это принципиальная разница...
Стоп. Стоп. Чёрная «Волга» — говорю я себе иногда и сейчас в разных ситуациях. Не надо, Господи. Охрани, убереги. Я и так добегу. Я пешочком. Лишь бы — к Тебе.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица