Как известно, женщин на Афон не пускают. А мне повезло. Нет. Конечно, на самом Афоне я не была. Но была в монастыре, который построил ученик афонского старца Иосифа Исихаста в аризонский пустыне. В Америке. В этом монастыре живут по строгому афонскому уставу. Молятся ночью. Спят два раза в сутки по два-три часа - вечером и утром. Читают Иисусову молитву. Часто вслух, не обращая внимания на паломников и туристов.
Основатель монастыря - архимандрит Ефрем Филофейски - построил в Америке 18 греческих православных монастырей. И собирается довести их число даже до 20. Самый большой и известный - монастырь св.Антония Великого. Он находится в центре Аризоны, примерно в 120 километрах на юго-восток от города Феникс. Его окружает мертвая пустыня и вековые кактусы в человеческий рост.
Ехать одной по палящему солнцу опасно. Если машина откажет, закончится бензин или питьевая вода можно умереть от обезвоживания. Буквально сгореть еще до наступления темноты. Поэтому я присоединилась к группе паломников из соседнего штата. Мы добрались до обители за два дня.
Таких как мы приезжает очень много. Хотя, большинство - американские туристы, а не паломники. 30 тысяч человек посещают этот монастырь ежегодно. Он находится в первой тройке аризонских достопримечательностей, наряду с Великим Каньоном. Туристы во время экскурсии по монастырю переспрашивают в каком году он был основан — в 1895 или в 1795... Настолько поразительно все то, что предстает перед глазами. Трудно представить, что всего 20 лет назад на этом месте не было ничего, кроме потрескавшейся выжженой земли, змей и скорпионов.
Есть в монастыре и русский монах. Физик из Москвы. С его помощью мне удалось разобраться в службах - когда спать, когда есть, когда молиться. Устав монастыря строг (под стать окружающей природе). Старец Ефрем взял за основу устав монашеской общины афонского отшельника и подвижника нашего времени Иосифа Исихаста, учеником которого он был на протяжении 12 лет жизни на Афоне.
День в монастыре начинается за два часа до полуночи. Монахи просыпаются после краткого вечернего сна и начинают совершать бдение. Бдением здесь называется Иисусова молитва по четкам, которую они творят по своим кельям, либо на улице - в парке. В правило входит 1000 молитв с крестным знамением и 100 земных поклонов.
Все время сна и бдения — называется в монастыре "тихими часами", когда нельзя разговаривать между собой и по телефону, принимать душ или выходить из кельи. Потом монахи собираются в храм на литургию, после которой завтрак и небольшой сон. Днем послушания. Обед. Краткая вечерня и все по-кругу. Через три четыре дня привыкаешь к ночному афонскому образу жизни, тем более, что температура в жаркие дни достигает +45 градусов в тени.
Но самое удивительное - это оазис, который монахам удалось разбить вокруг монастыря. Он один стоит того, чтобы приехать в этом место. А дело в том, что монахи нашли в пустыне воду и теперь в центре пустыни разбит парк в несколько тысяч деревьев. Извилистые дорожки подсвечены фонарями, круглые сутки работают фонтаны с артезианской водой. Часовенкам, аркам, беседкам нет числа. Ночью на улицу вылезают кошки, они сладко спят в беседках, свесивши лапы и хвосты.
В Америке говорят, что аризонские звезды самые яркие. Это действительно так. Уходить из поразительного оазиса и ложиться спать совсем не хочется. Тем более, что ночь — единственное время, когда здесь можно спокойно дышать и очень хорошо молиться.
Если будете в Аризоне, может быть по дороге в Великий каньон или объезжая Долину смерти, загляните в этот монастырь. Не пожалейте времени. Впечатление о настоящих аскетах-пустынниках, живущих в условиях приближенных к египетским, останется с вами навсегда.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер